Предпрофильный курс "Химия и практическое растениеводство"

Разделы: Общепедагогические технологии


Обновление школы должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности, формирования человека с новым уровнем сознания, уровнем образования, отвечающим, с одной стороны, интересам, склонностям и запросам каждого школьника, а с другой – общекультурным нормам и идеалам.
Однако современная школьная практика не в полной мере обеспечивает решение данной задачи, не отвечает социальному заказу общества. На сегодняшний момент она не обеспечивает достаточную подготовку экологически грамотных выпускников. Одной из причин такого малоудовлетворительного состояния школьного экологического образования является недооценка исследовательской практико-ориентированной экологической деятельности учащихся, которую мы рассматриваем как одну из форм реализации экологического образования школьников.

В последнее время наблюдается разрыв между теоретическими знаниями учащихся и возможностью применения этих знаний на практике – в повседневной жизни. Предлагаемый нами курс даёт возможность сгладить это противоречие, носит явную профориентационную направленность и приучает школьников к труду, связанному с сельским хозяйством.
Нами разработана программа курса по выбору «Химия и практическое растениеводство» для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Этот курс рассчитан  на 12 часов учебного времени и направлен на углубление  разделов основного курса химии 9 класса. Основная идея разработки программы – формирование и развитие компетенций учащихся связанных с практико-ориентированной исследовательской деятельностью. Теоретической базой курса служат химия, экология и биология. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на этих уроках, школьники овладевают элементами агрохимии и аналитической химии.

Программой  основного курса химии 9 класса предусмотрено изучение удобрений, их состава и влияния на растения  и другие живые организмы,  а также структуру почвы. Этот материал фрагментарно включен в темы раздела «Неметаллы».  Знания, полученные учащимися на этих уроках, в большей степени носят  теоретический характер. Предлагаемый курс по выбору позволяет применить полученные знания на практике, что формирует у школьников ряд межпредметных компетентностей, в том числе и химико-экологических.
Все занятия построены на основании деятельностного подхода, основная идея которого связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. Это реализуется через выполнение школьниками  практико-ориентированных  и исследовательских химико-экологических проектов по данной тематике в рамках курса. Экологические исследования носят ярко выраженную региональную и локальную направленность. Экспериментальными площадками для выполнения этих проектов могут служить пришкольный участок, кабинеты химии и биологии, личные приусадебные хозяйства, сельскохозяйственные земли.

Одной из положительных сторон предлагаемой программы является ее вариативность, которая заключается в возможности выбора темы для учебного планирования в зависимости от профиля школы (сельские и городские школы).

Знания, приобретенные учащимися в процессе изучения данного курса, в дальнейшем могут быть использованы при поступлении в учебные заведения, связанные  по профилю с сельским хозяйством; практические навыки с успехом могут быть применены для ведения личного подсобного хозяйства.

Цель и задачи курса

Целью предпрофильного курса по выбору «Химия и практическое растениеводство» является развитие у учащихся творческих способностей через практико-ориентированную исследовательскую деятельность.

Основные задачи курса

  • расширить и углубить знания учащихся о различных видах удобрений и правилах их применения, почве и растениеводстве;
  • способствовать овладению умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, работать с коллекциями культурных растений;
  • развивать познавательные и мыслительные способности учащихся, умения самостоятельно овладевать знаниями, а также понимание роли химической науки в развитии растениеводства;
  • формировать научное мировоззрение школьников, связанное с уточнением естественнонаучной картины мира в их сознании, путём  преодоления хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
  • развивать учебно-коммуникативные умения и интересы учащихся в области агрохимии, сельского хозяйства, растениеводства;
  • проводить профориентационную работу и выявлять компетенции учащихся;
  • совершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа.

Наряду с образовательными, курс предполагает решение воспитательных задач: развитие гармоничной и мобильной личности; формирование у школьников гуманистических отношений в общении с окружающими людьми, а также бережного отношения к природе в целом.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки сформулированы в соответствии с целями и задачами химического образования, его содержанием, а также особенностями программы курса по выбору «Химия и практическое растениеводство» и процесса обучения.

Требования к усвоению теоретического учебного материала

Учащиеся должны знать:

  • механический состав, физические и химические свойства почвы
  • основные группы и виды удобрений, классификацию удобрений
  • значение удобрений для повышения плодородия почвы
  • влияние на растения недостатка и избытка удобрений
  • правила безопасной работы с удобрениями
  • значение растениеводческих культур в народном хозяйстве
  • значение качества посевного материала в повышении урожайности

Иметь представление:

  • о растениеводстве и растениеводческих культурах своего района
  • о плодородии почвы и растениях-индикаторах
  • о способах распознавания и нормах внесения удобрений

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи  между состоянием почвы и аграрно-химическими технологиями повышения её плодородия
  • прогнозировать и выдвигать гипотезы по улучшению экологической обстановки региона, связанной с  развитием растениеводства

Требования к выполнению химического эксперимента:

  • уметь грамотно проводить химические эксперименты
  • наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные
  • знать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Требования к решению расчетных задач:

  • грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее решения
  • уметь решать и составлять расчетные задачи химико-экологического и валеологического содержания различных типов и уровней сложности.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.
В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи (ситуационные и контекстные) с экологическим и валеологическим содержанием, творческие и исследовательские работы.

Методы и формы обучения

Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа, экскурсия, видеоурок, урок – актуализации знаний (методика РКМЧП), практикум.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.