Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок обществознания по теме "Социальный конфликт и протестное движение"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


 «Кто умеет справиться с конфликтами путем их
признания, берет под свой контроль ритм истории»
Р. Дарендорф

Студенты в результате изучения темы должны:

Знать основные причины социальных конфликтов и протестного движения;

Уметь раскрывать содержание понятий «протестное движение», «социальный конфликт», «инцидент», «соперничество» ;отвечать на вопросы, давать собственную оценку, приводить собственные примеры; характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия; называть основные методы и пути разрешения социальных конфликтов и приводить примеры по каждому виду конфликта;

Понимать, в чем заключается сущность конструктивного разрешения конфликта

Цели урока:

  1. Формирование у студентов представлений о причинах социальных конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
  2. Развитие способности выявлять причины социальных конфликтов, находить пути их урегулирования;
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.

Оборудование: мультимедийная презентация «Конфликт и протестное движение», карточки с заданиями

Ход урока

1. Мотивационная беседа:

Преподаватель: Уважаемые студенты! Мы поговорим сегодня о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций.

В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом?

Студент: Безусловно, нет. Решая множество жизненно важных проблем, мы вступаем в социальные связи, которые формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Социальные контакты - это шаги к установлению социальных отношений. Важное условие социального контакта - взаимная заинтересованность сторон. Следующая ступень в развитии социальных связей - взаимодействие, или интеракция.

Преподаватель: В социальном взаимодействии можно выделить различные уровни межличностных отношений: личностно-групповые и межгрупповые, а развитие социальных отношений обычно происходит в двух направлениях: в усилении связей и завязывании партнерских отношений или путем обособления и противостояния. Как бы вы охарактеризовали такие формы социального взаимодействия, как сотрудничество, соперничество, конфликт?

Студент: Такая форма социального взаимодействия, как сотрудничество, предполагает множество конкретных взаимоотношений с людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, сотрудничество между государствами и т.д. Сотрудничество является основой для взаимопомощи и взаимоподдержки.

Студентка: Соперничество также является формой социального взаимодействия, но, в отличии от сотрудничества, оно проявляется в стремлении превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, территория, голоса избирателей и др.)

2. Изучение нового материала.

Преподаватель: Думали ли вы о том, что конфликты стали неотъемлемой частью общественной жизни? Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежат противоречия, связанные со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций различных сторон, по крайней мере, двух. (Презентация, Слайды 2, 5). Если одна сторона обладает материальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией, а другая сторона их лишена, или имеет их недостаточно, то вторая сторона может почувствовать себя ущемленной и обделенной в чем-либо из перечисленного и это может привести к конфликтному состоянию. Социолог П. Сорокин считал что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении). При этом важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения и доступ к соответствующим видам деятельности (Слайд 5).

Социальный конфликт - это тип социального взаимодействия индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. В конфликте проявляется противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон (Слайд 4).

В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, групповые, внутригрупповые, межгрупповые и др. (Слайд 8).

Социальные конфликты могут отличаться многими условиями, оказывающими влияние на их развитие:

  • Намерениями участников конфликта;
  • Отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;
  • Уровнем доверия между сторонами(насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия);
  • Адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел (Слайд 3).

Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду, что все социальные конфликты проходят ряд стадий (Слайд 6).

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить их истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в поиске путей устранения причин, вызвавших столкновение сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сто