Интегрированный урок-игра "Умники и умницы" по теме "Культура Раннего Возрождения"

Разделы: История и обществознание, Литература

Ключевые слова: умники и умницы


«Человек явился на свет не за тем, чтобы уныло
влачить свою жизнь в праздности, а для того,
чтобы стремиться к славным и великим делам».
Леон Батиста Альберти

Цели урока:

  1. в игровой форме обобщить и углубить знания по изученной теме;
  2. актуализировать знания, приобретенные в ходе изучения раннего Возрождения;
  3. способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и развитию интереса к изучаемым предметам.

Ход урока

  1. Представление игроков
  2. Объявление темы игры
  3. Розыгрыш дорожек
  4. Присуждение мест игрокам

Исторический тур

Подготовка к агонам.
Обратимся к нам теоретикам, которые помогут нам определить основные идеи эпохи Возрождения.

Определите, какую эпоху (развитого средневековья или Возрождения) характеризуют следующие высказывания.

А) «Все дни человека полны трудами и скорбями, и даже не отдыхает ум его. И что это, если не суета? Едва ли есть что-нибудь столь ничтожное, едва ли есть столь легкое, что человек понимал бы вполне, что он понимал бы ясно».
(Иннокентий III «О презрении к миру»)
Б) «Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в своих делах».
(Франческо Гвиччардини)
В) «Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут всемогущими».
(Бернардино Толезио)
Г) «Верую для того, чтобы понять. Главное – это вера, слепая, безусловная, не рассуждающая. Вера и разум противоречат друг другу».
(Бернар Клервосский)
Д) «Думай о непреходящем. Стремись к небесам!».
(Средневековый поэт)

А сейчас мы обращаемся к нашим умникам и умницам. У вас было домашнее задание – подготовить речь на тему «Что есть человек Возрождения». Мы выслушаем ваши выступления, и наш ареопаг оценит их.
Выступление участников. Выбор дорожек и напоминание правил игры. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза, на желтой – один раз, на красной ошибаться нельзя.

I Агон
Зеленая дорожка.
Возрождение началось в Италии. Но единой Италии в XIV веке не было. Какое итальянское государство можно назвать «колыбелью Возрождения»?
(Флорентийская Республика)

Желтая дорожка.
Предвозвестниками новых, гуманистических взглядов и родоначальниками итальянской литературы стали «три флорентийских светоча». Назовите их имена.
(Данте, Петрарка, Боккаччо)

Красная дорожка.
Тиран, тирания – эти слова ассоциируются у нас с беззаконием, своеволием правителя. Но в Италии XIV века эти слова не имели отрицательного смысла. Так называли единоличного правителя города-коммуны, избранного народным собранием. Назовите знаменитую династию тиранов Флоренции, покровительствовавшую деятелям культуры.

II Агон
Представим наших участников в образе Петрарки (зеленая дорожка), Боккаччо (желтая дорожка) и Данте (красная дорожка).

Зеленая дорожка.
Вас, Петрарка, называют первым гуманистом. 8 апреля 1341 г. На Капитолийском холме при большом стечении народа римский сенатор объявил Вас «великим поэтом и историком». За какой труд Вы получили столь почетное звание и лавровый венок?
(За поэму на латинском языке «Африка», посвященную вашему любимому герою – Публию Корнелию Сципиону Африканскому Старшему).

Желтая дорожка.
XIV век – это время не только начала Возрождения, но и время сильнейших потрясений для Европы: Столетняя война, «черная смерть»… Именно в разгар чумы 1348 г. десять флорентийских юношей и девушек удалились за город, подальше от очага эпидемии. И на вилле в течение 10 дней рассказывали друг другу по одной новелле. Скажите, Боккаччо, как вы увековечили этот эпизод из страшного 1348 г.?
(Написал «Десятиднев» - «Декамерон»).

Красная дорожка.
Бессмертную славу Вам, Данте Алигьери, принесла Ваша «Комедия», которую современники назвали «Божественной». Но скажите, почему, когда Вы шли по улицам города, на Вас прохожие показывали пальцем и сторонились Вас?
(Прохожие на улицах были уверены, что Вы действительно побывали на том свете).

III Агон
Зеленая дорожка.
Скитаний и лишений была полна Ваша жизнь. Примерно в 1336 г. Вы, наконец-то, нашли на 4 года место, о котором писали: «Здесь я обрел свой Рим, свои Афины, свою родину; здесь находятся все друзья, не только испытанные в близком общении и жившие со мной, но и те, кто умер за много веков до моего рождения, кого я знаю только благодаря книгам и восхищаюсь их подвигами и доблестью, либо их красноречием и талантом». Что это за место, и кого Вы называете друзьями?
(Местечко Воклюз, недалеко от Авиньона во Франции).

