Управление качеством образования в школе

Разделы: Администрирование школы


Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, так как своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.

Изучение состояния преподавания учебных дисциплин означает контроль и оценку деятельности учителя, знакомство с результатами обучения и воспитания, с условиями, в которых работают учителя, установление факторов и причин, обуславливающих данное состояние. Действительно, классов много, все они разные, отличаются между собой и достоинствами и недостатками.

Для выведения школы на качественно новый уровень мы выбрали диагностико-технологическую программу. Она проста, но очень трудоемка, зато дает ощутимый результат, позволяет учителю увидеть причины неудач, указывает путь к их преодолению. За основу берем развертку показателей качества по классам и параллелям. Данные развертки можно сравнивать друг с другом по разному (Приложение №1. Рис.1,2) .

По графикам становятся наглядными и завышение оценок учителями и классы с низким показателем качества, падение качества знаний параллелей и т.д. К примеру, видно падение качества знаний в 8-х и 6-х классах, завышение оценок в начальных классах, очень низкое качество в 9а и 6а классах.

Разберем подробнее качество ЗУН учащихся 6а класса. Для конкретной диагностики создадим диагностические ведомости (Приложение №1. Табл.1).

Самыми трудными для данного класса являются русский язык, татарский язык и математика.

В классе всего 2 хорошиста, 7 имеют по одной тройке по математике и еще 6 учеников по 2-3 оценок «удовлетворительно». Они могли быть хорошистами. Разберем причины - составим еще одну ведомость (Приложение №1 Табл.2): скорости чтения и вычислений. В глаза бросаются крайне низкие результаты.

Оценим влияние скорости чтения на успеваемость. 14 учеников имеют по 7-9 предметам хорошие оценки. Ру = 14 : 27 = 0,52. 13 человек читает не ниже медианного Рх = 13: 27= 0,48 Более высокая успеваемость совпадает у 8 учеников. Рху = 8:27 =0,3.

Коэффициент корреляции:

Достоверность события:

Характер связи между успеваемостью и скоростью чтения очень низкая. Такие же расчеты показывают, что успеваемость связана со скоростью вычислений так же достаточно слабо. Слабая связь говорит о том, что качественная успеваемость в данном классе мало зависит от скоростей чтения, письма и вычислений. Причину необходимо искать далее по другой диагностической таблице (Приложение №1. Таблица 3)которая включает в себя следующий набор признаков:

  1. Умение рисовать.
  2. Понимание терминов.
  3. Пересказ коротких текстов.
  4. Логичность пересказа.
  5. Лаконичность пересказа.
  6. Умение конспектировать.
  7. Орфографическая грамотность.

Исходя из разниц между столбцами этой таблицы в данном классе работу необходимо начинать с обучения пересказу и работы над памятью.

Далее, по диагностическим ведомостям видно, что при целенаправленной работе с Шайхеловым, Ахмадуллиным, Гардихановой, Мадьяровым по истории, татарскому языку, русскому языку и литературе позволит улучшить успеваемость.

Что же касается русского языка и литературы, здесь для повышения качества учителю необходимо работать над грамотностью, пересказом, конспектированием и памятью по технологии Зайцева.

Такого рода диагностирование желательно провести в каждом классе. Разработать цели и задачи, распределить их по четвертям равномерно и работать целенаправленно. Только тогда можно говорить о дифференциации и индивидуализации обучения. Только так можно дойти до каждого ученика.

Повышение качества образования через создание системы повышения профессионального мастерства педагогов.

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой , тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из его звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

  1. Статистика педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям.
  2. Обеспеченность школы педагогическими кадрами. Школа обеспечена кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои должностные обязанности (Приложение №2 Таблицы 1-3)
  3. Главным центром, координирующим всю методическую работы школы, является методический совет. В школе функционируют 6 МО (гуманитарного цикла, естественно-математического цикла, иностранных языков, кафедра воспитания, кафедры здоровья, культуры и спорта), а также три методических объединения классных руководителей-« «Экология и мы» (1-4-е классы), «Подросток и закон» (5-8-е классы), «Моя профессия» (9-11-е классы).

Каждая из кафедр работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют работу под руководством заведующих кафедр.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по научно-методической работе. Членами совета являются руководители методических объединений, руководители творческих групп, психолог, члены дирекции. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный четверть, и , как правило , предшествуют заседаниям МО, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами.

Важная роль в организации работы по повышению педагогического труда учителей принадлежит НМС, и соответственно она является одним из важных направлений работы МО.

Это:

А) организация работы по учителей по индивидуальным темам самообразования;
Б) посещение семинаров в школах района ,республики;
В) курсовая подготовка;

Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя является основной задачей НМС.

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей нашей школы в различных теоретических и практических семинарах, педагогических и психологических лекториях районного, зонального , республиканского уровней. Наряду с многочисленными семинарами районного уровня , 14 педагогов школы приняли участие в работе зональных, республиканских конференций , организованными ИНПО в г.Набережные Челны, Альметьевск, Мензелинске, Муслюмово. 11 педагогов школы участвовали в работе республиканских семинаров , организованных Институтом Развития Образования города Казани.

