Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание "О", "Е" после шипящих и "Ц" в окончаниях существительных

Разделы: Преподавание русского языка


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: доска, дидактический материал, учебник,

Цель:

1. Научить грамотно писать о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Познакомить с алгоримом зависимости выбора написания о - е - е после шипящих в существительных от морфемы ( корня, окончания) Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о - е- е после шипящих и ц.

2. Способствовать развитию образного и логического мышления и речи, овладению приемами языкового анализа, сравнения, обобщения. Развивать понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы. Учить овладению приемам учебной деятельности.

3. Воспитание уважительного отношения к родному языку, привитие интереса к его познанию. Воспитание чувства ответственности по отношению к изучаемым орфограммам и правильного применения их на письме. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Ход урока

Организационный момент: Учитель и ученики приветствуют друг друга. Происходит положительный настрой на урок. Записывается число и тема в тетрадь. Учитель объясняет учащимся цель урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний, где побываем в гостях у шипящих согласных. Познакомимся с правилами распорядка их жизни, а также у вас будет уникальная возможность поговорить с ними, услышать те проблемы, которые их волнуют, а также задать свои вопросы. Шипящие согласные приготовили для вас загадку, связанную с новой темой нашего урока Нам с вами предстоит отгадать эту загадку и научиться правильно находить новую орфограмму в окончаниях существительных после шипящих и ц. Кто готов отправиться в гости к шипящим, поднимите руки.

Итак, наше путешествие начинается: Обратите внимание на тему, записанную на доске. Найдите и подчеркните шипящие, которые вы здесь увидели. Выписываем шипящие буквы Ш, Щ, Ч. Однако чуда не произошло и дверца не открылась. Почему? Нам не хватает одной шипящей. Какой? Правильно Ж.

Вот мы и в гостях у шипящих. (Учителем вывешивается домик, внутри которого располагаются шипящие буквы и звуки)

Проверка домашнего задания.

Учащиеся определяют различие между буквой и звуком. Дают характеристику шипящим звукам.

- А теперь, давайте прислушаемся. Слышите, наши друзья о чем- то бурно спорят. ( В центре домика вывешивается Ь знак). Оказывается, что уважаемая госпожа Орфограмма пригласила наших друзей на бал, но поехать они смогут только тогда, когда решат свой спор, связанный с написанием Ь знака после шипящих. Если они не определятся с правилом, то не смогут поехать на королевский бал, потому что принцесса Орфограмма не терпит беспорядка в своем королевстве. (На доске вывешиваются унылые огорченные "рожицы", символизирующие плохое настроение согласных). Давайте поможем нашим согласным. Кто из вас расскажет правило о правописании Ь знака после шипящих в именах существительных. (Ученик рассказывает правило). Проверяется домашняя работа с применением перфокарты. Здесь же проверяется и выставляется оценка. Обращается внимание на допущенные ошибки. Попутно вспоминается, что сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.

Таким образом, ваше знание правила и умение применять его на практике, еще раз убедило шипящих в правильности и нужности его применения. ( На доске вывешивается улыбающаяся рожица, символизирующая хорошее настроение).

Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Вы слышите, как обрадовались наши друзья. Они вас благодарят и приглашают вместе с ними поехать на бал (На доску вывешиваются слова: спасибо, благодарим, вы настоящие друзья).

- Ура! Мы все едем на бал. (На доску вывешивается дорога как символ движения к знаниям). По дороге шипящим встретилась согласная буква Ц. " Ах, какая я несчастная",- произнесла буква Ц , - мой звук Ц не имеет пары, он глухой и твердый, а мне так хочется иметь друзей среди согласных. букв. Шипящие подумали и решили взять с собой букву Ц на бал. Зная, что принцесса Орфограмма любит новые правила, наши друзья решили удивить ее и придумали загадку. Давайте мы вместе с принцессой попробуем разгадать эту загадку. ( На доску вывешивается 2 рисунка. Наблюдаем. Сравниваем. Сопоставляем)

- Как вы думаете, что зашифровано на каждом из этих рисунков?

- На каждом из этих рисунков зашифрована часть нового правила, которую мы с вами должны разгадать. Соединив эти две части, мы отгадаем загадку наших друзей.( На рисунке напечатаны существительные с написанием гласной о после шипящих и ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с поднятым молотком. Над гласной о поставлено ударение. На другом рисунке напечатаны слова с написанием гласной е после шипящих и ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с опущенным молотком. Ударение не поставлено.)

Учащиеся приходят к выводу, что после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, а без ударения пишется буква е.

Работа с учебником. Открываем страницу 221, параграф 101.Работа в парах. Друг другу рассказывают правило. Учебник закрывается и несколько учащихся по желанию рассказывают правило с примерами. Тому, кто точнее и правильнее рассказал правило, выставляется оценка в журнал.

Закрепление изученного материала. Физминутка. Ребята, принцессе так понравилось новое правило, что она решила немедленно применить его на практике, но для этого надо было изменить форму существительных с основой на шипящую. Услышав это, слова разбежались по всему дворцу. Тогда принцесса Орфограмма послала своих верных слуг- предлогов над, под, перед, с найти существительные и изменить их форму так, чтобы они именительный падеж сменили на творительный. Ваша задача найти эти слова и поставить их в творительный падеж. (Слова в именительном падеже записаны на карточках и приклеены по всему классу. Учащиеся делятся на 2 группы. Отводится на данную работу 5 минут. В группе есть ответственный, который распределяет обязанности, также есть ответственный за время. По одному человеку от группы отправляются на поиски слов, затем в группе на карточке фломастером записывается существительное в творительном падеже. Графически выделяется окончание, ставится ударение. Слова вывешиваются на доску от одной группы и от другой. Слова взяты из упражнения 557 на стр.221. Когда работа будет завершена, представитель от каждой группы зачитывает слова в творительном падеже, объясняя правописание изученной орфограммы. Та группа, которая больше и правильнее сделает слов, получит 5 баллов, другая 4 балла.)

Вывод. Данная орфограмма находится в окончании. Окончание - это часть слова, которая служит для изменения формы слова. При изменении формы существительного с основой на шипящую и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи.

Учитель.

- Какую похожую орфограмму, связанную с шипящими, мы уже с вами изучали?

- Почему так важно знать, в какой части слова находится орфограмма?

(Правило о правописании о - е после шипящих в корне слова задано было повторить дома, поэтому дети без труда вспоминают его и объясняют важность знания морфем слова, чтобы правильно применить правило).

Составляется алгоритм рассуждения различия этих орфограмм.

Вам надо решить, что писа