Конспект урока литературы в 7-м классе "Не гасите свет своей души" (А.Платонов. "Юшка")

Разделы: Литература


Учитель: Драматург В.С.Розов  говорил: «Личность ты уже с рождения. А вот сотрёшься, как пятак, или нет – от тебя зависит».Сегодня я предлагаю вам попробовать прожить вместе с героями рассказа Платонова «Юшка» совсем короткое время. Именно прожить, для того, чтобы постараться понять их  автора, а может быть, и самих себя.
Цель – выявить нравственные законы, определяющие отношения человека с человеком через живопись, музыку и биографические сведения реального человека, составив собственную книгу, название которой «Не гасите свет своей души» как и  тема нашего урока. На столах у каждого из вас рисунки, красные листочки и рабочие материалы.
Задача наша будет – представить собственную книгу. А начнём с того, что вот из этих высказываний выбрать такое, которые не соответствуют теме урока:

“Спешите делать добро, пока не стало поздно”. (Доктор Гааз)

Хоть глазами и кос, да душою прям. (Пословица).

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

М. Ю. Лермонтов

Ответ:  Последние строчки.(Строчки М. Ю. Лермонтова)

Учитель: Почему вы  их не выбрали?

Ответ: Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению, поэтому последнее высказывание к рассказу не относится.

Вопрос: Встречались ли вам такие люди как Юшка в реальной жизни?

Ответы: Нет.

Учитель: А я знала такого человека – это  Гена. Он почти полвека был яркой особенностью нашего города Ишима. Когда я прочитала рассказ Платонова «Юшка», по содержанию отдельные моменты  напомнили  мне Гену – дурачка, хотя  прототипом рассказа Платонова  тот  не являлся. Одна из несомненных удач Платонова – главный герой рассказа, которого все звали Юшка. Сейчас мы проследим взаимосвязь рассказа «Юшка» и жизнь реального человека Гены, рассказывать о котором буду я, а вы – приводить примеры из рассказа «Юшка», и своими  правильными ответами  сложите эти кусочки, получив настоящее сердце.

Учитель: Возьмите в руки  кусочек с цифрой 1.(написано СЛЕ) Ишимец – Гена любил ходить босиком, а зимой носил обрезанные валенки,  потертый фартук с огромным карманом и повязанный поверх головы платочек. Таким он ходил до самой смерти, таким и запомнился большинству горожан. Как был одет   Юшка в рассказе Платонова?

Ответ: Одежду носил одну и ту же долгие годы без смены: летом ходил в штанах и блузе, закопченных от работы…босой, зимой ноги обувал в валенки, всю жизнь носил одну и ту же пару…

Учитель: Возьмите в руки  кусочек с цифрой 2.(написано ПОЕ) О том, что у  Гены полное имя – Геннадий Николаевич Чернятьев, знал очень узкий круг лиц. А  когда узнали имя и отчество платоновского Юшки?

Ответ:  В кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? Именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой.

Учитель: Возьмите в руки  кусочек с цифрой 3 (написано – СЕРДЦЕ). Гена был большим трудягой. Все работы были на нём, ему не нужно было напоминать, везде сам наводил порядок. Без дела никогда не сидел. Незадолго до смерти Гена передал в Богоявленский собор такое количество орнаментов, что приходится поражаться его трудолюбию. Он был  бескорыстным человеком. Когда стал возрождаться Богоявленский собор, Геннадий мечтал, чтобы с его звонницы вновь полился над Ишимом колокольный благовест. Он отдавал на покупку колоколов всю свою небольшую пенсию. Вспомните о бескорыстии Юшки.

Ответ: Ради  девочки-сироты  он не пил чай и не ел сахара, чтобы она ела его. Экономил на всём.
Ефим – благочестивый, священный.
Имя  Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.  И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом. (3 кусочек сердца)

Учитель: Ребята, если вы правильно приводили комментарии, то у вас при соединении этих кусочков должно получиться словосочетание  – СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ.В диалоге Юшки и Даши,  Юшка сказал: “Сердце в людях бывает слепое.” Как вы поняли эту художественную  деталь?

