"Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Формировать информационную основу выбора профессии;
  • Создать условия для формирования ясных представлений учащихся о себе, о своих особенностях и качествах для включения в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии.
    Важно не кем быть, а каким быть.

Ход классного часа

(Выходят юноша и девушка. Она – с портфелем, он – с книгой в руке)
Он. Смотри! Вот еще одна рекламная тумба! И объявлений море!
Она. Ну и что? Все то же самое! «Ищу репетитора по математике», «Опытный психолог поможет разрешить все ваши проблемы», «Секретарь с опытом работы» и т. д. и т. п. Везде и все одно и то же!
Он. Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?
Она. Я? Ну...Может быть, модным дизайнером или моделью, диктором можно.
Он. А почему ты решила выбирать такие профессии?
Она. Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Иванова»
Он (передразнивает). Известный дизайнер Иванова. А что ты знаешь об этой профессии?
Она. Вот поступлю, тогда узнаю.
Он. А я так не хочу. Я мечтаю стать программистом. Но не потому, что это модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое умею, выписываю журналы, читаю, занимаюсь дополнительно. Я хочу быть профессионалом в этой области.
Она. Ты это серьезно?
Он. Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала.
Она. Ты думаешь, у меня получится?
Он. Если чего- то очень-очень хочешь - непременно получится.
Она. Тогда поговорим о профессиях?
Он. Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю ос­тавшуюся жизнь, чтобы не разочаровываться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется. Ведь будущее - за профессионалом, любящим свое дело!

Учитель. Есть вопросы, которые взрослые любят задавать детям. Например, вспомните,сколько раз вас спрашивали: «Ну, как, ты еще не задумывался, кем хочешь стать, когда вырастешь?» И еще в детском саду вы с упоением декламировали: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...» Ну а теперь, став старшеклассниками, этот вопрос вы уже задаете себе сами. Сегодня мы поговорим о … Презентация (Слайд №1-2)

Ученые считают, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор!

Однако, согласно многочисленным опросам школьников, 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение. И если в прошлом веке школьники чаще всего мечтали стать космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то сегодня дети вообще мечтают редко - они руководствуются финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии. Есть несколько способов выбора профессии. (Слайд № 3,4,5)

Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни...

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.

Есть еще третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.

Ученица. Если вы еще не решили, чем заниматься в будущем, то учтите: «попасть в струю» - вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет.
Представляем топ-десятку профессий будущего десятилетия!
(Учащиеся по очереди рассказывают о профессиях)

Номер 1 - специалисты по информационным технологиям. (Слайд№ 6)
Кто они такие? Это компьютерщики завтрашнего дня.
Почему они в топе?
Потому что такие специалисты способны решать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовывать модели эффективного управления банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями и преподносить их на «блюдечке с голубой каемочкой» эту информационную модель нам - тем, кто нажимает на кнопки!
Тебе это подойдет, если... У тебя хорошие математические способности.
Какое образование нужно получить? Закончить мехмат или факультет высшей математики и кибернетики профильного ВУЗА.

Номер 2 - экологи. (Слайд № 7)
Кто они такие? Это истинные целители окружающей среды.
Почему они в топе?
Сейчас без экологической экспертизы нельзя построить жилой дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Любому предприятию выгоднее предотвратить загряз­нение окружающей среды, чем выплачивать потом больничные сотрудникам и штрафы экологическим службам.
Тебе это подойдет, если... Ты готов хоть сейчас ехать спасать от вымирания амурских тигров, а так же неравнодушен к проблеме исчезновения тропических лесов Амазонки.
Какое образование нужно получить? Закончить факультет экологии или химии, или биологии.

Номер 3 - «хед-хантерс». (Слайд № 8)
Кто они такие?
Это настоящие «охотники за головами» (от англ. headhunting) - то есть сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена, переманивая их из других компаний или перехватывая в момент перехода с одного места работы на другое.
Почему они в топе?
Потому что конкуренция между компаниями -это, прежде всего, конкуренция менеджмента. А те, кто являются главными поставщиками кадров, ценятся просто на вес золота.
Тебе это подойдет, если... Ты прирожденный психолог и любишь азарт: ведь хед-хантер - игрок, который и блефует, и ведет двойную и даже тройную игру, при этом умудряясь составить красивую, а главное - удачную комбинацию.
Какое образование нужно получить? Психологическое.

Номер 4 - биотехнологи. (Слайд № 9)
Кто они такие?
Это люди, которые с помощью живых организ­мов и их компонентов (генов, ферментов, белков) создают то, чего раньше не было в природе, - совершенно новые организмы, растения и продукты.
Почему они в топе ?
Биотехнология - это генная инженерия и даже клонирование живых организмов. Суперактуальная тема!
Тебе это подойдет, если... Ты интересуешься биологией, биогенетикой и биохимией.
Какое образование нужно получить? Биологическое или химическое.

