Языковой портфолио как одна из перспективных форм формирования компетенций

Разделы: Иностранные языки


Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. В условиях динамично меняющегося мира необходимо умело выбирать варианты самореализации и самоутверждения при взаимодействии с различными общностями, культурами, Поэтому в образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность..(4,5) В результате важнейшими навыками должны стать самоорганизация и самоопределение. (4,5)

Следовательно, основными компетенциями, которыми должен овладевать современный школьник, становятся совокупность умений обеспечивающих выделение и успешное разрешение проблем, понимание сущности конкретных проблемных ситуаций и вариантов их возможного разрешения, выбор методов для решения проблемы, проявление творчества и инициативы в реализации поставленной цели.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение и формирование “компетенций личностного формирования” (4,5) занимает технология портфолио, в данном случае языкового портфолио.

В зарубежной образовательной практике выделяют следующие типы портфолио (3):

  • портфолио документов или “рабочий” портфолио
  • портфолио процесса
  • показательный портфолио
  • портфолио развития
  • портфолио для учебного планирования
  • портфолио подготовленности (proficiency)
  • портфолио трудоустройства
  • портфолио для поступления в ВУЗ

Для своих учащихся я выбрала тип “рабочий” портфолио – который включает коллекцию работ, собранных за определенный период времени. Периодом можно считать месяц, четверть, полгода, год. Предлагаемый портфолио может содержать любые материалы, его планы, черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, когда он поставил перед собой цель и до того, как он её достиг.

Цель данного типа портфолио:

  • систематическая, непрерывная оценка и самооценка учебных результатов учащегося
  • формирование таких компетенций как: выделение проблемы,
  • успешное разрешение проблемы, выбор методов для решения проблемы, проявление творчества и инициативы в реализации поставленной цели.

Структура языкового портфолио следующая:

  • портрет учащегося
  • языковой паспорт
  • биография языка
  • досье
  • дополнительный материал

Данный формат в целом соответствует Европейскому языковому портфолио. (8)

В каждом разделе предлагаются различные дескрипторы, образцы, варианты, предложении и т. д. На мой взгляд, портфолио должен быть прост при работе с ним, конкретен, функционален, хорошим помощником и

консультантом. Основная причина такого видения с точки изучения зрения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности целевой группы обучаемых

Раздел “Языковой паспорт” включает такие разделы, как:

  • why do I learn English
  • what I must know and do
  • what I know and can do

В разделе “Why do I learn English” указаны цели и причины изучения языка. Учащийся на свое усмотрение может выбрать то, что приемлемо ему или написать свои варианты. В раздел также можно включить шаблоны английских предложений, которые учащийся должен либо вспомнить и активизировать в своей письменной или устной речи, либо запомнить до автоматизма. Какие шаблоны следует включить, решаются совместно учителем и учеником.

В “What I must know and do” предлагаются две альтернативные шкалы: система уровней владения языком, которая соответствует требованиям российского ЕГЭ, и шкала Совета Европы “Общеевропейские языковые компетенции владения языков”. Цель размещения данного материала – предоставить учащемуся право выбора, самостоятельно оценить свои языковые умения и навыки, стимулировать осознанный выбор уровня и специфических языковых умений, определить промежуток времени и поместить собранные данные в раздел “What I know and can do”

Формируемые компетенции: самомотивация, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение ставить и решать задачу
умение принимать решение

Следующий раздел - “My Language Biography”, который состоит из

  • my own learning goals for…
  • the biggest problem for me
  • getting better

Задача учащегося спроектировать индивидуальный учебный маршрут.

Проектирование индивидуальной траектории начинается с понимания сущности конкретной проблемной ситуации (the biggest problem for me), выделение цели на определенный период (my own learning goals for…) и успешное разрешение проблемы (getting better).

При работе учащийся обращается к дескрипторам, помещенные в подразделах, а также к разделу, в котором помещены альтернативные шкалы системы уровней владения языка.

В подразделе “Getting Better” выделен один из видов самостоятельной деятельности – “личностные стратегии”, изучения языка, под которыми мы будем понимать систему способов самостоятельного совершенствования иноязычных речевых навыков и умений вне учебного процесса”. (6) Представленный список стратегий является необязательным, неподконтрольным, он является выражением инициативы и познавательных потребностей учащихся и напрямую зависят от их индивидуально-психологических особенностей, запросов и интересов.

Выбор стратегий предполагает свободный выбор со стороны обучаемых.

Формируемые компетенции: организационные способности, умение ставить и решать задачу, нахождение самостоятельных решений, владение иностранным языком.

Самый интересный раздел – “Досье”, включающее свидетельства об успехах учащегося. Таковыми могут быть: ”лучшие”, с точки зрения учащегося письменные работы, проекты, список прочитанной литературы,

награды и другие формы признания достижений учащегося, механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессом.

В качестве мотивирующего фактора в поддержку портфолио можно провести презентацию или публичную защиту на уроке, классном часе, родительском собрании, семинаре в форме устного сообщения или слайд-шоу.

