Проект "Растим читателя"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Обоснование необходимости проекта.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой "читающей в мире". Но сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к чтению.

Наблюдения за деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе показывают, что последствия тотального наступления информационных технологий становятся очевидными:

1. Отставание в развитии речи.

Речь учащихся бедна и примитивна, из 20 школьников только 7 могут ярко, доступно, связно рассказать о каком-либо явлении, пересказать прочитанный текст, не нарушая последовательности событий, развернуто ответить на вопрос учителя и одноклассников.

2. Трудности при восприятии информации на слух.

Многие дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, из-за этого возникают трудности в общении, выстраивании отношений со сверстниками, в обучении (сложность при написании диктантов).

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности учащихся.

Школьники теряют способность и желание читать, учить уроки, многие не любят рисовать, конструировать из бумаги и пластилина (если рисуют, то в основном простые по структуре предметы: дом, дерево, солнце; редко используют краски, предпочитают работать по шаблонам). Даже среди компьютерных игр дети предпочитают те, которые не требую больших интеллектуальных затрат.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности.

Учащиеся часто вступают в конфликты, бьют друг друга, высмеивают недостатки, неудачи одноклассников.

Исследования ученых по проблемам снижения читательской активности школьников показывают: чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Но это не значит, что стоит полностью исключить компьютер из жизни и воспитания детей. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не главным воспитателем.

По мнению А.П. Чехова: "Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Ведь приобщая ребенка к чтению, мы (педагог и родители) не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

  • защищаем его душу;
  • питаем ум и сердце;
  • побуждаем к самосознанию;
  • содействуем творческой самореализации личности.

Безусловно, встреча ребенка с книгой в раннем детстве, любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением способствует формированию характера человека, помогает ему в выборе жизненного пути, уберегает от пустого времяпровождения. Чтение книг развивает взгляды ребенка, мировоззрение и ту культуру чувств, без которой не может быть гармонически развитой личности. Книга расширяет кругозор детей, учит их любить Родину, помогает воспитывать человека, формировать идеалы, стремление подражать героям, быть похожими на них, учит хорошим поступкам, пониманию красоты в жизни.

Привитие детям интереса к чтению на 80% зависит от родителей. Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья - это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей.

Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Это неверно. Чтение взрослого создает мощный образно-фантазийный поток, который является основой развития чтения, при котором уже не звучащий рассказ будет порождать внутренний "видеоряд" образов, а печатное слово. Родители, которые обеспечивают ребенку психологический плацдарм для формирования словесного чтения, подарили ему талант читателя. А родители, которые не сосредотачивают усилия на развитии самостоятельного, а значит словесного чтения, этот талант безжалостно отнимают.

В период становления ребенка-читателя важно обсуждать прочитанное, совместно решать проблемные ситуации. Помощь родителей, необходима при выборе книги и дома, и в библиотеке.

Для того, чтобы объективно оценить проблему чтения в моем классе, было проведено анкетирование для родителей и учащихся и выявлены уровни развития навыка чтения второклассников.

Диагностика сформированности навыка чтения учащихся свидетельствует о том, что ниже нормы читают 40% учащихся, норму - 40%, выше нормы - 20%.

Результаты, проведенного анкетирования для родителей и детей, показывают, что регулярно читают книги своим детям только 20% родителей, а детей, читающих вслух родителям или рассказывающих о прочитанном - 45%. В библиотеку вместе с детьми ходят 10% родителей (мамы), объясняют, как работать с книгой и ее элементами - 15% мам и пап. 100% родителей считают, что необходима организация чтения в семье, но указывают на нехватку времени, загруженность на работе и дома, неумение организовать семейное чтение.

Эффективно решить проблему некомпетентности родителей в вопросах организации семейного чтения может помочь школа. Только совместная деятельность педагога и родителей, активно включающихся в учебно-воспитательный процесс и внеурочную деятельность детей, позволяет осуществлять всестороннее развитие личности младшего школьника.

На родительском собрании, при обсуждении проблем в обучении и воспитании учащихся, мы пришли к выводу, что основной причиной низкой успеваемости, повышенной агрессивности по отношению к окружающим, неумения детей общаться, выражать свои мысли, соблюдать нормы поведения в зависимости от условий является низкая заинтересованность детей книгами. Только читая, формирующаяся личность может найти ответы на все свои вопросы, научиться выходить из сложных ситуаций, строить отношения с родителями, друзьями с точки зрения толерантности, доброты, справедливости; именно книги воспитывают бережное отношение ко всему живому, определяют содержание души ребенка.

Идея проекта заключается в том, чтобы организовать взаимодействие учащихся и родителей, приобщить детей к чтению.

Цель проекта: развитие личности младших школьников через совместную читательскую деятельность с родителями, одноклассниками и учителем.

