Интегрированный урок по культуре Башкортостана и окружающему миру на тему "Башкортостан – мой край родной"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить и углубить знание детей о Республике Башкортостан

Задачи:

  • дать предоставление о своем крае;
  • развивать навыки работы с атласом и контурной картой;
  • обобщить знания детей о чудесных уголках природы нашего края;
  • развивать речь детей;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать у школьников системы знаний об особенностях природы родного края.

Оборудование: карты Российской Федерации и Республики Башкортостан, контурные карты, атласы Башкортостана, индивидуальные карточки, таблицы, рисунки животных нашего края занесенных в Красную книгу, эмблемы, учебники: А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (I часть) стр. 144-146.

Ход урока

I. Организационная часть.

Добрый день ребята

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока, помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать

II. Новая тема.

Наш край на карте России
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистые цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее:
Н. Языков

И правда, можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку и в лес, край, где ты живешь? (Нельзя)

Но можно ли по-настоящему любить и гордиться тем, чего ты не знаешь? (Тоже нельзя)

Вот и получается, что одно без другого невозможно. Взгляните на карту Башкортостана. Очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные поэтические представления. Один автор сравнивает его с человеческими сердцем. Другому оно напоминает ладонь дружеской руки. А народный поэт Башкортостана Мустам Карим назвал родную республику зеленым листком березы - России.

- Что представляете вы, ребята, рассматривая контуры Башкортостана на карте?

Сегодня на уроке мы попутешествуем по нашей Республике Башкортостан.

О чудесном нашем крае будет разговор.

О прекрасном милом крае, где мы все живем.

1. Наш край на карте.

Открываем первую страницу "Наш край".

- Пользуясь атласом Башкортостана, определите области и республики, с которыми граничит наш край.

- Подпишите их названия на контурной карте: на севере, на востоке, на юго-востоке, на юго-западе, на западе, на северо-западе?

(на севере Башкортостан граничит с Пермской и Свердловской областями; на востоке с Челябинской; на юго-востоке, юге и юго-западе с Оренбургской областью; на западе с Республикой Татарстан; на северо-западе с Удмуртской Республикой).

Обширная территория Башкортостана поделена на 54 района с административными центрами.

- А сейчас найдите на карте столицу республики (г. Уфа), свой населенный пункт (Янаульский район расположен на северо-западе Башкортостана. Административный центр - город Янаул. Наш Янаул - северные ворота Башкортостана); нанесите их на контурную карту.

- Спасибо! За активную работу мне бы вас хотелось отметить вот такой эмблемой (ромашка).

2. Поверхность Башкортостана

- По физической карте республики определите, какие два основных типа рельефа преобладают на ее территории. (Горный и равнинный)

Урал - удивительный край, славящийся разнообразным 'зверьем и птицей, полезными ископаемыми, древесной растительностью; край, который воспевали простой люд, писатели и поэты и прошлых веков и настоящего времени.

Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!

/Салават Юлаев/

- В переводе с башкирского языка Урал означает пояс. Объясните, почему эти горы получили такое название? Найти ответ на этот вопрос поможет карта России?

Длина гор более 2000 км. Главный хребет Уралтау являет водоразделом и границей двух величайших частей света - Европы и Азии.

В глубокой древности горы Урала были немного выше и круче, напоминая своими очертаниями современные Альпы или Кавказ. Но, как известно вода и камень точит. За миллионы лет ветер, вода, перепады температуры округлили очертания гор. Разрушили уходившие в заоблачную высь пики. Так и приобрел постепенно Урал свои нынешние очертания.

Теперь самая большая гора - Народная (1894 м). Ее название произошло от названия р. Нары, которая протекает около горы. Самая высокая вершина Южного Урала - г. Ямантау (1640 м). Но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах Каменного пояса: золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, руды черных и цветных металлов.

- Расскажите достопримечательности Южного Урала, известной во всем мире, пещере Шульганташ и горе Янгантау, и ее термических явлениях.