Обязательным условием для оценивания портфолио учащегося является рефлексия каждого представленного свидетельства, участия в конкурсах, проектах и т.д. В “Досье” представлены вопросы, которые помогут с ориентироваться, как написать рефлексию, Также включены дескрипторы типа: “This is a sample of… I included it because…”, “I received this award for…”, “This shows how much I have improved in….””I am proud of this work because..” Таким образом, рефлексия дает учащемуся возможность оценить свой рост, сильные и слабые стороны при работе с помощью представленной формы. А также планировать дальнейшие шаги с целью повышения уровня своих достижений. При работе с рефлексией своей деятельности учащийся учиться анализировать имеющиеся факты, представленные в той или иной форме, синтезировать, сравнивать свои работы и документы и делать на основе сравнения выводы. Следует отметить, что рефлексия и самооценка требуют умения приводить доводы, аргументы в доказательство какой – либо точки зрения, а также вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновать её. Из вышесказанного следует, что для оценивания самой рефлексии необходимы критерии.

Ниже в таблице представлена шкала оценивания рефлексии:

  Наличие выраженной собственной позиции установление внутренних взаимосвязей Степень обоснованности материала Способ подачи материала Соответствие правилам оформления работы
Выше средних требований

4 балла

Работа демонстрирует глубокое понимание рассматриваемой проблемы, убедительно представляет позицию и рассматривает другие точки зрения, если это необходимо Материал рефлексии имеет четкое введение и заключение, обоснована актуальность, проблематика; материал организован таким образом, что все части служат раскрытию общей идеи; переходы от одной части к другой логичны, взаимосвязи установлены. Обобщение и выводы обоснованны и доказательны, проанализированы достоинства и недостатки представленных фактических данных и доказательств Живое, интересное использование языковых средств, использование учеником собственного языкового стиля Грамматика, оформление, соответствующий формат, разнообразные структуры предложений, богатый лексический запас
3 балла

соответствует требованиям

Демонстрирует хорошее понимание проблемы, имеет определенную цель, принимает во внимание и рассматривает иные точки зрения при необходимости Рефлексия имеет введение и заключение; её части служат раскрытию общей идеи, сделаны переходы от одной части к другой, сдела на попытка установить взаимосвязь Доказательства и факты раскрывают основные идеи при помощи аккуратной и точной информации на протяжении всей рефлексии. Имеется попытка анализа предоставленных фактов. Использованы соответствующий стиль, язык и тон изложения Аккуратное оформление, минимальное количество ошибок, которые не мешают адекватному пониманию текста, соответствующий требованиям формат
2 балла

приближен к требованиям

Позиция предполагается, но не четко выражена. Отсутствуют целевые установки выполняемой тематики. Рефлексия имеет введение и заключение, установлены некоторые связи между составными частями Включает некоторый фактический материал, но он плохо подан и несистемно представлен.. Присутствуют некоторые рассуждения и выводы без доказательного фактического пояснения Продемонстрировано некоторое знание информации и попытки донести её, yо язык, стиль и тон работы не согласованы. Небольшая вариативность структуры предложения, ограниченный лек сический запас, грамматические ошибки, мешающие пониманию.
1 балл

Нуждается в доработке

Недостаточно представлена собственная позиция. Нет целевых установок и направленности Отсутствует либо введение, либо заключение, или и то и другое.Нет связи между состав ляющими текста В основном общие рассуждения, нет подтверждения фактическим материалом. Не выбраны язык, стиль или тон изложения. Структура предложений нужда ется в корректировке, много грамматических ошибок, мешающих восприятию, трудно читается, ограниченный словарный запас.

Выше представленный вариант не является единственным. Можно также использовать шкалы оценивания письменной и устной речи ЕГЭ, адаптировав их к формату портфолио.

Конечно, идея использования портфолио, как технологии, при изучении любого предмета прекрасна. Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формирует новое понимание самого процесса обучения.

Но всегда необходимо помнить, что существуют другие учебные предметы, достаточное количество креативных учителей и учителей, заинтересованных в знаниях учащихся. Не окажется ли учащийся в довольно-таки сложном положении вечного выбора “делать или не делать?”. Поэтому каждый, кто работает с данной технологией, должен продумать, насколько его вариант функционален, прост и удобен для учащегося, сколько требуется времени при работе с ним, сложность работы с материалами.

Я постаралась учесть все сказанное, а в процессе работы будут внесены соответствующие корректировки.

 Литература.

1. Бабина Е.И. Языковой портфолио как инструмент оценивания и развития учащегося.

2.Иванова Н.В. Языковой портфель как инструмент формирования социо-кросс-культурной компетенции учащегося.

3. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике”. Вопросы образования, 2006, стр.201-238

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. Российская Академия Образования Москва, 2009г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование (проект рабочей группы Института проблем образовательной политики “Эврика”)

6. Чичерина Н.В. Самостоятельная работа: личностные стратегии изучения иностранного языка.

7. David Smith Assess Students with Portfolio. Types of portfolios Education Research Consumer Guide

8. European Language Portfolio: Junior Version/ Council of Europe CILT, the National Center for Languages, 2001, 2006