Программа курса "Военная история"

Разделы: История и обществознание


Программа разработана для обучающихся кадетских классов (8-й класс) и охватывает период истории России с древнейших времен до конца XIX века. Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.

Цель курса – развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  • изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;
  • развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;
  • воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества; чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине.

В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент военной истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Понятия культура и нравственность взаимосвязаны друг с другом и поэтому нет такой сферы деятельности человека, которая была бы нейтральной по отношению к ним и, в которой нельзя бы выделить культурно-нравственный аспект. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.

С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильмы, материалы сети Интернет, ЦОР по курсу “История России”.

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности:

  • анализ биографии видных военачальников;
  • составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских князей”, “Полководцы XVII века” и т.п.
  • устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;
  • тактический разбор сражения;
  • работа с контурной картой.

Тематический план

№ п/п Тема урока Количество часов по теме
1 Военная история как историческая дисциплина 1
2 Начальная история Руси 1
3 Русь былинная 1
4 Русь и Степь 1
5 Батыево нашествие 1
6 Александр Невский 1
7 Куликовская битва. Дмитрий Донской 1
8 Практикум: тактический разбор сражения 1
9 Московская Русь 1
10 Войны Ивана Грозного 1
11 Воеводы 16-17 веков 2
12 Древнерусское мореходство 1
13 Эпоха Петра Великого 2
14 Войны России 1 половины 18 века 1
15 Войны России 2 половины 18 века 1
16 Александр Васильевич Суворов 1
17 Федор Федорович Ушаков 1
18 Отечественная война 1812 года 2
19 Михаил Илларионович Кутузов 1
20 “Честь имею” 2
21 Восточная политика России в 1-й половине 19 века 1
22 Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. 1
23 Войны России 2 половины 19 века 2
24 Кавказская война 1814-1864 гг. 1
25 Военный флот служит науке 2
26 Военно-учебные заведения Российской империи 1
27 Военная медицина 1
28 Высочайшее покровительство 1
29 Защитники Земли Русской 1

Содержание тем курса

Военная история как историческая дисциплина. Предмет и метод военной истории. Источники по военной истории России. Понятие военной науки. Тактика, оперативное и стратегическое искусство.

Начальная история Руси. Восточные славяне в VI-IX веках. Славяне и Византия. Характер, образ жизни, способы ведения войны восточными славянами, их вооружение, одежда и внешний облик. Первые князья: Рюрик, Олег Вещий, Игорь Старый. Святослав Игоревич – князь воитель. Походы и полководческое искусство первых русских князей.

Русь былинная. Русские богатыри. Илья Муромец как историческое лицо. Богатырский эпос как источник по истории военного искусства. Дружина: состав, вооружение и тактика. Владимир Красное Солнышко. Зарождение и развитие пограничной стражи.

Русь и Степь. Тюркские народы и славяне. Печенеги, половцы. Походы Владимира Мономаха, Игоря Святославовича, Мстислава Удалого. Древнерусская литература о воинском искусстве: “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”. Состав, структура, вооружение и тактика Орды. Битва на Калке.

Батыево нашествие. Нашествие 1237-1238 годов. Оборона городов и партизанская война. Героизм и мужество защитников Руси. Русь под властью Орды. Князья Даниил Галицкий и Девмонт Псковский. Работа с атласом и контурной картой.

Александр Невский. Невская битва. “Ледовое побоище”. Значение побед Александра Невского.

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование московской дружины и боярства. Святой Благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва и ее значение.

Практикум: тактический разбор сражения на основе картографического материала и статистических данных о составе войск.

Московская Русь. Окончательное освобождение от зависимости. Иван III. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска.

Войны Ивана Грозного. Разгром Астраханского и Казанского ханств. Военные действия на территории нашего края. Взятие Казани. Ливонская война 1558-1583 гг. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Борьба с Крымом, Швецией.

Воеводы 16-17-х веков. Даниил Холмский. Даниил Щеня. Василий Васильевич Шуйский (Немой). Михаил Иванович Воротынский. Полководцы Ивана Грозного. Полководцы смутного времени: Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, Дмитрий Михайлович Пожарский. Состав, структура и тактика регулярных войск и ополчения. Войны России 17 века. Начало формирования полков нового строя.

Древнерусское мореходство. Новгородские ладьи. Кочи. Струги. Военное значение речных путей. Морские походы. Сибирская эпопея донских казаков. Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Значение деятельности русских мореходов.

Эпоха Петра Великого. Военные реформы. Войны с Турцией, взятие Азова. Северная война. Нарвская катастрофа. Военная реформа Петра. Полководцы Петра: Федор Алексеевич Головин, Борис Петрович Шереметьев, Аникита Иванович Репнин, Михаил Михайлович Голицын. Полтава, Гангут, Гренгам. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. “Табель о рангах”.

Войны России 1 половины 18 века. Западное и восточное направление внешней политики. Русско-польская война 1733-1735 гг., русско-шведская война 1741-1743 гг. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Б.Х. Миних. Семилетняя война 1756-1763 гг.

Войны России 2 половины 18 века. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Петр Александрович Румянцев-Задунайский, Григорий Андреевич Спиридонов. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца.

Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений.

Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов.

Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство. Дискуссия о роди полководца в военных действиях.

“Честь имею”. Урок-семинар о традициях, о понимании чести и достоинства русского офицера на примере судеб декабристов.

Восточная политика России в 1-й половине 19 века. Русско-иранские войны 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско-турецкие войны 1806-1812, 1828-1829 гг. Дмитрий Николаевич Сенявин, Иван Федорович Паскевич.

Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов.

Войны России 2 половины 19 века. Военная реформа 1861-1874 гг. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич Скобелев.

Кавказская война 1814-1864 гг. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа. Трагедия войны и ее последствия.

Военный флот служит науке. Иван Крузенштерн, Николай Петрович Резанов. Экспедиция в Антарктиду. Михаил Петрович Лазарев, Фаддей Фаддеевич Беллинзгаузен.

Военно-учебные заведения Российской империи. Юнкерские училища, кадетские корпуса. Их значение и роль в истории России.

Военная медицина. Николай Иванович Пирогов. Военно-полевая хирургия. Сестры милосердия и помощь раненым в полевых условиях. Организация госпиталей.

Высочайшее покровительство. Армия и власть. Взаимоотношения правителей России и армии. Шефство и покровительство над войсками членов Императорской фамилии, значение их деятельности.

Защитники Земли Русской. Урок-обобщение. Игровая программа.

Рекомендуемая литература

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
  2. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  3. Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом книги”, 2004.
  4. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
  5. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.