Номер 5 - ландшафтные дизайнеры. (Слайд №10)
Кто они такие?
Это художники, а область их деятельности - садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до ог­ромных территорий и загородных резиденций.
Почему они в топе?
С ростом благосостояния наших граждан будет расти потребность в тех, кто умеет создать красоту буквально на ровном месте (делать альпийские горки, выращивать редкие растения, строить беседки, бассейны, фонтаны).
Тебе это подойдет, если... Тыхорошо рисуешь и увлекаешься разведением комнатных цветов.
Какое образование нужно получить? Высшее архитектурное, строительное или озеленительное.

Номер 6 - психоаналитики. (Слайд №11)
Кто они такие?
Это «доверенные лица» политиков, звезд кино, шоу-бизнеса, бизнесменов, Им люди рассказывают то, в чем не признаются даже самим себе!
Почему они в топе?
В обществе потребления всегда есть страх потерять то, что имеешь, не суметь добиться новых высот, не успеть, не достичь, что вызывает неврозы и депрессии. И только психоаналитик способен помочь вернуть человеку душевное равновесие.
Тебе это подойдет, если... Ты отзывчив и хорошо чувствуешь людей, склонен к анализу.
Какое образование нужно получить? Психологическое, медицинское. Но помни: тебе придется периодически заниматься психоанализом самого себя.

Номер 7 - логистики (Слайд №12)
Кто они такие?
Логистики отвечают за все процессы, где можно сэкономить: поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами и т. д. Логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, а магазину - ждать завоза продукции.
Почему они в топе?
Экономия средств от работы логистиков составляет миллионы условных единиц. И поэтому их работу также оце­нивают по достоинству.
Тебе это подойдет, если.. Ты можешь грамотно планировать свой рабочий день, любишь «гоняться за двумя зайцами» и умеешь объединять вокруг себя единомышленников. Очень пригодятся также расчетливость и экономность.
Какое образование нужно получить? Экономическое или юридическое.

Номер 8 - аудиторы. (Слайд №13)
Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора - окончательная проверка финансовых отчетов компаний, например перед налоговой проверкой.
Почему они в топе?
Любая компания нуждается не только в бухгалтерском учете, но и в постоянном его контроле. Ошибки, кажущиеся малозначительными на бумаге, на деле могут обернуться колоссальными убытками. Аудитор помогает их избежать.
Тебе это подойдет, если... Ты терпелив, усидчив и педантичен. Аудиторов называют «профессиональными занудами».
Какое образование нужно получить? Высшее экономическое.

Номер 9 - телепродюсеры. (Слайд № 14)
Это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают ее в жизнь. Они занимаются всем: от создания творческой группы до рекламной кампании!
Почему они в топе?
Сила телевидения как средства массовой информации очень велика, а роль продюсера вообще главенствующая. Чаще всего именно он выбирает ведущего программы, а также контролирует расходы и следит за соблюдением концепции программы.
Тебе это подойдет, если... Ты творческий человек, умеющий к тому же считать деньги. Какое образование нужно получить?
Любое высшее - а дальше все зависит от твоей активности и креативности.

Номер 10 - имиджмейкеры. (Слайд № 15)
Это виртуозы социальных превращений.
Почему они в топе?
Превратиться из Золушки в принцессу сегодня можно и без волшебной палочки доброй феи - с помощью имид­жмейкера!
Тебе это подойдет, если... Ты наблюдателен и у тебя хороший вкус.
Какое образование нужно получить? Психологическое, а также закончить курсы имиджмейкеров.

Ученик. «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!» По­говорим о рабочих профессиях.
Ученица: Слесарь-ремонтник! (Слайд №16-17)

Профессия слесаря - одна из старейших профессий по обработке металла. Работы, выполняемые современным слесарем, настолько разнообразны, что эта профессия разделилась на множество специальностей: слесарь-инструменталыцик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь-сборщик...
Профессия слесаря-ремонтника преимущественно мужская, требующая физической выносливости, крепкого здоровья. При работе с механизмами и инструментами необходимы хорошая координация и точность движений, ловкость... А также знания по физике, химии, математике, черчению.
Профессию слесаря можно получить на основе базового образования В различных ПТУ.