Для эффективной организации работы по посещению курсов повышения квалификации составлен перспективный план на пять лет. Согласно этому плану 2004-05 учебном году 15 педагогов (35%), 2005-06 году 11 педагогов (26%) в 2006-07 учебном году 14 педагогов (36%), 2007-08 учебном году 13 педагогов (34%)прошли курсы повышения квалификации.

С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:

  1. группа молодого учителя (13%);
  2. группа совершенствования педагогического мастерства (49%);
  3. группа высшего педагогического мастерства (38%)

Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства. В нашей школе аттестация – это процесс, стимулирующий творчество учителя. Аттестация педагогических работников в школе проводится школьной аттестационной комиссией, в состав которой входит 7 высококвалифицированных специалистов школы. Председатель аттестационной комиссии директор школы. Заместитель председателя – заместитель директора по УВР. В его обязанности входит организация процедуры аттестации школьной комиссией, а также организация на школьном уровне работы с педагогами, падающими заявления в муниципальную и главную комиссию, осуществление связи с городской комиссией. План работы аттестационной комиссии у нас в школе не включен в план научно-методической работы , а функционирует самостоятельно. Основной задачей заместителя директора, организующего аттестацию, является оказание методической помощи при подготовке к аттестации, обеспечение благоприятных, комфортных организационных и психологических условий прохождения аттестации.

Поиск эффективных связей педагогической теории и школьной практики осуществляет использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками. Учителя школы активно внедряют в практику использование на уроках мультимедийного и интерактивного оборудования.

В работу в составе методических подразделений школы включились 74% педагогов в этом учебном году. Однако в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Потому залог успешной работы – это тесный контакт администрации с учителями , четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях профессиональных трудностях. Мало спланировать и организовать методические мероприятия, надо включить в работу самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем подготовленности и педагогической деятельности.

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. С целью адаптации молодого учителя в педагогическом коллективе, отработки, апробации методик преподавания по предмету и самоутверждения выпускника педагогического вуза в роли учителя была создана в школе « Школа молодого учителя». Положение о школе молодого учителя было утверждено на педсовете коллектива учителей школы. В нашем учреждении «Школа молодого учителя» объединяет четырех педагогов, окончивших вуз, педучилище и имеющих педагогический стаж не более 5 лет. В начале учебного года был создан банк данных о молодых педагогах, составлен и утвержден план работы ШМУ и были назначены наставники. В течение учебного года отслеживался результат работы молодого учителя в ходе посещения уроков, мероприятий , проведенных ими. На заключительном заседании ШМУ предполагается заслушать отчеты по самообразованию молодых специалистов. Результатом успешной работы ШМУ является то, что молодые педагоги школы принимали самое активное участие в различных мероприятиях. Успешно реализовав задачи, поставленные перед методической службой, школа приняла участие в конкурсе в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и выиграла грант в 1 миллион рублей Президента РФ, также коллектив школы принял участие в конкурсе « Лучшие школы Татарстана 2006» и стал победителем ив этом конкурсе.

Однако в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Потому залог успешной работы – это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях профессиональных трудностях. Мало спланировать и организовать методические мероприятия, надо включить в работу самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем подготовленности и педагогической деятельности. Учитывая то, что работают и мастера педагогического труда, и совсем молодые неопытные учителя, необходимо проводить на диагностической основе поуровневую подготовку. Для начальной диагностики при посещении уроков заполняем индивидуальную карту учета выполнения требований к уроку. Эта работа проделывается в первой четверти учебного года. Учет ведется в балльной системе: один – недопустимый, 2- допустимый, 3- оптимальный уровень.

После анализа данных карт коллектив разбивается на несколько групп. Из этих групп первоочередное внимание требуют молодые специалисты. Для них составляется еще одна диагностическая карта. На данной карте выявляются общие недостатки и положительные моменты в работе молодых учителей. Исходя из этого составляется план работы «Школы молодого учителя». (Приложение №2 Таблицы 4,5)

Необходимость введения инноваций в процесс педагогической организации ставит новые стратегические цели и задачи. Во-первых, необходимо изменить и активизировать деятельность самого учителя, как организатора обучающей и развивающей деятельности.Во-вторых, необходимо изменить содержание и методику организации учебного процесса. Учебная деятельность должна быть направлена на развитие учащихся. Должен быть разработан комплекс творческих (сравнение, определение причин и следствий, планирование и анализ деятельности) и общеинтеллектуальных умений (правила запоминания, речи, внимания, воображения, мышления).

Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживать динамику развития педагогического коллектива. Данные собираются и классифицируются по определенной системе. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать анализ и устранить недочеты.

Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора и обработки информации должны участвовать руководители МО и сами учителя. Поэтому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.

Качество образования через совершенствование методов воспитания.

Воспитание – категория вечная. Учитель воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Все хорошее и все плохое дается человеку воспитанием каждодневным.

Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

На новый период развития школы педагогический коллектив считает для себя важным следующие идеи:

Идея развития – развитие ученика, его творческой индивидуальности.

Идея творчества – как универсальный механизм развития личности.

Идея сотрудничества – как партнерские отношения субъектов воспитательной системы.

Идея открытости - школа открыта для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями различных творческих объединений.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Её невозможно представить без диагностирования, т.е. подготовки вывода о развитии личности учащегося, состоянии воспитательного процесса, уровня профессиональной компетентности классного руководителя, состоянии школы на основе быстрой регистрации ряда его существенных количественных и качественных показателей, объективно отражающих эти состояния.

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. Поэтому невозможно добиться успеха в воспитании, не зная отношения ученика к школе, к классному руководителю, мотивов к учебе, его активность и познавательный интерес. С целью изучения данных вопросов в школе часто проводятся различные анкетирования учащихся для последующей работы классных руководителей, родителей и педагогов. (Приложение №3 Диаграммы 1,2. Таблица1)

Со дня основания школы учителя работали над проблемой формирования социально адаптированной личности.

В результате целенаправленной работы педагогический коллектив добился:

  • Конкурентоспособности школы – прекратился отток лучших учеников, наблюдается стабильность набора детей в 1 класс.
  • Удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в школе, психологическим комфортом.
  • Повышения педагогического мастерства.

В целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся была проведена работа по следующим направлениям:

  • укрепление материальной базы
  • создание медико-психологической службы (психолог, врач), сбор банка данных о состоянии здоровья детей, диагностики физического развития и физической подготовленности учащихся;
  • разработка программы по методической работе, где предусмотрены психологические аспекты профессионально-педагогического общения учителей с учащимися; разработка программ по воспитательной работе.

Диагностирование воспитанности личности – самое сложное направление педагогической диагностики. Только сочетание трех методов: самооценка, тестирование, экспертная оценка, позволяет выявить истинный уровень воспитанности учащихся.(Приложение №3 Диаграмма 3) Определение уровней воспитанности школьников, конечно, является не вполне корректной по отношению к самим детям. Чтобы предупредить вынесения приговора «хороший» или «плохой» классные руководители не оценивают уровень воспитанности разных учащихся в классе, а сравнивают ребенка лишь с самим собой: «каким был» и «каким стал». Классный руководитель делает анализ полученных в ходе исследования результатов по каждому показателю воспитанности школьника с целью организации с ним индивидуальной работы.

Воспитание – процесс управления развитием личности школьника, его поведением, сознанием, чувствами с целью формирования лучших свойств, качеств этой личности, необходимых обществу.

Чтобы план работы классного руководителя не представлял набор мероприятий, перечень вне учебных дел, необходим всесторонний анализ классного коллектива, каждого ученика.

Педагогическое проектирование невозможно без изучения личности воспитанника, его стремления к саморазвитию, самовоспитанию.

Учителя школы уделяют большое внимание внеклассной воспитательной деятельности. Это кружки по интересам и способностям, спортивные секции. 228 учащихся занимаются в школьных кружках, 100 учеников – в музыкальной школе, 93 ученика посещают секции и кружки при детско- юношеской спортивной школе и Доме культуры. Из всего количества учащихся 60% выбрали художественно- эстетическое, 28% спортивное направление. (Приложение №3 Диаграмма 4)

Результаты эффективности работы по программе «Здоровье здоровых» в классных коллективах и в целом по школе определяем по следующим параметрам:

  • показатели физического развития (телосложение, осанка, зрение, показатели физического развития по физкультуре) составляют медсестра и учитель физкультуры;
  • состояние здоровья ребёнка по заключению врача;
  • психическое здоровье (уровень развития психических процессов) по результатам обследования детей психологом при поступлении ребёнка в школу, на конец 4-го года обучения и на начало 5-го класса, затем выборочно по ступеням обучения;
  • психологическое состояние ребёнка (психолог).

Данные собираются по каждому классу и представляются администрации школы. (Приложение №3 Таблица 2)

Итоги, результаты работы обсуждаются на ежегодном педагогическом совете, на котором вносятся необходимые коррективы на следующий учебный год.

В процессе реализации программы «Здоровье здоровых» получены положительные результаты. Было выявлено достоверное снижение заболеваемости учащихся с 2005 года по 2008 год. Из года в год наблюдается увеличение количества учащихся, перешедших из специальных медицинских групп в подготовительную и из подготовительной в основную по физкультуре. Количество детей, посещающих спортивные секции и кружки, за последние 3 года возросло с 23% до 28% . Количество учащихся, обучающихся на «4» и «5» увеличилось с 51% до 57%, количество пропущенных дней по болезни на 1-го ученика в год уменьшилось с 6,6 до 5,7.

Для создания эффективной школы необходима система накопления информации для выявления тенденций, принятия стратегических и оперативных решений, создания системы адекватного реагирования на изменения новые тенденции в системе образования. Решение этих проблем позволит сохранить и развивать конкурентные преимущества школы. Подобная система возможна только при наличии диагностики и мониторинга как качества обучения, так и состояния воспитательной системы школы.