Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак", Л.Н. Толстой "Страшный зверь"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;
  • учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений;
  • работать над выразительным чтением басен, учить выделять мораль-поучение;
  • развивать речь учащихся, совершенствовать их читательский опыт, расширять словарный запас;
  • воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества.

Оборудование: портреты И.А. Крылова, Л. Толстова, детские издания (книги) этих авторов, надписи, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок – начинается урок.

Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь.

II. Речевая разминка. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

III. Проверка домашнего задания.

На доске: “Живой цветок” (Приложение 4)

– О каком лепестке живого цветка русского народа шла речь на прошлом уроке? (скороговорки)

– Что же такое скороговорка? (Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова)

– Какие вы приготовили скороговорки?

  • А сейчас прочитаем скороговорку на доске медленно. (Приложение 5)
  • А теперь прочитаем, выделяя голосом первое слово.
  • Второе.
  • Третье.
  • Зачем же нам необходимо использовать в своей речи скороговорки?

IV. Объявление темы урока. Работа по теме урока.

– Наш урок сегодня посвящён человеку мудрому, доброму и проницательному (вывешиваю портрет И.А. Крылова), которого А. Пушкин называл “самым народным поэтом”

1. Работа с книжной выставкой.

  • Посмотрите на выставку книг (1 ученик у доски читает название каждой книги и её автора).
  • Что же объединяет нашу выставку? (у всех книг один автор – И. Крылов)
  • Нашу выставку мы так и озаглавим “Книги И.А. Крылова” (табличка на доске).

2. Сообщение целей и задач урока.

  • Нам предстоит узнать, каковы особенности книг Крылова, их жанр.

3. Работа по теме урока.

  • Можно ли, глядя только на обложки книг, определить героев его произведений? (ответы детей)
  • Да, героями книг И. Крылова являются животные и различные предметы. Сегодня мы познакомимся с произведением “Лебедь, рак и щука” (на доске картинки этих животных). Это лебедь, рак и щука (учитель показывает) – герои произведения.
  • Что же общего у них? (их жизнь связана с водой).
  • Послушайте произведение (учитель читает наизусть).
  • Что же заставило вас улыбнуться? (глупые герои тянули в разные стороны).
  • Каким был ваш смех?
  • Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет. Они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места).

4. Выявление жанра произведения.

  • Что же я прочитала: стихотворение, сказку или что-то другое?
  • Назовите признаки стихотворения (рифма)
  • Докажите, что события, о которых вы узнали, могли произойти в сказке (герои – животные)
  • Это не стихотворение и не сказка, а как назвать? (вывешиваю слово БАСНЯ)
  • Попробуйте объяснить, что такое басня.
  • Сравните свои мысли с объяснением в учебнике “Литературное чтение”, стр. 49.
  • Итак (на доске таблица):

Басня – краткое
иносказательное
стихотворение.

  • Прочитайте первые три строчки басни и попробуйте их объяснить.
  • Подумайте, похожи ли они на пословицу? Чем? (похожи, как и пословица содержат поучительный смысл)
  • Эти слова учит, наставляют. Это МОРАЛЬ басни или поучение. Она может быть в начале или в конце басни, значит,

Басня – поучительное краткое иносказательное стихотворение.

5. Составление модели.

  • Откройте карточки-помощницы и определите, как мы обозначим новый жанр – басня. (Один у доски моделирует обложку)

По жанру – басня, тема – животные, значит, треугольник коричневого цвета.

  • Кого подразумевает автор под образами животных?
  • Какие пороки высмеивает автор?

4. Чтение басни учениками, работа над конкретным содержанием.

  • Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? (Товарищи)
  • Чего же им не хватило? (Согласия)
  • Прочитайте об этом.

Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр. 22, вопрос № 2

Укажи стрелочкой близкие по смыслу слова к слову СОГЛАСИЕ

  • А как вы понимаете слово ЛАД.(Карточка с этим словом вывешивается на доску)
  • Прочитайте в учебнике объяснение этого слова.
  • О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”)
  • Как вы понимаете слово ПОКЛАЖА? (Карточка с этим словом вывешивается на доску)
  • Прочитайте в учебнике объяснение этого слова и проверьте своё мнение.
  • Назовите героев басни, запишите их в тетрадь (вопрос № 1).
  • Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне (“Лебедь рвётся в облака.” Он стремительный, упрямый)
  • А рак? (“Рак пятится назад”. Он неторопливый, видит только свою дорогу)
  • Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ щуки. (“Щука тянет в воду”. Она тоже делает своё дело)
  • Рабочая тетрадь стр. 22 вопрос № 4. Самостоятельно укажите стрелочкой, кто и что делает.

Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть усердие животных. (“Из кожи лезут вон”)

  • Как вы понимаете эти слова? (Значит прикладывают много усилий)
  • А есть ли результат? (Нет)
  • А как об этом сказал Крылов? (“А воз и ныне там”)
  • Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, доже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются КРЫЛАТЫМИ. А воз и ныне там – значит работа не двигается с места.
  • Какие же недостатки высмеивал Крылов? (Несогласованность действий)

5. Физминутка.

Превратимся в одного из героев басни.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Спустились над водой,
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо-тихо на воду садятся.

6. Составление цепочки событий, использование “заместителей” (На доске)

  • Что же доказывает нам эта схема? (Действия героев были несогласованными).
  • Как же следует читать басню? (Приложение 6)

7. Чтение басни вслух учениками (1-2 ученика)

8. Работа над произведением Л. Толстого “Страшный зверь”

  • Сейчас мы познакомимся с человеком, прожившим долгую жизнь, написавшим много книг для детей. (Портрет вывешивается). Это Лев Николаевич Толстой. Среди его произведений есть и басни. Одну из них вы сейчас послушаете. Попробуйте доказать, что речь действительно идёт о басне.(Чтение басни “Страшный зверь” учителем)

(Это басня, потому что героями являются животные.

Это поучительное произведение)

– Какая мораль у этой басни?

(Пословица на доске: Гладка шёрстка,

Да коготок остёр)

  • Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
  • Подходит ли пословица к этой басни? Почему вы так решили?
  • Учебник, стр.51, чтение вывода.

“В басне Л.Н. Толстого “Страшный зверь” мораль спрятана в тексте. Её нужно понять и объяснить”

– Чтение басни про себя.

  • Какой вы представили себе мышку