Ученик: Электрогазосварщик! (Слайд №18)
Уже в глубокой древности был известен способ соединения металлов - пайка и сварка. В древней Руси сваривали кольцеобразные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в XVI веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.
Тебе это подойдет, если... У тебя отличное здоровье и ты физически вынослив.
Необходимы также хорошая координация движений, устойчивость кистей рук, хороший глазомер… И умение концентрировать внимание. А вот интеллектуальная и эмоциональная нагрузка умеренные.
Профессию электрогазосварщика можно получить также прфессионально - технических училищах, а после их окончания можно у в ВУЗ поступить.

Ученик: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования! (Слайд №19)
На заводах и фабриках имеется самое различное электрооборудование, от его бесперебойной работы во многом зависит эффективность любого производственного объекта.
Профессиональные навыки электромонтера очень высоко ценятся и в быту.
Тебе это подойдет, если… Ты сообразителен, находчив, терпелив, ловок и у тебя хорошая координация движений.
Готовят электромонтеров на базе неполного среднего образования, а также и после 11 классов.

Учеиица: Швея (Слайд №20)
Есть профессии новые, родившиеся недавно, есть старые, возникшие в глубокой древности.
А есть профессии вечные! Без них нельзя было обойтись вчера, без них немыслим и сегодняшний день.Это профессия швеи.
Работа швеи может быть как на швейной машин­ке, так и ручная. Швея-мотористка работает на конвейере. В течение одной смены она выполняет какую-то одну операцию и передает изделие следующей швее.
А вам известно, что у мини-юбки юбилей? В 1964 году мини-юбка была признана мировой сенсацией, а ее автору, Мэри Квант, в Букингемском дворце вручили орден Британской империи за заслуги перед британским экспортом и легкой промышленностью.
Мэри Квант не получила специального образования, хотя шить начала очень рано.         
Надо заметить, что профессия швеи всегда востребована на рынке труда и прилично оплачивается.

Ученик: Маляр (Слайд №21) - одна из самых увлекательных и интересных профессий.
Издавна люди придавали большое значение внешнему виду своего жилища. Хороший маляр должен быть настоящим художником, ведь цвет дома или комнаты оказывает на человека психологическое воздействие, влияет на настроение, работоспособность.
Тебе это подойдет, если... Ты обладаешь чувством равновесия, хорошей координацией движений. У тебя должно быть хорошее чувство цвета, а также развитое эстетическое чувство. И ты терпелив, выдержан, аккуратен.
Профессия маляра пользуется постоянным спросом на рынке труда.

Он. Как здорово, что я сегодня заглянул сюда. Как много я узнал о профессиях!
Она. Ты разочаровался в своем выборе?
Он. Нет, что ты! Я еще больше в нем утвердился.
Она. А мне стало очень интересно узнать, какие профессии хотели бы выбрать ребята в своей жизни.
Он. Так давай у них об этом и спросим! (Слайд №22)
(На экране – вопросы анкеты):

  • Выбрали ли вы себе профессию?
  • Стал ли выбор профессии для вас важным решением?
  • Почему выбор профессии - одно из важнейших решений в жизни человека?
  • Повлияло ли на ваш выбор профессии мнение ваших родителей?

(Слайд №23) Результаты анкетирования, т.к. анкета даётся до классного часа.

Учитель. Мы познайомились с профессиями, которые являются самыми рейтинговыми профессиями сегодняшнего дня. Однако, это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или менее востребованы. В каждой профессии есть свои «за» и свои «против», каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты ее выполняешь, как ты к ней относишься.

Любая работа требует полной отдачи. Только в таком случае она приносит удовлетворение человеку, она дает радость творчества в самом монотонном и рутинном деле. (Слайд № 24. 25, 26,)

Ученик.

Есть пора завершенья работы,
Испытанье высокое сил:
Видишь сделанным начерно все ты,
Что как замысел в сердце носил.

Ученица

Но не вздумай свалить на усталость
Беспокойство свое в этот час,
То, что так хорошо рисовалось,
Вдруг увидев без всяких прикрас.

Ученик.

Как там время тебя ни торопит,
Самый строгий судья твой теперь,
Сопоставь вдохновенье и опыт,
Воплощенье и замысел сверь.

Ученица.

Пусть ко всем огорченьям в придачу
Ты в себе усомнишься опять,
Надо смело встречать неудачу,
Чтоб достойно удачу принять.

Ученик.

Есть суровый закон, что известен
Всем, испившим воды грозовой:
Только тот, перед временем честен,
Кто умеет быть честным с собой.

(Подведение итогов классного часа.)

И в заключение мне бы хотелось дать вам напутствие. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть? (Слайд №27)
Итак, давайте подведем итог.
Что нового вы узнали на классном часе?
Какая информация оказалась для вас полезной? (Слайд №28)