Внеклассное мероприятие по ОБЖ на тему "65-летию Курской битвы посвящается"

Разделы: ОБЖ


«А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде».

(Е. Долматовский «Курская дуга»)

Цели:

  1. Познакомить с великим подвигом Советской армии на Курской дуге.
  2. Развивать познавательные и творческие интересы учащихся.
  3. Способствовать воспитанию патриотических чувств, гордость и ответственность за свое Отечество.

Место проведения: кабинет

Оборудование: Выставка книг о Великой Отечественной войне и Курской битве; компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, компьютерный слайд-фильм; cтенгазеты посвященные 65-летию Курской битве.

Вступительное слово учителя.
Презентация, Слайд 1 (звучит музыка)

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. По своему ожесточению и упорству,  эта битва не имеет себе равных. Сокрушительный разгром гитлеровских войск на Курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ведущий 1: Белгородская земля... На протяжении многих столетий через нее проходила линия обороны Русского государства, закалялась в ратная доблесть и слава нашего народа. Тревожное пробуждение средних веков, отмеченное бесчисленными сражениями против кочевых завоевателей, разгром ударных Корниловских батальонов и героические походы Первой конной армии. Сколько человеческого героизма и самопожертвования впитала в себя эта земля.

Слайд 2 (звучит музыка)
Ведущий 2: Невиданная по масштабам битва Великой Отечественной войны разыгралась здесь летом 1943 года. С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 млн. чел., 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.

Слайд 3
Ведущий 3: По мнению маршала Советского Союза Г.К. Жукова это сражение « по своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по количеству людей – не имеет себе равных в мировой истории за всю историю войн. Это была, несомненно, самая крупная битва».
(стихотворение «Курская дуга»)

Слайд 4
Ученик: 5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции «Цитадель» начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Со стороны Орла наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Клюге. Со стороны Белгорода наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. Задача отразить наступление со стороны Орла была возложена на войска Центрального фронта, со стороны Белгорода – Воронежского фронта. В тылу Курского выступа был развернут Степной В.О.

Слайд 5
Ученик:  12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка (56 км к северу от Белгорода) произошло самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны между наступавшей танковой группировкой противника (4 ТА, оперативная группа «Кемпф») и наносившими контрудар советскими войсками (5 гв. А, 5 гв. Т А). С обеих сторон в сражении принимало участие до 1200 танков и самоходных установок. Авиационную поддержку ударной группировки противника осуществляла авиация группы армий «Юг». С советской стороны удары с воздуха наносили самолеты 2, 17 ВА и АДД. За один день противник потерял около 10 тыс. человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

Слайд 6
Ученик: В апреле 1943 года. Выступая в Харькове перед офицерами танкового корпуса СС, Генрих Гимлер заявил: «Здесь, на Востоке решается судьба… Здесь русские должны быть истреблены как люди и как военная сила и захлебнуться в собственной крови». Большие надежды немецко-фашистское командование возлагало на применение новых тяжелых танков «Тигр и Пантера», штурмовых орудий «Фердинанд», истребителей «Фокке-Вульф -190А» и штурмовиков «Хеншель-129».

Слайд 7
Ученик: К местам предполагаемых прорывов южнее Орла (группа вражеских армий – «Центр» фельдмаршала Г. Клюге) и севернее Харькова (группа армии «Юг» фельдмаршала Э. Манштейна) стягивалось огромное количество техники и вооружения, поскольку, особенно большие надежды гитлеровское командование возлагало на танковые войска.9 лучших танковых дивизий вермахта – среди них танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова» и «Рейх» - готовились атаковать на участке фронта длиной всего 45 км! Однако, противнику не удалось создать перевес над советскими войсками: по живой силе советские войска превосходили врага в 2,1 раза, в орудиях и минометах – в 2,7 раза, в танках и штурмовых орудиях – в 1,8 раза, а в самолетах – 1,1 раза.

Слайд 8
Ведущий 1: Многотонные стальные машины превращались в груды металлического лома. С танков летели башни, стволы пушек, на куски рвались гусеницы. Тучи пыли и дыма заволокли все кругом. Обе стороны понесли большие потери. Как вспоминал генерал П.А. Ротмистров «Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись , уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами».

Ведущий 2: Другой участник танкового боя, Герой Советского Союза Г. Пэнэжко, заместитель начальника штаба 31 танковой бригады по оперативной работе, свидетельствовал: «мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле боя вражеские экипажи, тоже остававшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались в рукопашной».

Слайд 9
Ведущий 3: 20 августа, подтянув крупные резервы, советские войска снова пошли в наступление западнее Харькова. В ночь на 23 августа 1943 года части Степного фронта начали штурм города и в 11 часов утра полностью очистили вторую столицу» Украины. Этот день и стал концом Курской битвы.

Слайд 10
Ведущий 1: За 50 дней Курской битвы было разгромлено до 30 дивизий противника. Общие потери немецко-фашистских войск составили свыше 500 тыс. вражеских человек. Советские ВВС окончательно завоевывали господство в воздухе. Большую роль сыграло партизанское движение: оно сковало до 100 тыс. вражеских солдат и офицеров.
(стихотворение) читает ученик.

Слайд 11 (хроника)
Учитель: (вопросы для беседы)

  1. Ребята, как вы думаете, легко и просто?
  2. Что ощущали люди во время войны?
  3. О чем думаете вы сейчас?
  4. Хотите ли, вы, чтобы была война?
  5. Кто помог солдатам выстоять, победить в этой войне?

Слайд 12 Герои великой победы!
Ведущий 2: Юрий Бондарев в своем произведении «Венок Славы» говорит: « Не забывать Время – это значит не забывать людей…»

Слайд 13
Ученик: О Видулине Николае Гавриловиче.

Слайд 14
Ученик: О Гайдаше Александре Никитовиче.

Слайд 15
Ученик: О Ермолаеве Иване Дмитриевиче.

Слайд 16
Ученик: В боях за Орловский плацдарм получил звание Героя Советского Союза старший лейтенант А.П. Маресьев – летчик-истребитель без обеих ног, летавших на протезах. В этих же боях боевое крещение получила знаменитая франко-советская эскадрилья «Нормандия» (будущий полк «Нормандия-Неман»). Здесь же получил боевое крещение самый знаменитый летчик ВОВ – Иван Кожедуб.
(Стихотворение) «Помни о нем!»

(музыка) Учитель: Ребята, давайте почтим память всех героев Великой Отечественной войны. Пусть наши зажженные свечи будут частицей вечного огня, зажженного в честь подвига русского солдата. Мы думаем о погибших, чтим память не вернувшихся с той войны!!!
Минута молчания.

Слайд 17
Ученик:  Жестокие бои на Огненной дуге решили исход крупнейшей операции войны. Именно поэтому свой самый величественный памятник героям Великой Отечественной войны историко- художественный музей диараму белгородцы назвали «Огненная дуга».

Слайд 18
Ученик:  Народный художник России Валерий Николаевич Балабанов создал триптих «Поля Русской славы». Это эпическое произведение, в которое вошли картины «Поле Куликово», «Бородинское поле», «Прохоровское поле», наполнено духовным заветом А.С. Пушкина: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

Слайд 19
Слайд 20
Ведущий 3: Россия вечна! Никогда нельзя забывать, что мы – народ победитель, и вслед за великой отечественной бедой грядет Великая Отечественная Победа!
(звучит песня «День Победы»)

Учитель: Мы, потомки оставшихся на поле боя, мы внуки вернувшихся домой солдат и, мы готовы служить Отчизне!
Песня « Служить России» (исполняет класс)