Интерактивная деловая игра "Выборы: за и против" для учащихся 9–11-х классов

Разделы: История и обществознание


Цели:

Формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом;

Формирование умений общаться и работать в группе:

  • Умение вырабатывать совместное решение;
  • Терпимость к другим мнениям и позициям;
  • Необходимость поиска компромиссов;
  • Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • Стремление к диалогу.

Формирование умений обобщать материал, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Поговорим:

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь?
Почему надо участвовать в выборах?
Почему граждане не всегда принимают участие в выборах?
Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества и государства?
Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

Поспорим:

Когда ты не голосуешь, на самом деле ты все-таки голосуешь.

Каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет.

“Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” Дж. Натан.

Материалы и оборудование: Конституция РФ, цветные карточки с буквами Д, У, М, А для формирования групп, фломастеры, маркеры, листочки цветной бумаги, клей, большие листы белой бумаги, флаг, герб РФ, плакаты, призывы к выборам, рисунки учащихся.

Структура урока

Этапы Основные понятия Методы и формы проведения Ожидаемые результаты Время
I этап Введение представление гостей. Постановка проблемы. Акция “День молодого избирателя”. Вступительное слово. Объяснение. Формирование групп по цвету карточек. Представление учащихся о целях и задачах занятия, подготовка к работе.  
II этап Учебная мотивация. Основные интересы граждан; власть; источник власти; референдум; выборы. “Ковер желаний”. Работа с Конституцией РФ. Игра, аналитический метод. Выход на значимые для подростков проблемы, актуализация предстоящей работы. Осознание учащимися важности рассматриваемых проблем.  
III этап Изучение проблемы. Абсентеизм; избирательская пассивность; избирательская активность. Работа в малых группах. Представление результатов работы. Общее обсуждение. Мозговой штурм, дискуссия, аналитический метод. Решение общей задачи при работе в группах. Обсуждение и объединение результатов работы групп, выделение главного.  
IV этап Поиск решений проблемы. Политическая активность; гражданский долг; политическая культура. Формирование групп по букве на карточке. “Ковер идей”, мозговой штурм, аналитический метод, умение делать вывод. Переход от анализа причин к индивидуальным действиям учащихся по решению проблемы. Объединение результатов работы всех групп, формировка выводов.  
V этап Подведение итогов.   Тест: “Я - избиратель”. Обсуждение, беседа, рефлексия. Оценка урока.  

I этап. Введение.

В начале урока учитель представляет гостей, говорит несколько слов об акции “День молодого избирателя”, об актуальности темы урока, рассказывает о целях и задачах данного занятия, о форме его проведения, помогает создать атмосферу сотрудничества и доверия.

Далее учащиеся получают цветные корточки, которые помогают разделиться им на 4 рабочие группы в составе 6-7 человек.

На этом этапе урока группы формируются по цвету карточки. По букве, обозначенной на карточке, группы будут формироваться на следующем этапе урока.

II этап. Учебная мотивация.

“Ковер желаний”. Каждая малая группа получает цветные листочки, клей, большой лист бумаги А-1 или А-2, фломастеры, маркеры.

Задание: Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Запишите сейчас каждый на листочке цветной бумаги три ваших самых заветных желания. Что в этой жизни вам нужно больше всего? (Сейчас, в ближайшем будущем, на всю жизнь) и наклейте их на свой общий ковер. Сравните свои желания. Такие ли уж они разные?

Презентация “Ковров желаний” по группам.

Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).

Человек должен жить в мире, не рискуя погибнуть в войне, не боясь близких. Власть должна обеспечить мир.

Человек должен чувствовать себя в безопасности, не опасаясь, стать жертвой преступления или политических репрессий. Власть должна обеспечить безопасность.

Человек должен жить в экологически чистой среде, не боясь задохнуться или отравиться водой и пищей. Власть должна обеспечить экологически чистую среду.

Вывод: Основные интересы граждан должна обеспечивать власть.

А кому в нашей стране принадлежит власть? Кто является источником власти в России? (Учащиеся работают с Конституцией РФ).

Конституция РФ Глава 1 статья 3 пункт 1 т.е. получается, что счастье народа зависит от самого народа.

Каким образом народ осуществляет свою власть?

Работа с Конституцией РФ глава 1 статьи 3, 11.

Органы власти в демократическом обществе подчинены народу и служат ему. От нас самих зависит, кто и как управляет нами.

III этап. Изучение проблемы.

Почему граждане не всегда участвуют в выборах? Какие могут быть последствия этого явления для личности, общества и государства?

