Борьба за существование. Приспособленность – результат действия естественного отбора

Разделы: Биология, Экология


Цель: Изучить борьбу за существование и приспособленность как результат действия естественного отбора.

Задачи:

  1. Обеспечить в ходе урока усвоение понятий: борьба за существование, приспособленности, маскировка, мимикрия, предупреждающая и покровительственная окраска. Изучить формы борьбы за существование, разобрать приспособленность живых организмов на конкретных примерах.
  2. Развивать умение составлять схемы и сравнительные таблицы, а также умение связывать весь материал в одну цепочку.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе в целом, экологическую культуру учащихся, показать связь изучаемого материала с реальной жизнью. В процессе работы на уроке развивать навыки самостоятельного поиска материала, навыки самоконтроля.

Оборудование: Таблица, схема, карточки, художественная литература.

Ход урока

I. Организационный момент:

проверить отсутствующих, работу дежурных, приветствие.

II. Повторение пройденного материала:

Ребята, сегодня мы будем изучать новую тему, но для этого мы должны вспомнить материал который изучали на прошлом уроке, но повторять будем только основные термины:

  1. Что означает термин «популяция»? (Ребята отвечают).
  2. Сейчас я зачитаю два примера, а вы скажите, какой пример к какой форме естественного отбора относится? Почему вы так решили?
  • Среди серых крыс очень быстро распространялась устойчивость к яду, вызывающему кровотечение. Сейчас крысы без вреда для себя поедают приманки, отравленные таким ядом.
    Ответ: Движущая форма – способствует сдвигу среднего значения признака и приводит к появлению новой средней нормы, действует при изменении условий внешней среды.
  • У насекомоопыляемых растений размеры и форма цветков очень устойчива. Почему?
    Ответ: стабилизирующая форма отбора, действует в постоянных условиях среды, направлена на поддержание ранее сложившегося среднего признака. Цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей.
  • Что такое естественный отбор? (Отвечают)

III. Объяснение новой темы:

Вообще, термин «естественный отбор» был принят Ч. Дарвиным по аналогии с термином искусственный отбор. При естественном отборе факторы среды уничтожают менее приспособленных особей, естественный отбор действует только на пользу популяции и вида в целом. Т.е. уже на этом этапе мы можем сказать, и Ч.Дарвин это показал, что естественный отбор является следствием борьбы за существование, и в результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Они обуславливают приспособленность организма к условиям среды.

Запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему)

Дарвин термин борьба за существование рассматривает как разнообразие форм взаимодействия, как между организмами, так и взаимодействие организма с окружающей средой, т.е. это не противоборство организмов, но и их определенные формы сотрудничества. (Записать) Дарвин писал: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого и так же включая сюда не только жизнь одной особи, но и успех ее восстановления потомства».

Про двух животных одного рода можно совершенно верно сказать, что они борются, друг с другом за пищу и жизнь. Но и про растение на окраине пустыни так же говорят, что оно ведет борьбу против засухи, хотя правильнее будет сказать, что оно зависит от влажности, т.е. термин борьба за существование в широком понимании означает всё проявление активности вида направленное на поддержание своей жизни. (Записать) Сюда входит и высокая плодовитость живых организмов: так одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки до 10 тыс. икринок. На одном растении мака ежегодно созревает до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные способны оставлять огромное потомство. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рожают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что при такой рождаемости через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

Что происходит? Почему каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния? В чем заключается главная причина борьбы за существование? Как Вы думаете?

(Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченность ресурсов).

Таким образом, мы провели связь между естественным отбором и борьбой за существование. И показали, что естественный отбор является следствием борьбы за существование, и в результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. (Записать)

Следующей задачей урока является изучение форм борьбы за существование, работа с учебником, заполнение схемы: Стр. 108-110 Тупикин

Я даю схему, объясняю, а ребята сами заполняют. Пока работают с учебником, я читаю карточки (1 карточка – 1 ряд), ребята пишут ответ, я проверяю потом второму ряду и т.д.

Затем подводим итог.

Вопросы: Что такое естественный отбор? Что такое борьба за существование? Какие формы борьбы выделяют? Примеры.

