Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели занятия:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”, “Выставка плаката”.
  • Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога.
  • Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”, “Что такое плакат”. Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры краски, кисточки, стаканчики с водой. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, бумага формата ватмановского листа для создания плаката. Другое оснащение: ножницы, клей, клеящая лента (скотч) широкая и узкая, цветная бумага разных сортов, прищепки для крепления больших листов бумаги к переносной доске. Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office. (Приложение 1).

Эпиграф:

“Чаще заглядывай в самого себя”.

Цицерон.

“Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других”.

С. Моэм.

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Слайд 1-2.

Тема моего мастер-класса: Применение технологии “Развитие критического мышления” в образовательном процессе. Слайд 3.

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Слайд 4.

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Слайд 5.

Для проведения мастер-класса мне нужно 6 человек помощников. Слайд 6.

(Ведущий предлагает залу свою авторскую работу – брошюру “Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в образовательный процесс”, на обложке которой изображены цветы – незабудки).

Устали в зале все, и надобно взбодриться.
Вот здесь есть то, что Вам в работе пригодится.
И в феврале холодном просто ради шутки
О нашей встрече в память я дарю Вам незабудки.

В этой брошюре, изданной ресурсным центром нашего лицея, содержатся подробные описания тех методических приемов, которые я буду использовать в мастер-классе, структура проведения любого интерактивного занятия. Всем этим я хочу поделиться с теми, кто согласиться мне помочь. Работать мы будем в двух группах по 3 человека. (Разделить группы)

1 этап: Мотивация.

Перечитывая различные высказывания известных людей об образе педагога, его деятельности, я обратила внимание на то, что некоторые авторы, характеризуя профессию учителя, сравнивают ее с какой-либо другой профессией. Судите сами: Слайд 7-10.

Красиво, правда? Но почему сравнение? Неужели в русском языке не хватает слов для того чтобы просто описать профессию учителя, ни с кем ее не сравнивая? Первоначально я решила, что сравнение в данном случае - это всего лишь одно из средств художественной выразительности языка, которое понадобилось авторам для усиления яркости, точности изображаемого образа.

На более глубокие размышления по поводу всех этих сравнений меня натолкнуло высказывание замечательного педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили. В своей книге “Единство цели” он говорит о том, что… Слайд 11.

Т.е. получается, что все вышеперечисленные авторы дают нравственную оценку профессиональной деятельности педагога, но делают это мягко, ненавязчиво. Мудро. Нравственные оценки любой деятельности в неявной, сравнительной форме оказывают нередко значительно большее влияние, чем обнаженное “чтение морали”.

Но оказалось, что для Шалвы Александровича, как для психолога, сравнение профессии учителя с другими профессиями имело, не только философское значение, но и чисто практическое. На их основе он составлял правила, памятки, своеобразные тесты для самовнушения: Слайд 12.

Мне настолько понравилась идея Амонашвили, что я тоже решила составлять подобные сравнительные памятки, но не в форме прямых лозунгов и призывов, как у него, а в форме синквейна. Эти памятки я повторяю каждое утро, когда иду в школу, каждый раз, когда передо мной возникает сложная жизненная ситуация.

А ситуации, требующие психологической поддержки, возникают постоянно. И нужно напоминать себе: “Не навреди!” Слайд 13-14.

Наша профессия требует полной самоотдачи. Светя другим – сгораю сам…” Слайд 15-16.

Как сохранить свою душу от “профессионального сгорания”? Где взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И здесь тоже никак не обойтись без своеобразных тестов для самовнушения. Лично мне мои памятки – синквейны помогают. Поэтому я и хочу поделиться своим умением составлять их с вами.

2 этап: Объявление темы, ожидаемых учебных результатов, хода занятия.

Цель – обеспечить понимание участниками смысла их деятельности, т.е. того, чего они должны достичь в результате мероприятия и что от них ожидает преподаватель. (Примерно 5% времени). Что будем делать на занятии, как будем делать: Тема, цель, задачи, основные вопросы, формы и методы работы.

Тема: КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТОБОЮ, УЧИТЕЛЬ? Слайд 17.

Цели:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии “Развитие критического мышления”;
  • Охарактеризовать роль нравственной оценки и самооценки в профессиональной деятельности педагога.

Слайд 18.

Что мы будем делать?

Сравнивать профессию учителя с какой-либо другой профессией.

Зачем мы это будем делать?

Для того что бы:

  • Выявить все самое лучшее и светлое в нашей профессии;
  • Почувствовать, как важна и неповторима наша жизнь для общества;
  • Выработать позитивную установку на профессию учителя.

Как мы это будем делать?

Работая в группах, создадим синквейны и оформим их в виде небольших плакатов.

Плакатом обычно называют либо агитационный рисунок с кратким, но ярко выраженным и запоминающимся текстом, либо один только текстовой призыв, выполненный без рисунка. Роль текстового призыва в нашем плакате и будет выполнять синквейн. Работать мы будем в двух группах, поэтому к окончанию занятия у нас будет сразу два ваших коллективных творческих проекта. Я уверена, что они станут достойным украшением нашего праздника.

У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда давайте, начнем работать.

3 этап: Введение в новый материал (предоставление необходимой информации).

Предоставление участникам информации о том, что такое синквейн для того, чтобы на ее основе они могли выполнить практическое задание. Слайд 19-26.

Работа с синквейном проводится по следующей процедуре:

  1. Объясняются правила написания синквейна.
  2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
  3. Задается тема синквейна.
  4. Фиксируется время, отведенное на данный вид работы.

4 этап: Практическая работа групп, работа с залом.

Инструктирование групп. Слайд 27.

Работа с залом Метод “Мои предпочтения”. Слайд 28-29.

(Метод представлен Валентиной Фаткуловой).

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники: весь зал.

Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

  • Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
  • Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;
  • Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

Презентация результатов выполнения работы в группах. Слайд 30.

Объяснить: Как подобранное вами содержание плаката раскрывает тему нашего занятия.

5 этап: Подведение итогов.

Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем. Вывод: Позитивная внутренняя установка на профессию учителя очень важна. Мы есть то, что мы постоянно думаем о себе. Давайте думать о добром! Слайд 31.

Вопросы для подведения итогов:

  • Узнали ли Вы что-то новое для себя?
  • Каким навыкам научились?
  • Как это может пригодиться в жизни?
  • О чем еще вам хотелось бы узнать по теме мастер-класса?

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.

(У. Теккерей)

“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!

Приложение 2.