Библиотечный час "Братья Гримм – хранители немецких народных сказок"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Тема: «Братья Гримм – хранители немецких народных сказок»

Цель: Познакомить с биографией немецких учёных-филологов, собирателей немецких народных сказок Якоба и Вильгельма Гримм.

Задачи:

1. Заинтересовать  читателей сказками «Заяц и ёж», «Горшок каши».
2. Развивать внимание, память, через прослушивание музыки и отрывка из сказки, воображение через работу с загадкой, связную речь через ответы с помощью опорных слов.
3. Прививать положительные качества личности: вежливость, желание помочь в трудную минуту.

Оборудование: портреты Братьев Гримм, аудиозапись группы «Братья Гримм»
(«Ресницы») , листочки с вопросами для каждого ученика, аудиозапись сказки «Заяц и ёж», сборники сказок Братьев Гримм для выставки, плакат с опорными словами.

Ход занятия

I. Вступительная часть

Звучит отрывок из популярной песни группы «Братья Гримм» - «Ресницы».

- Как называется группа исполнителей этой песни? (Братья Гримм)

- Что вы знаете об этой группе? (исполнители  родные братья)

II. Основная часть

Давным-давно в Германии в одной большой семье тоже жили братья.  Братьев было, что пальцев на руке, да ещё маленькая сестрица.

- Сколько братьев было в семье? (пять)

- Сколько сестёр было в семье? (одна)

Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство.

Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма. Сегодня Якобу было бы 225 лет, а его брату 224 года.
Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау. Чудес здесь было предостаточно. Чего стоил один старый дом, где поселились Гриммы и где, по рассказам взрослых, глухими ночами бродил призрак. А были ещё — городская стена, около которой били два ключа и куда, по словам тех же взрослых, аисты приносили детей,  там же был и огромный «пчелиный» сад.
Когда старшему Якобу исполнилось 11 лет, дети семейства Гримм осиротели. Умер отец, а несчастная матушка не знала, как дальше одной воспитывать шестерых детей.
Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков - тяжело, но они старались получить как можно больше знаний.
Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец.

(Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)

Закончив университет, Якоб стал учёным человеком и начал работать. Одна за другой сменялись должности: секретарь военной миссии, дипломат.
Но постепенно он стал понимать, что это дело ему не нравится. А нравится другое - занятие литературой, читать, писать статьи. Что бы быть поближе к книгам Якоб устроил на другую работу.

Отгадайте загадку и узнаете, где стал работать Якоб.

Снаружи смотришь:
Дом, как дом,
Но нет жильцов.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай?

***

Там книги берут, читают,
А потом обратно возвращают.
(библиотека)

Он стал работать библиотекарем.
Более того, он привлёк к своему любимому делу брата Вильгельма, который тоже закончил университет. Но Вильгельм очень часто болел и нуждался в заботе.   
Их называли «Старик и малыш». Ведь старший был рассудительным, серьёзным, ответственным человеком, а младший мягким, спокойным, романтичным.
Братья Гримм жили вместе и стали вместе работать.
Однажды им пришла в голову идея. «А не заняться ли нам собиранием народных сказок?»- подумали они. И поехали братья по всем уголкам своей страны Германии, разыскивая и записывая немецкие сказки.
Много сказок собрали и записали братья Гримм. Но что сними делать? Сказка спит, если её не читают. Проснётся и зазвучит она только тогда, когда её начнут читать люди. Чем больше людей прочитают сказку, тем дольше она будет жить.
Все собранные сказки братья Гримм поместили в сборник «Детские и семейные сказки» – книгу, где собрано и напечатано множество немецких народных сказок.
Благодаря  этому первому сборнику, который вышел почти 200 лет назад даже жители России узнали, что хотят нам поведать народные сказки Германии. Уже во времена А. С. Пушкина сказки Братьев Гримм завоевали сердца маленьких читателей.

Эти книги издаются и сейчас. (Выставка книг) По мотивам сказок  собранных братьями, созданы мультфильмы, художественные фильмы-сказки,  их рассказывают дедушки и бабушки своим внукам.

 Сказку «Заяц и ёж» можно послушать в исполнении чтеца, она записана на диск. Только тот, кто внимательно будет слушать, сможет потом ответить на интересные вопросы.

(Послушать отрывок из сказки (до начала забега)

Вопросы к отрывку:

  1. В какое время года встретились ёж и заяц? (летом)
  2. Кто из героев сказки был важным, гордым, невоспитанным грубияном? (заяц)
  3. Почему ёж обиделся на зайца? (Заяц высокомерно смеялся над короткими ногами ежа.)
  4. На что спорили ёж и заяц? (Кто быстрее бегает)
  5. У кого из героев сказки длиннее ноги? (У зайца.)
  6. Кого ёж позвал на помощь? (Ежиху, свою жену)
  7. Как вы думаете, кто выиграл спор?

Кто выиграл спор, и чем закончилась эта сказка, вы узнаете, когда сами её прочитаете. 

III. Итог

А пока давайте вспомним, что вы узнали о людях, которые её когда-то услышали, записали и напечатали в книге?

 С помощью слов,  написанных на плакате, вспомним некоторые эпизоды из жизни Братьев Гримм.

(Обращаясь к детям с вопросами,  привлекая их внимание к опорным словам, библиотекарь помогает самостоятельно рассказать об учёных-собирателях сказок Братьев Гримм)

Опорные слова

В Германии
Якоб, Вильгельм 
Библиотека, библиотекарь         
Собиратели сказок
Немецкий народ

 Вопросы:

1) В какой стране родились и жили Братья Гримм?
2) Назовите их имена
3) Кто из братьев был старше?
4) Где и кем работал Якоб? Кто ему помогал?
5) Какая идея пришла в голову братьям?
6) Кто сочинил  сказки собранные братьями Гримм?

 

Задание В классе прочитайте сказку Горшок каши. Ответьте на вопросы, подчеркните правильный ответ. (раздать вопросы к сказке на листочках)

Вопросы к сказке «Горшок каши»

1. Где девочка встретила старушку?

- в деревне
- в лесу
- в саду

2. Что получила девочка в подарок от старушки?

- корзинку
- горшок
- шкатулку

3. Что варил горшочек? 

- суп
- пельмени
- кашу

4. Какие волшебные слова нужно было произносить?

***

Кукареку, кукареку,
Золотая девочка у всех на виду!

***

Девочка зелёная,
Головка золочёная,
Посмотри-ка поскорей,
Кто стоит там у дверей.

***

- Раз, два, три. Горшочек вари.
- Раз, два, три больше не вари

5. Какой у каши был вкус?

- кислая
- сладкая
- солёная