То есть можно сделать вывод: следствием всех форм борьбы за существование является с одной стороны гибель организмов в виде естественной смертности или потребление одних особей др. и с другой стороны следствием является соревнование особей в борьбе за жизнь и выживание более приспособленных организмов. (Записать)

Вот мы говорим – приспособились, приспособленный организм, а что же входит в понятие приспособленности вида?

Ответ: В понятие входит не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям (например, длинный пищеварительный тракт животных, питающихся растительной пищей), а так же сложность и разнообразие физиологических функций организма. (Записать)

Сейчас работаем самостоятельно §47, стр. 175, Беляев, читаем, заполняем таблицу.

Название растения или животного Условия обитания Черты приспособленности Виды приспособлений
Богомол обыкновенный Наземная среда обитания Различная окраска: зеленая, желтая, бурая Покровительственная окраска

Показываю один пример, а остальное ребята делают сами. Когда они закончили, обсуждаем, дополняем. Устраиваем соревнование: кто больше примеров написал и у кого они правильно написаны, продолжается соревнование на примерах подготовленных мною.

IV. Затем Д/З:

§3.8,47, найти пример про бутылочное дерево и про морских сомиков, все повторить, дописать таблицу.

Карточки к уроку

  1. Тетерева на токах собираются по нескольку десятков на лесных полянах еще ночью. Между самцами возникают жестокие драки, а самки в это время сидят на опушках поляны или в кустах. Самцы принимают характерное положение тела и издают своеобразные звуки.
    Какая форма борьбы за существование? Почему? (внутривидовая)

  2. В Англии много умирающих вязов, болезнь вязов вызывает гриб, у которого нет ни ножки, ни шляпки. Этот гриб нарушает водоснабжение дерева, закупоривает сосуды, крона дерева желтеет. Этот гриб распространяют короеды, которые живут на здоровых деревьях, а ходы для размножения прокладывают под корой больных деревьев.
    Какая форма борьбы за существование? (межвидовая)

  3. В Подмосковье во время засухи в сосновом бору четырех метровые деревья начали чуть подсыхать. Их шести метровые братья, у которых была большая крона, должны были бы страдать от засухи тоже, однако большие деревья чувствовали себя хорошо. Стали копать, оказалось, что корни у тех и других были на одинаковой глубине, но у больших они оказались гуще в пять раз.
    Какая форма борьбы за существование? (с неблагоприятными условиями)

Информация для заполнения второй таблицы

  • В нашей стране широко распространен богомол обыкновенный. Окраска разных особей это вида бывает зеленой, желтой и бурой. Богомолы зеленого цвета встречаются среди травы и кустарников, бурые – на растениях, выгорающих от солнца, желтые – на желтом фоне.
  • Способность менять окраску путем перераспределения пигмента в покровах тела у наземных – хамелеон; у водных – камбала.
  • Способность животных менять окраску в зависимости от сезона года (песец, заяц, белая куропатка)
  • У растений образуется иглы и колючки, (кактусы) обжигающие волоски (крапивы)
  • Росянка, листья покрыты красноватыми железистыми волосками, выделяющими липкий секрет.
  • Расчленяющая окраска зебра, тигр.
  • На период размножения самцы остромордой лягушки приобретают в воде красивую ярко-голубую окраску. Яркая окраска самцов и их демонстративное поведение увеличивают вероятность гибели. Однако это выгодно для вида в целом. Почему?
  • Хорошо известен облик водного млекопитающего дельфина его движение легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде достигает 40 км/ч. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды обтекающих дельфина.
  • Обтекаемая форма тела птиц. Почему такая форма? Почему птицы лишены выступающих ушных раковин, почему в полете, они обычно вытягивают ноги (сокол-сапсан пикирует со скоростью 290 км/ч).

Маскировка:

  • Жуки, своим внешним видом напоминающие лишайники.
  • Прямокрылые насекомые имитируют лист.
  • Плоское тело имеют рыбы, ведущие придонный образ жизни

Литература:

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Граубин Г.Р. Четырехэтажная тайга.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984, 496 с.
  3. Захаров В.Б. и др. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин.- 2-е изд. дораб.- М.: Дрофа, 2003.
  4. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. ср. шк. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Н.Н. Воронцов и др, М.: Просвещение, 1992.
  5. Парамонов А.А. Дарвинизм. Учеб. пособие по биологии. – М.: Просвещение, 1978.