Работа в малых группах над проблемой: Проанализировать причины и последствия абсентеизма.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест против существующей формы правления, политического режима, проявления безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.

Работа проводится в два этапа:

I. Обсуждение причин абсентеизма. Каждая малая группа обсуждает и письменно фиксирует маркером на большом листе бумаги свое видение проблемы, затем все листы вывешиваются на доске и в рамках коллективного обсуждения делаются общие выводы, которые так же фиксируются на бумаге.

Предполагаемые ответы:

  1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.
  2. Отсутствие доверия к политикам.
  3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.
  4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.

II. Точно так же проводится обсуждение последствий абсентеизма.

Предполагаемые ответы:

  1. Экономический ущерб при организации повторных выборов.
  2. Фальсификация избирательных бюллетеней.
  3. К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.
  4. К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.
  5. Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

IV этап. Поиск решения проблемы: Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

На этом этапе урока группы формируются по букве, обозначенной на цветной карточке: Д, У, М, А. На каждом столе имеются карточки – указатели, согласно которым нужно занять место.

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее. Например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений. Одинаковый возраст указывается и для избирателей и для кандидатов: в Швейцарии, например, 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года.

Пассивное избирательное право еще более ограничено, чем активное. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть избраны люди, достигшие 30 лет – в США, Индии, Японии; 35 лет – в Бразилии, на Цейлоне и во Франции; 40 лет – в Бельгии, Ливии и Турции.

Как вы думаете, поможет ли ужесточение избирательного права решить проблему неявки избирателей на голосование?

А быть может, стоит попытаться решить проблему, разобравшись с причинами, которые ее вызывают?

“Ковер идей”.

Каждая малая группа получает листочки трех цветов: красные, желтые, зеленые, клей, большой лист бумаги, фломастеры, маркеры.

Задание группам: решить проблему.

1 группа: Отсутствие интереса к политической жизни.
2 группа: Низкая политическая и правовая культура.
3 группа: Отсутствие доверия к политикам.
4 группа: Неверие в возможность проведения честных и справедливых выборов.

Работа проводится в несколько приемов:

1. Понимание проблемы.

Почему такая проблема существует?

Все члены малых групп пишут ответы на листках красного цвета и приклеивают их на большой лист.

2. Поиск решений.

Что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

Каждый ученик записывает свой ответ на желтый листок и наклеивает на общий “ковер”.

3. Индивидуализация деятельности.

Что я лично сделаю?

На “ковер” приклеивают листочки зеленого цвета с мнениями каждого участника группы.

4. Обсуждение обобщение, выделение главного, подготовка к презентации своего “ковра идей”.

5. Представление результатов, работы каждой группы. Обсуждение, анализ работы.

V этап. Подведение итогов работы.

Проведение теста: “Я – избиратель”, оглашение его результатов.

Заключительное слово гостям, ребятам, учителю.

Рефлексия:

  1. Что понравилось в уроке?
  2. Был ли урок полезен, почему?

Познай людей и самого себя

Тест “Я – избиратель”

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ:

Если Ваши лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) Сделаю, что просит;
б) Не знаю, как поступить;
в) Не сделаю.

2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) Продам;
б) Не знаю, как поступить;
в) Не продам.

3. Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) Не проголосую;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую.

4. Если Вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:

а) Промолчу;
б) Не знаю, как поступить;
в) Буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от “инородцев, из-за которых все неприятности”, то:

а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ со 100-процентной гарантией успеха, то:

а) Проголосую за него;
б) Не знаю, как поступить;
в) Проголосую за другого кандидата.

Если в ваших ответах преобладает вариант “а”, то печальной может быть судьба нашего Отечеств. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего голоса многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто на появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы, у нового президента денег обязательно хватит.

Если в ответах преобладает вариант “б”, то Вы не многим отличаетесь от предыдущего “избирателя”. Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

Если в ответах преобладает вариант “в”, то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Список литературы:

  1. Выборы в демократическом обществе. Учебное пособие под редакцией Воскресенской Н.М. и Положевцева П.Г. –М., 1996 г.
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. и др. Энциклопедия материалов по курсу “Мой выбор” (8-9 класс) –М., 2003 г.
  3. Конституция РФ 1993 г. Любое издание.
  4. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8-9 кл. –М., 2001 г.
  5. Митрохин В. Россия: власть, президент, выборы. –М., 1996 г.
  6. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. –М., 2003 г.
  7. Никитин А.Ф. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику “Право и политика” 9 кл. –М., 1998 г.
  8. Соколов Я.В. Прутченков А.С. Граждановедение учебник для 8 кл. –М., 2000 г.