Проектная деятельность на уроках русского языка. Урок-проект по теме "Фразеологизмы" в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду. И нам, учителям, необходимо учитывать это при планировании своей работы. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное. Научить необходимо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

В своей педагогической деятельности мы имеем дело с разными обучающимися, способными и пассивными детьми. «Как организовать обучение через желание?» - мы часто задаем себе вопрос. Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Каким методом? Наши дети ждут от учителя знаний для жизни. Я думаю, что необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал.
Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой. Направляющей.
Кроме того, необходимо найти и такой метод в работе, который позволял бы организовать продуктивное общение ученика со сверстниками, Интернетом.
И это – метод проектов.
Хотя этот метод приобрел известность в 20-х годах XX века, он актуален и сейчас.
«Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности», - так говорится в методических рекомендациях Ястребцевой Е.Н. И я вполне с этим согласна.
В своей работе я использую метод проектов как на уроках, так и во внеклассной работе.
Перед тем, как внедрить его в работу, я провела тестирование среди обучающихся.

Учебный проект это:

А) возможность делать что-то интересное самостоятельно;
Б) деятельность на уроке или вне, направленная на решение интересной проблемы;
В) работа с текстами или упражнениями;
Г) контрольная работа.

Следующим этапом моей работы стало планирование этапов работы.

Учебный проект:

  • «Почему?» (это важно для меня лично)
  • «Зачем?» (мы делаем проект)
  • «Как?» (мы это можем делать)
  • «Что получится?» (ожидаемый результат).

Эту схему мы обсудили вместе с детьми, осознали ее значимость.
Для ребят главная цель работы – решение проблемы проекта, поэтому прежде чем предложить детям работу над проектом, я продумывала основополагающий вопрос, из которого потом вытекали проблемные и учебные.
Затем очень важен этап планирования совместной деятельности учителя и обучающегося.

Так мы планировали свою деятельность:

Проектная деятельность учителя Проектная деятельность обучающегося
1. Выбор темы. Актуальность. Цель 1. Выбор группы. Постановка целей
2. Разработка этапов проектирования 2. Возможности решения задачи (план действий)
3. Создание стартовой презентации 3. Определение этапов совместной работы
4. Планирование методов работы. Разработка оценочных листов 4. Выбор индивидуальной работы
5. Разработка методических рекомендаций. 5. Самостоятельное решение задач (где брать информацию, как подготовиться к уроку)
  6. Представление своей работы (презентации, сочинения, рисунки, сообщения)
  7. Оценивание результатов своей работы

Методические рекомендации:

  • Выберите группу, в которой ты бы хотел работать.
  • Следуйте правилу: «Это я могу сделать, это мне под силу».
  • Поставьте перед собой цели, наметьте пути их достижения.
  • Найдите источники информации.
  • Обработайте найденный материал, обсудите его с товарищами по группе.
  • Оформите свою работу и оцените в группе.
  • Оформите конечные результаты и представьте их на итоговом уроке.

Творческих успехов Вам в работе!

Чтобы оценить результаты работы над проектом, я создала оценочные листы.

Оценочный лист
ученика 6 класса
ФИО

Самооценка

Оценка товарищей

Оценка учителя

Итоговая оценка

 

 

 

 

Нравилось ли ребятам работать над проектом? Этот вопрос задает себе каждый учитель, чтобы понять, нужно ли использовать метод учебного проекта в работе. Для этого я провожу анкетирование.

  • Нравилось ли тебе работать над проектом?
  • Какие трудности ты испытывал?
  • Какими источниками пользовался?
  • Каковы были взаимоотношения между товарищами?

Кроме этого я использую листы наблюдений за деятельностью обучающихся во время работы над проектом.

Лист наблюдений

ФИ

Группа

Взаимоотношения с товарищами

Работа с дополнительными источниками

Продукт деятельности

Эти формы работы позволяют мне определить эффективность работы над проектом и оценить значимость метода учебного проект.

Урок-проект  в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»

Цели:

  • выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;
  • познакомить с особенностями и  фразеологизмов, углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
  • формировать речевые умения, обогатить речь детей;
  • развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться?
Так почему же мы так говорим? Вы над этой проблемой работали по группам, я думаю, что в конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.
Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы детей)
Одни словосочетания бывают свободные,  другие  несвободные.

Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в  несвободной.

1. Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.

2. Он смазал больное место йодом.

Прочитайте еще раз предложение с неделимым словосочетанием и определите, какое оно имеет значение.
Да, больное место – это то, что более всего волнует, беспокоит.
Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей)

Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.

Задание 2: Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить? (Ответы детей)
Да, они целостные по значению. А откуда же они к нам пришли?
Своё домашнее задание нам представляют ребята I группы –  Они исследовали происхождение этих фразеологизмов и сейчас об этом расскажут. (Приложение 1).

Учитель:  Переходим к следующему заданию.

Задание 3 (по группам): Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)

I группа – положа руку на сердце, попасть впросак, брать в свои руки.
II гр. – собаку съесть, точить балясы, бить ключом.
III гр – диву даваться, держать камень за пазухой

Предоставляем слово II группе. Они нам расскажут о фразеологических оборотах. (Сообщения ребят: д/з работа с дополнительной литературой).
Чтобы закрепить это понятие, выполним задание.

Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.

I  гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.
II  гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.
III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.

Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами? На этот вопрос ответят ребята III группы. Они готовили домашнее задание  по этой проблеме (Приложение 2).

Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.

I гр. – мурашки по спине бегают.
II гр. – хоть лопни.
III гр – не видеть света белого.

Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке.
Продуктом нашей работы будет «Живая газета». Творческое задание каждой группе:
Вы должны изобразить  фразеологизм в виде рисунка на ватмане, так, чтобы ребята угадали, какой изображен фразеологизм.
Посмотрим, что у вас получилось.
Так почему же так назван наш урок «Языковые самородки»? (Ответы детей)
Если мы дали ответ на этот вопрос, то наш учебный проект удался.
А теперь оценим вашу работу на уроке. Перед вами лежит оценочный лист. Проставьте оценку по 5-балльной системе себе и товарищам по группе.

Оценочный лист
ученика 6 класса
ФИО

Самооценка

Оценка товарищей

Оценка учителя

Итоговая оценка

 

 

 

 

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.

– Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы!