Урок-спектакль "Сроку давности не подлежит"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф:

… Эта память, верьте люди,
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем –
Вновь придет война.

Цель урока:

  • показать учащимся античеловеческую сущность фашизма, его звериное лицо;
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к жертвам фашизма и гордости за свой народ, который не только выстоял, но и победил в этой страшной войне.

Оснащение урока:

  • выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне.
  • слайды;
  • стенд с фотографиями нацистских преступлений;
  • записи песен «А может, не было войны», «Давным-давно была война», «Бабий яр», «Бухенвальдский набат».

/Урок построен на материалах Нюрбергского процесса./

Ход урока

Перед началом урока звучит запись песни «А может, не было войны».

Урок начинается. Звучит песня «Давным-давно была война», музыка становиться тише.

Ведущий. (Вступительное слово учителя).

В этом году исполняется 65 лет со дня окончания самой кровопролитной войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Но и сейчас мы обращаемся прошлому: рассказываем о злодеяниях, которые творили гитлеровцы на оккупированных землях. Зачем мы это делаем? Ответ на этот вопрос можно дать только один: живущие сейчас поколения должно знать, как велик подвиг, совершенный всем советским народом, одолевшим гитлеровскую машину зла и мракобесия. Делать это ещё и потому, что в мире сохранились силы, заинтересованные в возрождении фашизма, в использовании для подавления народов тех же методов, которые применяли в своих преступных целях нацисты.

«Эта память верьте люди, всей земле нужна.
Если мы войну забудем – вновь придет война».

Ученица: Не было в истории человечества ещё войны, которая сопровождалась бы приказами поистине зверскими, как было в войне, вероломство начатой фашизмом против СССР. Даже не придумав предлога для вторжения, еще не вступив на чужую территорию, Гитлер и его клика задумали уничтожение громадного, исторически сложившегося народа, занимавшего одну шестую часть планеты.

Виселицы, расстрелы, газовые камеры, изощренные издевательства – всё было впущено в ход, чтобы заставить советский народ склониться перед захватчиками. Но никакие зверства не сломили нашу страну, наших людей. Не сделались мы рабами фашистов…

Учитель: Задавшись несбыточной целью завоевать господство над всем миром, потеряв чувство реальности и человеческого обличия, Гитлер и его приспешники развязали страшную и кровопролитную войну. Как это было, как выползла из своей норы в мир фашистская гадина:

Ученик в образе А. Гитлера:

«1933 г. Четырнадцать-пятнадцать лет тому назад я заявил немецкой Нации, что вижу свою историческую задачу в том, чтобы уничтожить Марксизм…. Это не пустые слова, а священная клятва, которую я буду выполнять до тех пор, пока не испущу дух».

1935 г. «Я клянусь, что национал-социализм сохранит Германию и очевидно всю Европу от страшной катастрофы. Если мы вооружимся, мы спасёмся от большевиков».

1937 г. «Для решения германского вопроса возможен только путь насилия, хотя оно никогда не бывает без риска».

1939 г. «Я дам пропагандистский повод к войне. Победителя не спрашивают, прав он или нет. При развязывании и ведении войны важно не право, а победа. Наша сила в подвижности и жесткости. Чингисхан с полным сознанием и лёгким сердцем погнал на смерть миллионы детей и женщин. Однако история в нём видит лишь великого создателя государства. Мне безразлично, что говорит обо мне одряхлевшая западная цивилизация».

Руководители запада – червяки, я их видел в Мюнхене... Я отдал приказ и и расстреляю каждого, кто скажет слово критики. Приказ гласит: цель войны состоит не в достижении определённой линии, а в физическом уничтожении противника. Поэтому я – пока лишь на Восток – подготовил мои части «Мёртвая голова», отдав им приказ без сожаления и жалости уничтожать мужчин, женщин и детей польского происхождения... Польша будет населена немцами. А в дальнейшем, господа, с Россией случиться то же самое, что я проделаю с Польшей. Мы разгромим Советский Союз. Тогда грянет немецкое мировое господство.