Ответы: “Люди часто не понимают друг друга. Бывает, в них бьется умное сердце, благородное, но оно ослеплено жадностью, завистью.”
“Сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добро другим, не жертвуют ради них собой.”
“У людей, которые не замечают боли, страха других людей, сердце слепо”.
“Слепое сердце – когда человек смотрит на страдания других людей, и нет у него никакого сочувствия, сожаления”.
“Слепое сердце – это самое худшее, что может быть в человеке”.

Учитель: Если подвести итог, то “слепое сердце” бывает у человека, неспособного понимать другого, жертвовать собой, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.  Академик Д. С. Лихачёв сказал: « Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать». Как вы думаете, какие эпизоды из рассказа «Юшка» вызвали у вас чувство стыда?

Ответы:

1. Юшка и дети (издевательства)
2. Взрослые и Юшка. 
3. Весёлый прохожий и Юшка.

Посмотрите вот на эти 3 рисунка, у героев которых  сердце слепое? Докажите.

1 рисунок: Юшка и взрослые.

Вопрос: Как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди). « Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»

Вопрос: Почему же Юшка не обижался на взрослых? «Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое».

Учитель: Над ишимцем  Геной взрослые часто подшучивали, бывало и оскорбляли, но в основном относились благодушно.

2 рисунок: Юшка и дети.

Вопрос: Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку?

На слайде значение слова “терзать”.

  1. Разрывать на части.
  2. Мучить нравственно.

Вопрос: В каком значении мы сейчас употребляем с вами это слово? (Во втором).

Вопрос: Чего они ждут от него?

Ответ: Детей удивляло то, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. Заканчивается психологический поединок  радостью детей и Юшки.

Вопрос: Может быть автор здесь что-то напутал?Почему герои радуются?

Ответ: Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви. Выходит, что у детей тоже, как и у взрослых,  слепое сердце.

Учитель: Интересно узнать о Гене и детях? Маленькие дети его боялись, о подростки часто издевались. Гена не сопротивлялся, только громко бранился(не матом !)и старался убежать с места событий.

3 рисунок. Юшка и прохожий.

Читаю: «Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: – Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя…Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь»
Обратите внимание, как приветствует прохожий Юшку вместо «здравствуйте»?

Ответы: «Хотя бы ты помер», «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться». Т. е. люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.

Вопрос: Почему «впервые осерчал» Юшка?

Ответ: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя!»

Вопрос: Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Ответ: Прохожий толкнул Юшку и ушел домой пить чай. Юшка упал и более не шевелился, а весёлый прохожий

Учитель: Ребята, нет публикации рассказа Платонова «Юшка» в отдельном сборнике, но у вас есть  такая возможность. Какой из этих трёх рисунков вы поместили бы на обложку книги и почему? Сможете ли выделить 1 рисунок и почему или каждый из них достоин находиться на обложке рассказа?

Ответы: Каждый из рисунков вправе находиться на обложке нашей книги, так как герой имеет доброе сердце, он пытается противостоять злу и открыть людям глаза на их поступки.

Учитель: Хуже или лучше стало людям после смерти Юшки ,изменились ли они?

Ответ: Без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение

Учитель: Смерть Геннадия обросла не меньшим количеством слухов, чем его жизнь. По одной версии, его избили до смерти и подбросили к собору, по другой — он пострадал, защищая от хулиганов на автобусной остановке честь какой-то девушки.

Учитель: Сейчас вы прослушаете музыкальный отрывок, в исполнении Жанны Бичевской (Сон мне приснился)
Задание: В чём сходство между песней и рассказом Платонова?

Ответ:  Герой песни и рассказа очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой. Тайны душевного состояния героя показаны через олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух.

Учитель:  Как это характеризует Юшку?

Ответ: Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека.

Заключительное слово учителя:

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишьодна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. Ведь никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. И закончить урок мне хочется словами Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не гасите свет своей души.

Приложение