Урок физики в 7-м классе по теме "Закон Архимеда. Решение задач"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательные:
    1. Формирование умений вычислять силу Архимеда, объяснять различные ситуации поведения тел в жидкости.
  • Воспитательные:
    1. Показать значение познания мира через мышление.
    2. Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
  • Развивающие:
    1. Развивать внимание и любознательность.
    2. Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Оборудование:

  1. Доска, на доске: тема урока, цель.
  2. Географическая карта.
  3. Карта по истории.
  4. Раздаточный материал по физике 7кл М.А. Ушаков.
  5. Опорные конспекты (см. приложение).
  6. Мини – сообщения «Закон Архимеда вокруг нас»

Литература:

  1. Учебник физика 7кл. А.В. Перышкин.
  2. Сборник вопросов и задач по физике 6-7 кл. В.И. Лукашик
  3. Нестандартные уроки физика 7-10 кл. С.В. Боброва
  4. Дидактические материалы А.Е Марон, Е. А. Марон

Литература, рекомендуемая учащимся:

  1. Учебник физика 7кл. А.В. Перышкин. Материал для дополнительного чтения стр. 183. «Легенда об Архимеде».
  2. Справочник школьника.
  3. Физика. Человек. Окружающая среда А.П. Рыженков.
  4. Мировая энциклопедия биографий А.П. Горкин т-1
  5. История математики в школе 5-6 кл. Г.И. Глейзер.
  6. Биофизика на уроках физики Ц.Б. Кац.

Конспект урока.

1. Организационный момент:

Вступительное слово:

«Жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Что-то тело вытесняет
Все закон нам объясняет
Открыл его великий грек,
Ему имя – Архимед.

Сегодня тема нашего урока «Закон Архимеда». Решение задач. Это второй урок по теме «Закон Архимеда». На этом уроке, мы узнаем, как был открыт закон Архимеда, какие еще открытия сделал Архимед, поработаем над формулами, разгадаем мини – кроссворд, решим несколько задач по карточкам, выполним физминутку, разноуровневую самостоятельную работу, а так же узнаем, каким образом «закон Архимеда» помогает поднимать затонувшие суда, узнаем в каком море нельзя утонуть, но и еще много нового и интересного.

На определенных этапах урока вы будете оценивать друг друга, давать самооценку своей деятельности, чтобы получить итоговую оценку за урок.

И так вернемся к закону Архимеда. (вопросы, на которые должны ответить учащиеся)

-Как звучит закон Архимеда.

-Почему этот закон называют законом Архимеда? (в честь человека который его открыл

-В каком году жил Архимед? (287-212г.до н.э.)

-В каком городе проживал Архимед? (Сиракузы)

-Ныне это Италия (учитель обращается к карте по истории )

-Какие еще открытия или изобретения принадлежат Архимеду.

Учащиеся отвечают: установил правило рычага, открыл закон гидростатики, ввел понятие о бесконечно больших величинах и т.д. Изобрел: Архимедов винт, различные системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др. Организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

2. Легенда об Архимеде.

Существует легенда о том, как Архимед пришел к открытию, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела.(Учащиеся готовят сообщение)

Царь Гиерон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовлявшего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Архимед лежал в ванной и размышлял о том, как узнать, есть ли примесь серебра в золотой короне. Выталкивающую силу человек отчетливо ощущает, принимая ванну. Закон неожиданно открылся Архимеду, представился в своей замечательной простоте. Архимед выскочил из ванны, громко кричал, побежал в комнаты за драгоценной короной, чтобы немедленно определить потерю ее веса в воде. А вот какие же слова он при этом выкрикивал, мы с вами узнаем, когда решим задачи, для этого нам нужно вспомнить формулы.

3. Работа с формулами: Fa = VT *ρж *g, ρж = , VT =

Написать формулы для расчета Архимедовой силы, указать единицы.

  1. Fa =
  2. ρж =
  3. VT =

(Учащиеся на листочках записывают формулы, указывая в каких единицах, измеряются величины)

Учащиеся себя оценивают и результаты заносят в таблицу на доске.

4. Мини – кроссворд.

Задачи:

  1. Вес стальной детали в воздухе равен 3н, а в воде 2,7н. Чему равна выталкивающая сила? (0,3н – Э)
  2. Объем куска железа 0,2м3. Какая выталкивающая сила будет на него действовать при полном его погружении в воду? (2000н – В)
  3. Бетонная плита объемом 1м3 погружена в воду. Какую силу необходимо приложить чтобы удержать ее в воде? (22 кн – Р)
  4. Определите архимедову силу, действующую на стальной шарик объемом 200 см3 погруженный в керосин. (1,6н – И)
  5. Какую силу надо приложить для подъема из воды бетонной плиты объемом 0,6 м3? (7,8 кн – К)
  6. Медный цилиндр массой 3,56 кг опущен в бензин. Определите действующую на него архимедову силу. (28,4н – А)

(ЭВРИКА)

1

2

3

4

5

6

Э

В

Р

И

К

А

Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.

