Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Мы рисуем белоснежную зиму". Конспект урока по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник в 3-м классе

Разделы: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии, Преподавание МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  • Обучение учащихся рисованию с использованием нетрадиционной техник: пальцами, мятой бумагой, пластилинографии;
  • Развивать изобразительные умения и навыки;
  • Показать красоту русской зимы на примере произведений художников, иллюстраций, фотографий;
  • Обогащать словарь учащихся за счёт слов: перспектива, холодные и тёплые тона, нетрадиционные методы, пурпурный;
  • Развивать воображение, творческую фантазию, эмоционально- эстетическую отзывчивость;
  • Воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе.

Оборудование урока: пластилин, тонированная бумага, гуашевые или акварельные краски, рамки для картинок, салфетки.

Зрительный ряд: К. Ф. Юон “Зима”, А.А. Пластов “Первый снег”, И. Жуковский “Зима ”, иллюстрации художников на тему зимы, фотографии.

Литературный ряд: стихотворения И. Бунина, А.С. Пушкина, Е.Трутневой, В. Фетисова, загадки о зиме.

Музыкальный ряд: инструментальные мелодии, П.И.Чайковский “Времена года. Декабрь”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (Ученик)
Долгожданный дан звонок
Начинается …урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте стихотворение-загадку:

Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Кто же тот художник?
Догадайся сам!

- О каком художнике идёт речь?
- Какое время года сейчас?

- Послушайте стихотворение И. Бунина:

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

- Ребята, что значит пурпур, пурпурный цвет.

(Обращение к словарику: пурпур – ярко – красный цвет).

III. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим картины, иллюстрации художников, изобразивших зиму, а потом вы сами попробуете создать рисунки на тему “Белоснежная зима”. Рассматривание картин.

- Картина Аркадия Пластова “Первый снег”, он любил писать картины про красавицу – зиму. Посмотрите, как удивительно нежно, эмоциональноно, правдиво она написана. Дети выбежали на крылечко, девочка радуется густым хлопьям снега, а мальчик немножко удивлен. Как быстро замело снегом все улицы, и на крышах домов уже лежат толстым слоем снежные шапки. Вспомните, какие чувства вы испытали, когда увидели первый снег?

Иллюстрации вызывают восхищение красотой зимы, лес околдован зимой, он весь в снежном убранстве, снег чудно блестит на солнце.

Сейчас вы увидите ещё картины и фотографии на тему зимы. Первые три картины написаны художником Жуковским К. Будет звучать музыка композитора П.И. Чайковского “Времена года. Декабрь”. Полюбуйтесь этими картинами, порадуйтесь красотой русской зимы.

(Показ слайда 1: иллюстрации, фотографии с изображением зимы).

Чтение стихотворения В. Фетисова:

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям – чистые блестки серебристые.

- Каких цветов на картинах больше: тёплых или холодных?

- Какие цвета относятся к тёплым, холодным? Если учащиеся затрудняются ответить, объясняю: тёплые – это красный цвет и его оттенки – жёлтый, оранжевый, бордовый. Холодный – это синий и его оттенки – голубой, фиолетовый.

Показать тёплые и холодные цвета на цветовом круге.

Сколько прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме!

Учитель читает стихотворение Е. Трутневой:

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборе, на крылечке
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело!

А.С.Пушкин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!

Какие слова – определения можно подобрать, характеризуя зиму? (Белоснежная, красивая, чудесная, серебристая, морозная, снежная).

- Ребята, вам захотелось нарисовать картину про белоснежную зиму?
- Но что такое: на столах нет ни кисточек, ни карандашей. Что же делать?

Может в этой шкатулке найдём ответ.

- Чок, чок, чок,
Перед нами сундучок,
Весь резной и расписной.
Сундучок, секрет открой!

В шкатулке лежит записка:

Это я, Тяпсус-Ляпсус! Я люблю делать всякие вредности. Я уверен, вам никак не найти выход из этого положения, раз у вас нет ни кисточек, ни карандашей! И всё вы нарисуете тяп-ляп. Пока!

- Ребята, что нам делать? (Ответы учащихся).

- Выход есть! Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию пальцами и мятой бумагой.

Рисовать будем в перспективе.

(Обращение к словарику: перспектива – это вид, видимая даль).

То, что ближе к нам, рисуется крупнее и ниже на листе. То, что находится дальше, рисовать нужно выше на листе и меньшего размера.

Показ способов изображения пальцами: пальцы используем вместо кисточки, можно рисовать точками, пятнышками, линиями стволы деревьев, кусты и т.д.

Показ способов изображения мятой бумагой: нужно смять небольшой лист бумаги и придать ему такую форму, чтобы было удобно держать, набрать на него краску и осторожно примакивая, нарисовать сначала крону одного дерева, затем другого. Деревья получаются лёгкими, ажурными, как будто в инее.

Можно дополнить деталями из пластилина. Такой метод называется пластилинография.

(Обращение к словарику: пластилинография – рисование пластилином).

Показ метода пластилинографии: пластилином можно дополнить падающий снег, слепить зайчишку в белой шубке.

Когда вы нарисуете свою картину, поместите её в рамку, так она будет выглядеть ещё красивее, дадите название с