Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок музыки, 2-й класс. Тема "Колыбельные"

Разделы: Преподавание музыки


Задачи:

  1. Образовательная
    • усвоение жанра колыбельных песен, его основных признаков;
  2. Развивающие:
    • развитие музыкального слуха;
    • музыкальной памяти;
    • чувства ритма;
    • развитие вокально-хоровых навыков;
    • ассоциативного мышления;
    • развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные:
    • воспитание доброты и любви к маме, к природе;
    • воспитание музыкального вкуса;
    • высокой духовной культуры.

Методы:

  • Объяснительно- иллюстрационный;
  • Частично поисковый;
  • Анализа и сравнения;
  • Обобщения;
  • Музыкальной драматургии;
  • Ретроспективы и перспективы.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник - Критская, Сергеева, Шмагина;
  • аудио и видеозаписи;
  • наглядный материал;
  • инструмент фортепиано.

План урока

  1. Организационный момент. (Вход под музыку)
  2. Актуализация темы урока.
  3. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:
    • “Спят усталые игрушки” – А. Островский
    • “Мама” – П.И.Чайковский
    • “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – Е. Крылатов
    • “Сонная песенка” – Р. Паулс
  4. Обобщение темы.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Ход урока

Вход под музыку “Спят усталые игрушки” – музыка Островского. Музыка1.mp3

Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас?

Ответ детей: Это песня из передачи “Спокойной ночи малыши”.

Учитель: Да, эта музыка часто звучит по радио и телевидению.

А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам перед сном?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

- Сегодня мы и поговорим о разных колыбельных. И композиторов, и народ, и композиторов – классиков всех волнует этот жанр песен. Сегодня у нас будет необычный урок, мы совершим с вами путешествие в вечернюю сказку.

 - А поможет нам туда попасть волшебный цветик – семицветик.

- С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен, исполняя и слушая различные музыкальные произведения. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка нашего цветика – семицветика, узнавая что-то новое. У каждого из вас лежит на парте свой волшебный цветок. И если вам наш урок понравиться и все лепестки вами будут разгаданы, то в конце нашего урока заполните нашу корзинку своими цветами. Это и будет для меня самый лучший подарок от вас.

- Итак, отправляемся в путешествие в вечернюю сказку.

Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

Учитель: Послушайте знакомую вам пьесу и определите, что это за произведение и кто его написал. Слушайте (звучит пьеса “Мама” – П.И. Чайковского) Музыка2.mp3

Возможный ответ детей: Прозвучала пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из “Детского альбома”

Учитель: Молодцы!

- А какой инструмент исполнил пьесу?

Ответ детей: Фортепиано.

Учитель: Кто для нас самый близкий и родной человек на свете?

Возможный ответ детей: Мама.

Учитель: Мы очень много знаем и песен, и стихов о маме. Кто сможет нам рассказать?

Ответы детей: (дети рассказывают стихи о маме)

Учитель: Молодцы!

- А с каким чувством ребята рассказали нам о маме?

Возможные ответы детей: С любовью, нежностью.

Учитель: Да, добрые мамины глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном.

- Как называется такая песня?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Молодцы!

- Ребята, есть у вас любимая игрушка?

(ответы детей)

Учитель: А свои игрушки укладываете спать?

Ответы детей:

Учитель: Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша.

(вызвать девочку с игрушкой)

Учитель: А мы ребята поможем движением руки, подчеркнём выразительность интонации.

Дети: (исполняют вокализом на “Ля” “Спят усталые игрушки”)

Учитель: На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе?

Возможные ответы детей: Убаюкивающая, покачивающая.

Учитель: Молодцы! Как прекрасно началось наше путешествие. Вот мы и разгадали сердцевину нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.

- Любая мама, мама – волчица, мама – медведица, для своего малыша укладывая его спать, поёт спокойную убаюкивающую песню.

- А какую вы знаете колыбельную мамы – медведицы?

Ответ детей: “Умка”.

Учитель: Давайте её исполним.

- С какой интонацией будем исполнять?

Возможные ответы детей: Убаюкивающей…

Учитель: Когда наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного медвежонка.

- Давайте ребята встанем и исполняя изобразим интонацию движением тела.

Дети: (исполняют один куплет песни “Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка” – музыка Е.Крылатого) Музыка3.mp3

Учитель: Молодцы!

- Продолжая путешествие в вечернюю сказку мы разгадаем лепесток и определим какой был у песенки ритм?

- Приготовьте ваши ладошки и давайте вместе прохлопаем его

Дети: (хлопают)

Учитель: Какие были хлопки?

Возможные ответы детей: Ровные.

Учитель: Давайте посмотрим, правильно ли мы определили?

(запись мелодии нотами на доске)

Учитель: Давайте споём мелодию нотками и прохлопаем ритм.

- Какими длительностями записана мелодия?

Возможный ответ детей: Четвертными.

Учитель: Так значит ритм, какой?

Возможный ответ детей: Ровный.

Учитель: А куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? Давайте покажем движение мелодии рукой.

Дети: (показ)

- Низходящая.

Учитель: А мелодия плавная или скачкообразная?

Возможный ответ детей: Плавная.

Учитель: Молодцы!

- А чтоб разгадать следующий наш лепесток нам надо определить какой темп у колыбельной.

- Кто пойдёт и выберет нужную карточку темпа?

Дети: (выбор карточки темпа)

Стремительный

Умеренный

Медленный

- Темп умеренный.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Сколько мы разгадали лепестков! Но нам нужно двигаться дальше.

- Путешествие в вечернюю сказку продолжается.

- Пусть прозвучат стихотворения о колыбельных песнях.

Дети: (читают стихотворения по выбранной карточке)

    Спи, младенец мой п