Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Твой адрес в этом мире"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе;
  • воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Оборудование: глобус, запись гимна, тетрадь на печатной основе.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.

    Очень часто мы слышим: «Планета Земля – наш большой дом». Посмотрите на глобус. Глобус – это не что иное, как уменьшенная модель огромной планеты Земля, где живёте вы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна большая голубая крыша – небо. У нас под ногами – один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер – ветрило. Тема нашего урока – «Твой адрес в этом мире.» (Презентация, слайд № 1)

    Посмотрите на географическую карту и глобус, в какие только цвета они не раскрашены: тут и синий, и голубой, и зелёный, и жёлтый, и коричневый, и белый. Сделано это не ради красоты, а для того, чтобы и карта, и глобус могли как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле. Каким цветом вы раскрашиваете море на своих рисунках? Конечно, синим. Вот и на карте, на глобусе все моря, океаны, озёра и реки синие. Но приглядись, в одном месте океан тёмно – синий, в другом – посветлее, а в третьем – бледно – голубой. Это тоже неспроста. Чем глубже океан, тем темнее, гуще синий цвет. Чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее. На земном шаре есть и горы, и долины, и вершины, и низины, а глобус и карта совсем гладкие.
    И всё-таки они могут рассказать, где на Земле находятся горы, где долины. Ровные, низкие пространства Земли – низменности – окрашивают зелёным цветом. Более высокие участки суши – возвышенности – тёмно-жёлтым или коричневым цветом. Горы – ведь они ещё выше – тёмно-коричневым. (слайд № 2 )
    А есть карты ещё ярче и пестрее. На них обозначены все страны мира. (слайд № 3)

    На нашей планете живёт великое множество людей. У одних кожа белая, у других – жёлтая или красноватая. У одних волосы чёрные, кучерявые, у других русые, прямые. Люди говорят на разных языках: кто на русском, кто на японском, кто на французском, кто на арабском, кто на немецком. (слайды № 4,5) Я предлагаю вам поиграть. Попробуйте закончить строки стихотворения. А затем из первых букв каждой строки мы составим слово. (слайд № 6)

    Посмотрите внимательно на глобус и карту, найдите на них нашу страну – Россию. Сегодня у нас с вами самый главный урок – мы будем знакомиться с большой и прекрасной страной, которая называется Россия. В этой стране мы живём. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо о ней много знать, любить её и гордиться ею.

  3. Знакомство с государственной символикой.

    У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (слайд № 7)
    Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белоснежная полоска. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.

    В России много морей, озёр, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её.

    По утрам над страной встаёт солнце. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.

    Вот какой он, наш российский флаг: три полосы – белая, синяя и красная.
    - Где и когда вам приходилось видеть российский флаг?
    (Ответы детей.)

    Как и у каждого государства, у России есть свой герб. Это отличительный знак страны. Обычно на гербах изображают красивых и гордых зверей и птиц. Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья-белка:

    «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц – орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орёл – символ вечности России. Кроме него, на гербе изображены воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьём. Этого воина зовут Георгий Победоносец. (слайд № 8)

    - Где и когда вам приходилось видеть герб?
    - Кто знает, как называется самая главная, самая торжественная песня страны?
    Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы.
    - Когда вам приходилось слышать гимн?
    Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.
    (Прослушивание гимна, текст в учебнике на с. 6)

  4. Беседа о Москве.

    - Какой город является столицей России? (слайды № 9, 10, 11, 12)

  5. Закрепление.

    Работа по учебнику (с. 4-7) и по тетради (с. 3-4)

  6. Подведение итогов.