Урок математики в начальной школе по теме "Ломаная линия"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с понятиями “ломаная линия”, “звенья ломаной”, “ вершина ломаной”, “замкнутая ломаная”, “учить выделять ломаную линию среди других фигур; научить строить ломаную; развивать внимание, память, логическое мышление и воображение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Настрой на работу:

- Сели удобно:

Я на уроке математики
Я люблю математику
Я прилежный ученик.
Умный и старательный
Буду слушать, отвечать,
Рассуждать, считать, решать
И пятерки получать.

III. Устный счет:

  1. Сосчитайте от 3 до 13, от 20 до 10;
  2. Назовите последующее число 5, 11, 9. На сколько последующее число больше предыдущего?
  3. Назовите предыдущее число 3, 17, 8. Как получить предыдущее число?
  4. Какое число стоит между 6 и 8, 12 и 14.
  5. Какое число стоит справа от 19, 10, 7.
  6. Какое число стоит слева от 5, 12, 20.
  7. Назовите соседей числа 9, 6, 10.
  8. Установите закономерность и продолжите числовой ряд: 4 3 5 4 … … .
  9. Восстанови отрезок натурального ряда чисел: … 2, …, 4, …, …, 7, …, …., 10
  10. Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?
  11. Скажите, сколько треугольников вы видите на рисунке:
  12. Развитие мышления.

“Молочная река длиннее реки Медовой, а река Медовая длиннее реки Кисельной, Какая река короче: Молочная или Кисельная?” (Кисельная)

13. Веселая задачка:

В хоре 7 кузнечиков
Песни распевали
Вскоре 5 кузнечиков
Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов,

Сколько в хоре голосов? (7 – 5 = 2; решение записать)

IV. Работа над новым материалом.

- Сегодня на уроке мы продолжаем путешествовать по стране Математика. В какой же город мы сегодня отправимся? Узнаете, если решите цепочку выражений:

+4 - 3 + 1 - 2

2 --- * ---- * ---- * ----*

4 - Лимония

2 - Геометрия

6 – Грамматика

- Итак, мы продолжаем путешествие по замечательному, интересному острову – Геометрия.

- Мы уже знакомы с жительницей этого города, самой маленькой геометрической фигурой. Какой? (Точка)

- Однажды с ней произошла невероятная история, Точка отправилась к своим друзьям геометрическим фигурам – в гости на День рождения. Она несла много подарков. И вдруг неудача. Ее путь преградила большая река. “Что же мне делать? Неужели возвращаться?” - подумала Точка. И тут на помощь ей пришли ее друзья – отрезки. Перекинулся один отрезок с берега на ближний островок. Другой отрезок пробежал по нему до конца, зацепился за концы – Хлоп! – перекинулся на следующий островок. Третий отрезок пробежал по первым двум, за ним 4-й, 5-й. Хлоп! – Хлоп! – Хлоп! – и мост готов.

- Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: “Вот какая интересная линия получилась. А как она называется?”

- Ребята, а, может, вы поможете ответить Точке на этот вопрос? (Ломаная линия)

- А, почему ее так назвали?

- Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков)

- Давайте, сравним отрезок и ломаную линию. Чем они похожи и отличаются друг от друга?

- А отрезки лежат на одной прямой?

- Да, действительно каждая ломаная линия состоит из нескольких отрезков, которые не лежат на одной прямой. Конец первого отрезка является началом второго, конец второго началом третьего. Отрезки из которых состоит ломаная называется ЗВЕНЬЯМИ (вывешивается табличка с названием)

- А сколько звеньев понадобилось , чтобы построить мостик через речку?

- Концы каждого звена называются ВЕРШИНАМИ ломаной (вывешивается табличка).

- А, сколько вершин имеет наш мостик?

V. Закрепление нового материала.

1) На доске фигуры (см. приложения).

- Посмотрите на доску, что вы видите?

- Какое задание вы бы могли предложить?

- Найдите ломаные линии.

- Назовите, ту ломаную, у которой больше всего звеньев?

Меньше всего звеньев?

- Назовите фигуру, которая имеет 3 вершины? Сколько вершин имеет фигура под буквой Ж)?

2) Практическая часть.

- Постройте из палочек ломаную линию из 3 (5) звеньев. Сколько палочек использовали для построения ломаной состоящей из 3 (5) звеньев?

- А, теперь начертите данную ломаную на листе.

3) На доске:

- Могу ли я назвать данные фигуры ломаными линиями? (Да, потому что они состоят из отрезков и имеют вершины)

- Это тоже ломаные. Давайте их сравним с предыдущими ломаными.

- Что заметили?

- Эти ломаные называются Замкнутые, а другие - незамкнутые.

- Назовите замкнутую ломаную, которая имеет меньше всего звеньев. (1)

- Какую фигуру она образует? (Треугольник)

- Какие фигуры образуют другие замкнутые ломаные?

- Какая замкнутая ломаная имеет больше всего вершин? (3, имеет 5 вершин)

VI. Первичное закрепление.

- А, сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется “Выложи букву из палочек”.

Работать будете в группах. На парте у каждого из вас находится карточка, на которой показаны буквы. Ваша задача выложить из палочек буквы на парте. (Работают)

- Скажите, какие из выложенных букв являются ломаными линиями?

Г О П Т Ж И Л Х

VII. Итог.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке? С чем вы сегодня познакомились?

Кусок проволоки возьми

И его ты перегни
Хочешь раз, а хочешь два,
Хочешь три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая,
Ломаная линия!

P.S.

- Отметьте в тетради две точки. Соедините их прямой линией. Что получилось? (Отрезок)

- Обозначьте его буквами ОК. Отметьте точку С и соедините точки К и С прямой линией. Что получили? (Ломаную)

- Сколько звеньев в данной ломаной? (2)

- Начертите ломаную, состоящую из 3-х, 4-х звеньев.