1940 г. «... Немецкие учреждения и органы власти в СССР должны иметь роскошные здания, губернаторы – дворцы... Мы не должны посылать туда немецкого школьного учителя – знание грамоты русским украинцам, киргизам может повредить нам. Немецкие врачи должны лечить только немцев».

1941 г. «... В Москву не должен вступить ни один немецкий солдат. Город следует окружить так, чтобы оттуда не вышли ни солдаты, ни гражданское население. Будут приняты меры, чтобы затопить Москву и её окрестности. Там, где сегодня Москва, возникнет огромное озеро, которое навсегда скроет столицу русского народа».

Учитель: Мы знаем, что особой ненавистью гитлеровские убийцы относились к славянским народам, поэтому, отправляя своих солдат на войну, гитлеровское командование снабжало солдат специальной памяткой, в которой внушалось:

Ученик: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, советского, не останавливайся если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечив будущее своей семьи и прославишься на века.

Ни одна мировая сила не устоит перед германским народом. Мы поставим на колени весь мир. Германия – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки.

Ты – германец, как подобает германцу, уничтожай всё живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном, о фюрере.

Тебя не возьмет ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Учитель: Отправляя в завоевательный поход коричневые орды, Гитлер торжественно заявил, что освобождает своих солдат от химеры, которая называется совестью. Это означало: будь хуже зверя, убивай без оглядки, грабь, жги, насилуй, глумись над страданиями беззащитных женщин, стариков, детей. И они действительно вели себя так, что и сейчас мы не можем с достаточной уверенностью положительно ответить на вопрос: а люди ли были все те, кто пытал, истязал, расстреливал, кто превратил жизнь беззащитных людей, согнанных в концентрационные лагеря, в кошмарный ад?

/Мини-инсценировки: эпизоды судебных процессов над нацистами/

1) Прокурор: Начальник лагеря Освенцим Рудольф Фердинанд Гесс. Когда вас назначили начальником лагеря Освенцим.

Гесс: 1 мая 1940 года.

Прокурор: Когда началось массовое истребление путем отравления газом, как долго продолжалось, кто осуществлял наблюдение за казнями в Освенциме?

Гесс: Массовое истребление путем отравления газом началось летом 1941 года и продолжалось до осени 1944 года. Я лично осуществлял наблюдение за казнями в Освенциме.

Справка: /обвинитель/. С 1 мая 1940 года по 1 декабря 1943 года было истреблено путем отравления в газовых камерах 2 миллиона 500 тысяч жертв, и по крайне мере, ещё 500 тысяч человек погибли от голода и болезней.

Таким образом, общая цифра погибших достигает 3 миллионов человек, т.е. 80% всех лиц, посланных в Освенцим в качестве заключенных

Прокурор: Расскажите, как вы уничтожали военнопленных.

Гесс: При уничтожении заключенных в лагере Треблинка применяли газ моноксид. Но я посчитал этот метод не очень эффективный и поэтому, когда я устроил в Освенциме помещение для уничтожения, я применил «Циклон» – кристаллизированную синильную кислоту и люди умирали в течение 3-5 минут. О наступившей смерти мы узнавали потому, что находившиеся в камере люди переставали кричать. Другое усовершенствование, которое мы провели по сравнению с лагерем Треблинка, что мы построили газовую камеру так, что она вместить 2 тысячи человек одновременно, а в Треблинке 10 газовых камер вмещали по 200 человек каждая.

Прокурор: Как выбирали жертв?

Гесс: Жертвы мы выбирали таким образом: в Освенциме два дежурных врача осматривали заключенных, прибывших эшелонами. Пригодных к работе направляли в лагерь, остальных же немедленно посылали на истребление.

Маленьких детей истребляли всех, так как они не могли работать.

И еще одно усовершенствование, которое мы ввели по сравнению с Треблинкой – в Треблинке жертвы всегда знали, что они умрут, у нас же они думали, что их подвергнут санобработке.

Эпизод 2.

Прокурор: Подсудимый Кайндл, когда вас назначили комендантом, лагеря, там уже Существовала разработанная техника уничтожения.

