Апробация учебника географии в школах города Саранска

Разделы: География


В настоящее время в нашей стране интенсивно проходит процесс обновления образования. Согласно концепции Модернизации Российского образования, главной задачей является обеспечение его качества и эффективности. Одним из наиболее важных шагов в обновления образования является создание новых линий учебников и учебно-методических комплектов, которые оснащены хорошей методической базой, учебной программой, учебником, методическим пособием, рабочей тетрадью, дидактическими и раздаточными материалами, тестами, мультимедийными средствами обучения.

В 2008-09 учебном году четыре школы города Саранск № 4, 8, 20, 39 взяли на апробацию учебник новой линии под редакцией доктора наук, профессора, члена – корреспондента российской академии образования В.П. Дронова. Учебник называется “География. Землеведение. 6 класс” Он является составной частью учебно-методического комплекта, который включает также подробное тематическое планирование, методическое пособие, рабочую тетрадь. Новый учебник с первого взгляда понравился ученикам. Красивая, яркая обложка, крупный шрифт, небольшой по размеру (удобно носить в портфеле), яркий, красочный, хорошо иллюстрирован. Содержание учебника полностью соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта по географии и отвечает требованиям концепции модернизации географического образования. Преподавание курса построено в определенной последовательности. Материал разбит на параграфы, объединенные в разделы, которые имеют определенный порядок следования. Каждый раздел завершается блоком итоговых вопросов и заданий, что дает возможность учащимся проверить свои знания, а учителю подобрать соответствующие задачи для контрольных работ. Изложение теоретического материала ведется с учетом важнейших принципов дидактики: научности, системности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью. Учитываются межпредметные связи с математикой, биологией, физикой, экологией. Необходимо отметить также, что в учебнике заложены большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся. Включены творческие задания, задания, побуждающие к исследовательской деятельности учащихся. Это является отличительной особенностью данного учебника. Главная идея учебника – его научность, что дало результаты в классах повышенного уровня обучаемости. Преподавание по данному учебнику предполагает разнообразные формы работы с классом: групповую, индивидуальную работу, работу творческих групп. Формы уроков также разнообразны. Уроки – практикумы, уроки – исследования стали неотъемлемой частью учебного процесса. Учебник хорошо иллюстрирован. Текст любого параграфа сопровождается качественными и хорошо отобранными иллюстрациями. Все рисунки пронумерованы, подписаны, некоторые содержат дополнительную информацию в виде текста, а также вопросы и задания, что соответствует деятельному подходу к формированию знаний и умений учащихся. Среди рисунков много объемных моделей, что также улучшает восприятие явлений и процессов (например, “Образование излучин на равнинной реке”, “Строение дна Атлантического океана” и др.). Богатый иллюстративный материал учебника представлен схемами, диаграммами, географическими картами, графиками. Закрепить изученный материал и дополнить его помогает рабочая тетрадь, соответствующая содержанию учебника. Она включает различные виды заданий, тесты, работу с картами и моделями, творческие задания. Справочный материал учебника состоит из словаря и списка понятий и терминов с указанием страниц, что позволяет учащимся быстро вспомнить нужную информацию. Особых трудностей в преподавании по этому учебнику не возникало. Методический аппарат настолько хорошо продуман, что дает возможность использовать его в своей работе не только опытными учителями, но и молодыми специалистами. Учебник составлен с учетом регионального компонента. В каждый раздел включены разнообразные задания для изучения своего региона. Методической новацией учебника является ориентация на компетентностный подход, то есть способность учащихся применять знания, навыки и умения в процессе изучения данного курса в реальной жизни. Реализация компетентностного подхода в начальном курсе географии – непростая задача. Каждый урок содержит те или иные виды практических работ: обучающие, тренировочные, итоговые. Особо необходимо отметить экспериментальную работу – проведение опытов, демонстрирующих географические явления. Например, опыты, доказывающие, что планеты светят отраженным светом, демонстрирующие работу текучей воды, разрушение горных пород под воздействием колебаний температуры. Отдельные практические работы направлены на анализ текста учебника, в процессе которых учащиеся заполняют схемы, таблицы, анализируют карту, составляют характеристику, сравнивают географические объекты, строят графики.. Большую практическую значимость имеют практические работы на местности: по составлению плана местности, нахождению азимута, наблюдения за погодой, ведению дневника погоды, что в нашей школе вылилось в целое исследование, которое проводилось по данным школьной метеостанции и метеопоста географического факультета Мордовского Государственного Университета им. Н.П. Огарева. Был дан открытый урок по данной проблеме для учителей города Саранска. Помимо того, учебник формирует коммуникативные компетентности, включающие умение пользоваться географической картой, статистическими материалами. Учебник знакомит с современными геоинформационными технологиями, побуждает к использованию Интернет – ресурсов, компьютерных программ, созданию несложных презентаций. На базе СОШ №39 в 2008 – 2009 учебном году проводилось два семинара для учителей города “Использование новых учебных пособий по географии” и республики “Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии”. Учителем были проведены открытые уроки по апробируемому учебнику.

Проведено в конце года анкетирование среди учащихся и их родителей. Учащимся было предложено оценить учебник по 5-бальной шкале. Родители высказали слова благодарности его авторам, а ученики оценили учебник на “отлично”.

Общая концепция модернизации российского образования предполагает повышение его доступности, качества и эффективности, которые в полной мере отражены в данном учебнике.