Учащиеся решают задачи по карточкам находят ответ и ту букву, которая находится рядом с ответом записывают в ту ячейку, под каким номером карточка. После того, как все задачи будут решены и буквы записаны откроется слово «Эврика».

5. Решение задач, физминутка. Решение задач у доски из сборника Лукашина В.И.

№ 541. Чему равна архимедова сила, действующая в воде на тело объемом 125 см3 из стекла, пробки, алюминия, свинца? (1,25 н для всех тел)

№ 542. Пробирку поместили в мензурку с водой. Уровень воды при этом повысился от деления 100 до 120 см3.Сколько весит пробирка? (0,2 н)

№ 543. На сколько гранитный булыжник объемом 0,004 м3 будет легче в воде, чем в воздухе? (40 н)

№ 544. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0, 012 м3? (180 н)

Пока учащиеся решают задачи у доски, в это время остальные выполняют устно следующие задания. (раздаточный материал для 7 кл. М.А Ушаков)

44-а. Задание*

Сосуд с водой и тело А уравновешены весах гирями. Нарушится ли равновесие весов, если тело А опустить в воду, находящуюся в сосуде? Ответ обоснуйте.

Ответ: Равновесие весов не нарушится, так как масс тел, находящихся на чашке весов, не изменяется.

44-б. Задание*

Сосуд с водой и шарик, укрепленный на подставке, сначала взвесили, а затем шарик опустили в воду, как показано на рис.2. Изменится ли при этом показание весов? Ответ обоснуйте.

Ответ: Показание весов не нарушится, так как массы тел, находящихся на чашке весов, не изменяется. Изменится только сила натяжения нити.

47-а. Задание*

К коромыслу подвесили два болта: медный и стальной, равновесие весов сохранилось. Изменится ли равновесие весов, если опустить болты в воду?

Ответ обоснуйте.

Ответ: Равновесие весов нарушится, на тела будут действовать разные выталкивающие силы.

47-б. Задание*

Медный и латунный шарики, находящиеся в воде, укрепили на нитях и подвесили к коромыслу весов, равновесие весов сохранилось. Изменится ли равновесие весов, если шарики вынуть из воды?

Ответ обоснуйте.

Ответ: Когда шарики вынут из воды, то выталкивающие силы исчезнут, равновесие весов нарушится. Т.к. объем медного шарика меньше объема латунного. Выталкивающая сила, действующая на медный шарик меньше силы действующий на латунный шарик.

Проверка работающих у доски, выставление оценок и тем, кто работал у доски, и тем, кто отвечал на задания устно.

Физминутка. Учащиеся выполняют в течении одной минуты различные упражнения.

6. Проверочная работа.

  1. Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объемом 0,7 м3.(5б)
  2. С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г при его полном погружении. (4б)
  3. Определите выталкивающую силу, действующую на камень, объемом 0,5м3 находящийся в воде? (3б)

Учащиеся выбирают для себя задание выполняют, затем проверяют решение.(решение задач заранее написаны на доске) Результаты заносятся в таблицу.

7. Сообщения

История цивилизации – это история познания человеком тайн природы, ее секретов красоты. Но человек не только проникал в эти тайны, но и учился управлять ими.

Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. Один из самых больших ледоколов «Садко», по халатности капитана затонувший в белом море в 1916г, пролежал на морском дне 17 лет, его затем подняли понтонами, и он снова вступил в строй.

Далее учащиеся выступают с мини-сообщениями, которые они приготовили заранее используя дополнительную и рекомендованную литературу.

  1. Мертвое море.
  2. Рыбы.
  3. Паук-серебрянка.
  4. Водоплавающие.
  5. Растение Чилим.
  6. Водные растения.

За подготовительное домашние задание учащиеся получают оценки и полученный результат заносится в таблицу.

8. Итог урока.

В конце урока подводится итог проделанной работы на уроке.

Учащиеся сами подводят итоги, оценивая себя, работу класса и усвоена ли тема данного урока по схеме (см. продолжение).

9. Выставление оценок.

И. Ф.

формулы

кроссворд

решение задач

проверочная работа

домашнее задание

итог

             

10. Домашнее задание.

  1. Готовиться к лабораторной работе.
  2. Ответить на вопросы:

- Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?

- Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 100кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти рассказы?

-Почему в недосоленном супе ощипанная курица тоне, а в пересоленном спасается в плавь?

- Где больший вес имеют солидные караси в родном озере или на чужой сковородке?

Большое спасибо, за совместную работу. Надеюсь на то, что мы с вами на последних уроках совершим еще много открытий и не раз прокричим подобное Архимеду

«Эврика!»