(Проверка домашнего задания)

3. Подземные богатства Башкортостана

Названия многих географических объектов явились ключом открытию месторождений полезных ископаемых. Очень много на карте нашей республики названий, указывающих на наличие того или другого полезного ископаемого. Это поселки Алтынташ (золотой камень), Утлыташ (огненный камень) в Учалинском районе, Бакыр-узяк (медный дол) в Абзелиловском. районе, Бакыртау (медная гора) в Баймакском районе, гора Тимер-арка (железный хребет) в Архангельском районе, Ак-балсык (белая глина), Майташ (масляный камень - подразумевается тальк), Мамыкташ (ватный камень - имеется, в виду асбест) в Хайбуллинском районе. Эти и другие названия помогли башкирским геологам найти месторождения золота, медных, железных руд, ценных строительных материалов, высококачественного камня, добротной глины для керамического и кирпичного производства.

По добыче нефти Республика Башкортостан занимает в Российской Федерации третье место после Тюменской области и Республики Татарстан и первое место - по ее переработке.

- Угадайте, о каком полезном ископаемом говорится в загадке, и покажите карточки с соответствующим условным знаком.

(Набор данных карточек - у каждого школьника)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение.
(Известняк.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
(Глина.)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
(Природный газ)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
(Песок.)

- Спасибо. А сейчас, ребята давайте немного отдохнем.

4. Физкультминутка

5. Водоемы республики.

Ученые установили, что все живое своим происхождением, развитием и существованием обязано, с одной стороны, Солнцу, с другой - воде, Мировому океану. Из всех планет

Солнечной системы только на Земле есть вода. Именно вода сделала ее зеленой и обитаемой. И нет на Земле народа, который бы не чтил воду.

Мы продолжаем, нашу экскурсию.

Крупнейшие реки Башкортостана - реки Белая (Агидель) и ее притоки Нугуш, Сим.

- Пользуясь картами России и Башкортостана, постройте модели по схеме:

  • приток - приток - основная река - место впадения.
  • р. Янаулка - р. Буй - р. Кама - р. Волга - Каспийское море,
  • р. Уй - .... - .... - Северный Ледовитый океан;

(Работа у доски)

Озер насчитывается около 2700. Озера эти обильны рыбой (до 40 видов).

Названия, каких озер нашей республики заканчиваются на "...куль"?

- Что обозначает на башкирском языке слов "куль"?

- Найдите на карте крупнейшие озера Башкортостана.

- Запишите их названия в свой краеведческий словарь.

("Куль" в переводе с башкирского означает озеро. Вот крупнейшие озера республики, включающие это слово в свое название - Асылыкуль, Кандрыкуль, Аккуль, Узункуль, Яктыкуль, Чебаркуль.)

(Название озер на плакате).

6. Сейчас ознакомимся со следующей страницей - растительный и животный мир нашей республики.

Слово о цветке

Посмотри-ка, сынок,
На цветок полевой,
Как он, вытянув шейку
Над пышной травой
И раскрыв широко
Удивленный глазок,
Все глядит
На зажженной зарею восток...
Не сорви,
Не столкни его сильной ногой.
Он ведь хрупкий такой.
Он, как все мы, живой.

А. ИгебаеА какое значение имеют растения для человека? Заполните пустые кружочки на доске.

(После каждого верного ответа переворачивается кружочек ромашки с записью.)

  • дом для животных, микроорганизмов, грибов;
  • оздоравливают воздух, защищают водоемы и почву;
  • органическая масса, производимая растениями, является пищей для многих организмов;
  • способствуют удержанию влаги в воздухе и почве;
  • поглощают шум, ослабляют радиацию;
  • растения леса, особенно хвойные, выделяют вещества - фитонциды, уничтожающие болезнетворные микробы.

- У каждого на карте лежат листы со списками растений. Задание: зачеркните слова, не относящиеся к растениям нашей местности.