Кайндл: Так точно! Кроме кабинета врача, из которого расстреливали заключенных, было еще одно место для казни – подвижная механизированная виселица, позволяющая казнить 3 -4 человек одновременно.

Прокурор: Вы как-нибудь усовершенствовали технику уничтожения?

Кайндл: В середине мая 1943 года были введены газовые камеры в качестве массового уничтожения.

Прокурор: Кто отвечал за проведение казней?

Кайндл: Комендант лагеря.

Прокурор: Сколько заключенных было уничтожено в Заксенхаузене за два года и восемь месяцев?

Кайндл: Я несу ответственность за уничтожение сорока двух тысяч человек.

Прокурор: А сколько умерло от голода?

Кайндл: По моим подсчетам, восемь тысяч.

Прокурор: Подсудимый, получали ли вы приказ взорвать лагерь для того, чтобы ликвидировать следы совершенных злодеяний?

Кайндл: Так точно! 1 февраля 1945 года у меня был разговор с начальником гестапо Мюллером. Он приказал уничтожить лагерь, истребить всех газом. До конца марта удалось уничтожить примерно пять тысяч заключенных.

Прокурор: Сколько заключенных оставалось еще в лагере?

Кайндл: От сорока до пятидесяти тысяч. Я получил приказ погрузить их на баржи и, отправив через систему каналов в Северное море, утопить их. Но ...Красная армия двигалась слишком близко.

Эпизод 3.

Прокурор: Подсудимый Вильгельм Шуберт, вы были надзирателем в концлагере Заксенхаузен. Вам доводилось избивать заключенных?

Шуберт: Это входило в число моих обязанностей?

Прокурор: Обливали их на морозе холодной водой до тех пор, пока они не замерзнут насмерть?

Шуберт: Так точно, и это приходилось делать!

Прокурор: В марте 1940 года вы приказали одному поляку повеситься. Расскажите, как это было?

Шуберт: Да очень просто, господин прокурор. Выдал ему веревку, гвоздь, молоток, запер в камере, сказав на прощанье, что если он не повеситься, я вынужден буду подвергнуть его пыткам.

Прокурор: И он повесился?

Шуберт: Так точно, господин прокурор. И получаса не прошло, как все было Кончено.

Прокурор: Сколько в Заксенхаузене было расстреляно русских пленных?

Шуберт: Я располагаю данными только за 1941 год. Тогда расстреляли около тридцати тысяч русских пленных.

Прокурор: Вы принимали участие в этих казнях?

Шуберт: Лично застрелил шестьсот тридцать русских.

Прокурор: Подсудимый Шуберт, власти вас награждали за это?

Шуберт: Так точно, господин прокурор. Я получил «Железный крест за боевые заслуги». С двумя мечами.

Эпизод 4.

Прокурор: Вы известны под именем «Железный Густав»?

Густав: Так точно, заключенные называли меня Железным Густавом.

Прокурор: На предварительном следствии вы показали, что все эсесовцы были в большей или меньшей степени извергами. Это правильно?

Густав: Так точно. Это правильно, все они были извергами.

Прокурор: Что вам известно о совещании в августе 1941 г., на котором обсуждался вопрос об уничтожении военнопленных, которые остались в живых?

Густав: ... Было указание уничтожить этих людей.

Прокурор: Сколько их там было?

Густав: Около шести тысяч в первом транспорте.

Прокурор: А что стало с тысячью военнопленных, которые остались в живых?

Густав: Четыреста человек умерло в апреле1942года от голода... А оставшиеся были высохшие скилеты.

Прокурор: Подсудимый Густав, подтверждаете ли вы, что ... участвовали в расстрелах русских, поляков, голландцев, французов, и представителей других наций.

Густав: Так точно, это соответствует фактам.

(Звучит траурная музыка, звук стихает, слышны звуки метронома).

Учитель: ВСЛУШАЙТЕСЬ В ГОЛОСА ПРОШЛОГО... И пусть помнят живые эти голоса жертв немецко – фашисткой террора, взывающие к совести мира, справедливости и возмездия.