Желтая дорожка.
Мы, потомки. Восторгаемся произведениями поэтов и художников Возрождения. Но Вы сами весьма неоднозначно подходили к оценке своего творчества. Скажите, почему в старости Вы отреклись от своего «Декамерона»?
(Боккаччо засомневался, а не грех ли он взял на душу тем, что воспевал радость, веселье, жизнь и любовь. Осознание своей греховности; сомнения, скептицизм. По словам П. Гуревича, «мыслители и художники эпохи Ренессанса ощущают в себе безграничные возможности и силу для проникновения в глубины человеческих переживаний, всемогущей красоты природы. Но даже самые великие деятели той эпохи чувствовали какую-то ограниченность человеческого существа, его некоторую беспомощность в преобразовании природы, в художественном творчестве, в религиозных постижениях»).

Идеалом Эпохи Возрождения был всесторонне образованный человек и, прежде всего, образованный в гуманитарных науках. Потому мы начинаем второй, литературный тур нашей игры.

Литературный тур.
Розыгрыш дорожек (чтение сонетов Петрарки и обоснование игроком выбора сонета). Этот тур будет посвящен творчеству и биографии поэта Раннего Возрождения Франческо Петрарки.

I Агон
Красная дорожка.
Только сам Петрарка знал, что он однажды написал на оборотной стороне тома сочинений любимого поэта Вергилия. Необходимо назвать повод к этой записи, место и, если можно год.
(«Лаура, известная своей добродетелью и долгие годы прославляемая моими песнями, впервые предстала перед моими глазами на заре моей юности, в лето господне 1327, 6 апреля, в соборе святой Клары в Авиньоне во время заутрени», - запись Петрарки).

Желтая дорожка.
«Многое весьма удивительное создал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле - …». Назовите свое открытие и обоснуйте свой ответ.
(Человек – самое удивительное творение Господа: он обладает умом, памятью, может заниматься творчеством, науками, созидать).

Зеленая дорожка
В сонетах Петрарки не раз упоминается лавр. Поведайте, что связано в жизни Петрарки с лавром.
(С лавром сравнивается Лаура в сонетах. Петрарка был коронован лавровым венком, как великий поэт и историк 8 апреля 1341 года на Капитолийском холме).

II Агон
Красная дорожка.
«Не терпеть… и не иметь…., не командовать другими и не быть в подчинении – вот моя цель». Чего не терпеть и чего не иметь?
(Не терпеть нужды, не иметь излишка).

Желтая дорожка.
Дни мои промчались, как взмах ресницы, как бег оленей, косящих счастье, как бы короче. Слова из сонета Петрарки расставлены неверно, утерян смысл. А как должно быть на самом деле?
(«Промчались дни мои, как бы оленей
Косящий бег. Срок счастья был короче,
Чем взмах ресницы»)

Зеленая дорожка.
В 40 лет Петрарка написал трактат «Моя тайна» в форме своего диалога со святым Августином.
Какой позиции придерживается Святой Августин, и какую позицию защищает Петрарка?
(Августин в споре защищает христианскую концепцию жизни – Франциск, то есть Петрарка, выражает позицию жизни гуманиста, он не может отречься от земных радостей, счастья, славы. «Никто не хочет и никогда не хотел быть несчастным, что было противно природе», - пишет он.)

III Агон
Желтая дорожка.
«Я алгеброй гармонию постиг», - говорит один из героев А.С. Пушкина. Точные науки не так далеки от гуманитарных. Попробуйте решить числовое выражение и скажите, что выражает каждая часть его? (4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2

(4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2
14 = 14
14 строк в любом сонете
Левая часть отражает итальянский сонет, в котором катренов – 2 и терцетов – 2. Правая сторона – английский сонет, в котором катренов – 3 и одно двустишие.

Зеленая дорожка.
Петрарка много путешествовал, видел те города, которые мечтал увидеть. Но о каком городе идет речь? «Рассадник зла, приют недоброй славы, где процветают мерзостные нравы».
(Так была охарактеризована папская столица Авиньон. Петрарка видел здесь все человеческие пороки, которые свойственны были и духовным лицам)
Подведение итогов игры, объявление победителей.

Список литературы

  1. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М.: Интерпракс, 1995
  2. Гуревич П.С. Философия человека// http://psylib.org.ua/books/gurep01/index.htm
  3. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Ч. IV. М.: Интерпракс, 1994.
  4. Старобинская, Галина Ивановна. Методические рекомендации к учебнику А. Я. Гуревича, Д.Э. Харитоновича "История средних веков". Пособие для учителя. М.: Планета детей, 1997.