Задачи проекта:

  • сблизить детей и родителей, помочь им лучше узнать друг друга, стать одной командой;
  • привлечь родителей к участию во внеурочной совместной деятельности со своими детьми;
  • развивать творческие способности, познавательную активность учащихся;
  • через чтение книг воспитывать у детей ответственность, справедливость, доброжелательность, любовь к окружающему миру;
  • формировать читательские навыки и умения учащихся.

Сроки реализации проекта: 5 месяцев (2 - 3 четверти).

Ожидаемые результаты:

Сфера познавательных способностей:

  • повышение познавательной активности;
  • расширение кругозора учащихся через чтение книг;
  • умение работать с информацией (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Коммуникативная сфера:

  • умение строить отношения в коллективе учащихся, родителей, учащихся и родителей;
  • управление своим поведением;
  • обмен родительским опытом по воспитанию детей;
  • сотрудничество между всеми участниками проекта.

Эмоционально-ценностная область:

  • проявление положительных эмоций;
  • эмоциональное сближение детей и родителей через совместную социально-значимую творческую деятельность;
  • нравственное воспитание школьников.

Показатели результативности:

  • Результаты анкетирования по теме "Семейное чтение" учащихся и родителей после окончания проекта намного выше, чем до начала проекта.
  • Созданы и регулярно заполняются общеклассный и индивидуальный дневники читателя.
  • Оформлена классная выставка "Мы читаем всей семьей".
  • Родители проявляют желание участвовать во внеклассной досуговой деятельности совместно с детьми.
  • Участники и партнеры проекта: учащиеся 2 "В" класса, родители, учитель.

Механизмы реализации проекта:

I этап - Подготовительный: выявление исходных показателей: навык чтения учащихся, отношение к семейному чтению детей и родителей; планирование действий по привлечению учащихся и родителей к совместной творческой деятельности; разработка сценариев спланированных мероприятий.

II этап - Основной (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ): организация совместной работы учителя с родителями и учащимися (корректировка направлений взаимодействия), родителей с учащимися, учителем и библиотекарем.

III этап - Заключительный (АНАЛИТИЧЕСКИЙ): диагностика навыка чтения и отношения учащихся и родителей к семейному чтению, анализ полученных данных.

План-карта действий по реализации проекта:

Описание действий Формы проведения Время проведения Ответственные
Проверка сформированности навыка чтения учащихся. Тестирование

Беседа

Чтение текста

Начало II четверти Классный руководитель
Выяснение отношений учащихся и родителей к чтению в семье. Анкетирование
Поиск путей решения проблемы сформированности низкого уровня читательских навыков. Классное собрание Ноябрь Классный руководитель

Актив класса

Родительское собрание по теме "Зачем ребенку нужно чтение?" Ноябрь Классный руководитель

 

Обучение родителей способам организации семейного чтения. Семинар-практикум по теме "Как сформировать ребенка читателя?" Декабрь Классный руководитель

Родительский комитет

Чтение вслух Семейное дело Декабрь-Март Родители
Пересказ и иллюстрирование прочитанных книг.
Заполнение дневника-читателя
Совместное посещение учащимися и родителями внеклассных мероприятий. Конкурс "Папа, мама, я - читающая семья" Январь Классный руководитель
Совместное посещение учащимися и родителями внеклассных мероприятий. Библиотечное мероприятие "Всей семьей в библиотеку" Февраль Библиотекарь
Обобщение результатов проекта Фотовыставка "Мы читаем всей семьей". Март Родители

Учащиеся

Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Учащиеся
Награждение лучших читателей Конкурс читательских дневников. Родители

Классный руководитель

Диагностирование Проверка уровня сформированности читательских умений учащихся, анкетирование родителей и детей. Конец марта Классный руководитель
Подведение итогов проекта

Планирование дальнейшей работы (цели, задачи, направления)

Круглый стол с родителями и учащимися Конец III четверти Родительский комитет

Классный руководитель

Список литературы:

  1. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] / Т.В. Воликова. - М.: Просвещение, 1979. - 127 с.
  2. Гончарова, Т.А. Как привить любовь к чтению [Текст] / Т.А. Гончарова // Начальная школа. - 1996. - № 1. - С. 60-61.
  3. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению [Текст] / В.Н. Зайцев. - М.: Просвещение, 1991. - 145 с.
  4. Калейдоскоп родительских собраний. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144 с.
  5. Кушнир, А.М. Школьные технологии [Текст] / А.М. Кушнир. - М.: Педагогика, 1996. - 132 с.
  6. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 145 с.
  7. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников [Текст] / З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 1982. - 173 с.
  8. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11 - 18.
  9. Светловская, Н.Н. Теория методики обучения чтению [Текст] / Н.Н. Светловская. - М.: Мегатрон, 1998. - 174 с.
  10. Спутник классного руководителя [Текст] / Под ред. Л.Ю. Гордина. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
  11. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников [Текст] / О.Н. Урбанская. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

Приложения.