(Выступают учащиеся от имени жертв нацистов).

Северина Шмаглевская, польская писательница, узница Освенцима:

– В Освенциме детей систематически уничтожали, в том числе только что рожденных. Детей постарше заставляли непосильно работать, превращая их из физических крепких, здоровых, в смертников. Над детьми производили различные медицинские опыты. Но эта была участь только части прибывших детей. В основном же их прямо из подошедших к лагерю вагонов, по «Дороге смерти» вели в газовые камеры, а когда там не справлялись с людским потоком, их бросали живыми в раскаленные жерла крематорских печей.

Яков Гордон, заключенный Освенцима:

– В начале 1943 года в лагере Биркентау были отобраны 164 мальчика и отвезены в больницу, где при помощи уколов в сердце карбоновой кислоты все они были умерщвлены.

Вельдтраун Бакаш, из Дюссельдорфа:

– в 1943 году, в то время, когда мы огораживали крематорий № 5, я лично видела, как эсесовцы бросали в горящие костры живых детей.

Салиюлис, бывшая узница Саласпилса:

– В Саласпилсе детей истязали, остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости и после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек.

Бринман, узница Саласпилса:

– Заболевшим корью детям что-то впрыскивали, после чего начиналось воспаление глаз, и через несколько дней глаза вытекали.

– Яновский лагерь отличался применением изощренных, зверских методов истребления людей. Его комендант оберштурмфюрер СС Вильгаус ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат своей жене и она тоже стреляла. Иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, Вильгауз заставлял подбрасывать 2-4-х летних детей и давал очередь по ним. Дочь аплодировала и кричала: «Папа еще! Папа еще!». И тот убивал снова.

– в 1943 году в день рождения Гитлера (ему исполнилось 54 года) тот же Вильгауз отсчитал из числа заключенных 54 человека и лично расстрелял их. Однажды сотрудник гестапо Вепко поспорил с руководителями лагеря, что он одним ударом секиры разрубит мальчика. В доказательство он поймал в лагере 10-летнего мальчика, поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе и пригнуть голову, примерился и одним ударом секиры разрубил мальчика вдоль туловища».

– Гауптштурмфюрер СС Гебауэр душил женщин и детей, а мужчин замораживал в бочках с водой. Бочки наполнялись водой, жертвам связывали руки и ноги и опускали в воду. Обреченные находились в бочке до полного замерзания.

– Гауптштурмфюрер СС Варцок подвешивал заключенных за ноги к столбам и так оставлял их до наступления смерти. Начальник следственной части Яновского лагеря Гайне протыкал заключенных куском железа, плоскогубцами вырывал у женщин ногти, затем подвешивал их за волосы и стрелял по «движущимся мишеням».

Владислав Блюм, житель Каунаса:

– На моих глазах происходили душераздирающие сцены: у матерей немцы отбирали детей и неизвестно куда отправляли, многие дети погибали при расстреле вместе с матерями.

Учитель читает стихотворение М. Джалиля «ВАРВАРСТВО»

(минута молчания)

Ученица: Кровь и страдания детей, попавших в фашистскую неволю, звали советских Воинов в бой. И мы, молодое поколение, поколение, рожденное в конце ХХ века не должны забывать страшные уроки истории, мы не должны забывать страшные уроки истории, мы не должны допустить их повторения.

Мы внуки тех, кто жизнь отбил у смерти.
Мы не позволим вновь навлечь на мир беду.
Родную землю нам и детский смех доверьте –
И мы спасем любовь, и жизнь, и красоту.

Учитель: Да нельзя без гнева и скорби вспоминать о зверствах и других чудовищных преступлениях гитлеровцев, совершенных в Советском Союзе и странах Европы. Миллионы мужчин, женщин, стариков и детей были сожжены в крематориях Освенцима, удушены в газовых камерах Майданека, замучены на плацах Маутхаузена. Набат Бухенвальда и по сей день звучит в сердцах людей, будит в них ненависть к нацизму и расизму. Требует строгого наказания виновных в преступлениях против человечества. (Звучит «Бухенвальдский набат»).