Пальмы, полынь, ива, клен, кофейное дерево, береза, ель, осина, одуванчик. (Зачитываются ответы детей)

Богат и разнообразен животный мир Башкортостана. На территории нашей республики по подсчетам ученых обитают около 270 видов птиц, 40 видов рыб, 10 видов земноводных, более 70 видов зверей.

- Что произойдет, если в Башкортостане резко сократится численность таких хищников, как лисы? (Сначала резко увеличится численность мелких грызунов, которыми питаются эти животные, затем количество их начнет уменьшаться, так как хищники ловят в основном больных и слабых животных, благодаря чему не дают возможности распространяться заразным болезням. Кроме того, уничтожал в большом количестве грызунов, лисы сохраняют, тем самым, урожай зерновых.)

- Можно ли утверждать, что есть вредные и полезные животные? Поясните свое мнение. (Такое утверждение неверно. Любое "вредное" животное состоит в многочисленных связях, в том числе и пищевых, с другими животными, играет определенную роль в жизни растений, в процессах почвообразования и т.д.)

Один из ярких примеров сохранения животного мира в Башкортостане является пчеловодство. С развитием современного пчеловодства сохранилось и бортничество в заповедной территории. Популяция дикой медоносной пчелы в настоящее время обитает только в Башкирии, главным образом в Бурзянском районе. Поэтому дикую медоносную башкирскую пчелу часто называют "бурзянкой".

(На доске прикреплены 3 вида картинок: улей, дупло дерева, борть (колода)).

- Где живёт дикая и домашняя пчёла?

- Как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава:

Я сорвал цветок, - и он увял.
Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте
Можно только сердцем

(Ответы детей)

7. Красная книга.

В руках у меня необычная книга. Кто мне скажет, что это за книга? Какой цвет у нее? Верно. Красная книга. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Красный цвет - сигнал опасности.

В реках, озёрах и прудах республики обитают 47 видов рыб, 13 из них занесены в Красную книгу Башкирии. К их числу относится стерлядь, осётр, таймень, форель ручьевая, европейский хариус. Строго по определенным нормам, осуществляется добыча лося, кабана, медведя и бобра, так как в результате вырубки лесов, загрязнения водоёмов и полей их численность сильно сократилась. Исчезли многие виды птиц - в Башкирии перестали гнездиться пеликан, пеганка, стрепет, дрофа, степной орёл, полностью истреблён выхухоль.

В целях сохранения природных комплексов созданы национальный парк "Башкирия", Башкирский заповедник, Южно - Уральский заповедник, заповедник Шульган - Таш.

III. Закрепление материала.

- Открываем третью страничку "Знаешь ли ты свой край".

Бесконечно прекрасна и удивительна природа Башкортостана. Много здесь гор и рек.

- А какие горы мы знаем? (Тратау, Ямантау, Юрактау, Шахтау)

- А какая самая большая река в Башкортостане? (Агидель)

- А какие ещё реки мы знаем? (Караидель, Дёма, Уршак, Ашкадар, Юрюзань)

- А какие озёра республики, заканчивающие : куль мы знаем?

С.Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: " Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи, стоят твои раздельные леса, и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом :" Башкирский мёд славился всегда.

- А какие деревья растут в башкирских лесах?

- Что делается для сохранения животного мира Башкортостана? (создание охранных зон - заповедников, занесение в Красную книгу)

IV. Итог урок.

Подходит к концу наш урок, но не заканчиваются наши встречи с удивительным миром природы Республики Башкортостан. Мы понимаем, как хрупка и ранима природа, окружающая нас. Экология с каждым днем ухудшается, истощаются полезные ископаемые и природные запасы Земли. Поэтому так важно сохранять природу и её природные богатства. Положите ладошку на ромашку. Давайте дадим друг другу слово - природе не вредить. Чаще смотрите на неё и думайте о том, что в мире, нас окружающем, есть много живых организмов, чья жизнь зависит от нас. Помните, что человек, любящий природу духовно богаче, добрее и красивее.

Выставление оценок.