"Мы рисуем белоснежную зиму". Конспект урока по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник в 3-м классе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  • Обучение учащихся рисованию с использованием нетрадиционной техник: пальцами, мятой бумагой, пластилинографии;
  • Развивать изобразительные умения и навыки;
  • Показать красоту русской зимы на примере произведений художников, иллюстраций, фотографий;
  • Обогащать словарь учащихся за счёт слов: перспектива, холодные и тёплые тона, нетрадиционные методы, пурпурный;
  • Развивать воображение, творческую фантазию, эмоционально- эстетическую отзывчивость;
  • Воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе.

Оборудование урока: пластилин, тонированная бумага, гуашевые или акварельные краски, рамки для картинок, салфетки.

Зрительный ряд: К. Ф. Юон “Зима”, А.А. Пластов “Первый снег”, И. Жуковский “Зима ”, иллюстрации художников на тему зимы, фотографии.

Литературный ряд: стихотворения И. Бунина, А.С. Пушкина, Е.Трутневой, В. Фетисова, загадки о зиме.

Музыкальный ряд: инструментальные мелодии, П.И.Чайковский “Времена года. Декабрь”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (Ученик)
Долгожданный дан звонок
Начинается …урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте стихотворение-загадку:

Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Кто же тот художник?
Догадайся сам!

- О каком художнике идёт речь?
- Какое время года сейчас?

- Послушайте стихотворение И. Бунина:

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

- Ребята, что значит пурпур, пурпурный цвет.

(Обращение к словарику: пурпур – ярко – красный цвет).

III. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим картины, иллюстрации художников, изобразивших зиму, а потом вы сами попробуете создать рисунки на тему “Белоснежная зима”. Рассматривание картин.

- Картина Аркадия Пластова “Первый снег”, он любил писать картины про красавицу – зиму. Посмотрите, как удивительно нежно, эмоциональноно, правдиво она написана. Дети выбежали на крылечко, девочка радуется густым хлопьям снега, а мальчик немножко удивлен. Как быстро замело снегом все улицы, и на крышах домов уже лежат толстым слоем снежные шапки. Вспомните, какие чувства вы испытали, когда увидели первый снег?

Иллюстрации вызывают восхищение красотой зимы, лес околдован зимой, он весь в снежном убранстве, снег чудно блестит на солнце.

Сейчас вы увидите ещё картины и фотографии на тему зимы. Первые три картины написаны художником Жуковским К. Будет звучать музыка композитора П.И. Чайковского “Времена года. Декабрь”. Полюбуйтесь этими картинами, порадуйтесь красотой русской зимы.

(Показ слайда 1: иллюстрации, фотографии с изображением зимы).

Чтение стихотворения В. Фетисова:

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям – чистые блестки серебристые.

- Каких цветов на картинах больше: тёплых или холодных?

- Какие цвета относятся к тёплым, холодным? Если учащиеся затрудняются ответить, объясняю: тёплые – это красный цвет и его оттенки – жёлтый, оранжевый, бордовый. Холодный – это синий и его оттенки – голубой, фиолетовый.

Показать тёплые и холодные цвета на цветовом круге.

Сколько прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме!

Учитель читает стихотворение Е. Трутневой:

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборе, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело!

А.С.Пушкин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!

Какие слова – определения можно подобрать, характеризуя зиму? (Белоснежная, красивая, чудесная, серебристая, морозная, снежная).

- Ребята, вам захотелось нарисовать картину про белоснежную зиму?
- Но что такое: на столах нет ни кисточек, ни карандашей. Что же делать?

Может в этой шкатулке найдём ответ.

- Чок, чок, чок,
Перед нами сундучок,
Весь резной и расписной.
Сундучок, секрет открой!

В шкатулке лежит записка:

Это я, Тяпсус-Ляпсус! Я люблю делать всякие вредности. Я уверен, вам никак не найти выход из этого положения, раз у вас нет ни кисточек, ни карандашей! И всё вы нарисуете тяп-ляп. Пока!

- Ребята, что нам делать? (Ответы учащихся).

- Выход есть! Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию пальцами и мятой бумагой.

Рисовать будем в перспективе.

(Обращение к словарику: перспектива – это вид, видимая даль).

То, что ближе к нам, рисуется крупнее и ниже на листе. То, что находится дальше, рисовать нужно выше на листе и меньшего размера.

Показ способов изображения пальцами: пальцы используем вместо кисточки, можно рисовать точками, пятнышками, линиями стволы деревьев, кусты и т.д.

Показ способов изображения мятой бумагой: нужно смять небольшой лист бумаги и придать ему такую форму, чтобы было удобно держать, набрать на него краску и осторожно примакивая, нарисовать сначала крону одного дерева, затем другого. Деревья получаются лёгкими, ажурными, как будто в инее.

Можно дополнить деталями из пластилина. Такой метод называется пластилинография.

(Обращение к словарику: пластилинография – рисование пластилином).

Показ метода пластилинографии: пластилином можно дополнить падающий снег, слепить зайчишку в белой шубке.

Когда вы нарисуете свою картину, поместите её в рамку, так она будет выглядеть ещё красивее, дадите название своей картине.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
Сразу всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

- Ребята, выбирайте тонированную бумагу, которую мы готовили накануне. А ваши рисунки мы подарим ребятам нашего детского сада, чтобы они учились рисовать также красиво, как вы. Я думаю, у вас всё получится!

Учащиеся выбирают бумагу, соответственно своего замысла.

Пальчиковая гимнастика:

(Пальцы сжаты в кулак. Разжимая по одному пальчику, произносят слова).

- Этот пальчик в лес пошёл.
- Этот пальчик гриб нашёл.
- Этот пальчик чистить стал.
- Этот пальчик жарить стал.
- Ну а этот всё поел, оттого и растолстел!

IV. Самостоятельная работа учащихся.

1. Учащиеся выбирают тонированную бумагу, соответственно замысла рисунка.

Звучит музыка, создающая настроение детей.

2. Выполнение работы детьми.

Индивидуальная помощь каждому ученику.

V. Итоги урока.

Ученики, закончившие работу, выходят к доске, вставляют свою картину в рамку и рассказывают о том, что они нарисовали, как выразили свое настроение в картине. Дают название своей картине.

Оценивание работ.

- Ребята, я прошу встать тех, кому сегодня понравилось рисовать нетрадиционными методами. Чьи работы вам понравились?

Сегодня вы научились рисовать пальцами, мятой бумагой, пластилином, смогли передать своё настроение в картинах и любовь к красавице – белоснежной зиме, поэтому я оцениваю ваши картины на “пять”. Закончить урок мне хочется стихотворением:

И в 10 лет, и в 7, и в 5 –
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!

- Благодарю за урок.