Урок-практикум "Синонимы"

Разделы: Русский язык


Стратегическая цель: развитие образного мышления; развитие выразительной, точной речи.

Задачи:

  • Повторить знания о синонимах.
  • Расширить перечень синонимических рядов.
  • Научить использовать синонимы в речи. Составлять предложения, текст, используя синонимы.

Проблема: Чаще всего речь многих людей лишена эмоциональной окраски, однообразна и суха.

Проблемный вопрос: Для чего используются синонимы в речи?

Варианты решения:

  1. …чтобы речь была образной.
  2. …чтобы речь была точной.
  3. …чтобы речь была разнообразной.

Ход урока

Сегодня мы отрабатываем правило о синонимах, будем синонимы находить быстро в тексте, в речи, будем практиковаться (тренироваться) в подборе синонимов.

Кто будет затрудняться на уроке, пусть обращается к учебнику как к справочнику. Откроем учебники на странице 144 (параграф 56) и тетради.

Число. Классная работа. Синонимы.

- Мы должны целый урок трудиться, потому что… (смотрим на доску):

Землю солнце красит, а человека труд (И.п.).

Кто работы (Р.п.) не боится, тот и человек.

Не на бумаге сказано, а делом (Т.п.) показано.

- Как понимаете последнее предложение?

- Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

- Определить падеж имен существительных.

Выпишем подчеркнутые слова в тетрадь, ставя их в И.п.

1. Труд, работа, дело

- Что это за слова?

- Докажите, что это синонимы.

Вывод. Синонимы выражены именами существительными, обозначают предмет.

- Молодцы! С заданием хорошо справились.

Действительно, труд красит человека.

Все вы оказались прилежными учениками.

2. Подберите слова – синонимы для характеристики прилежного человека, ученика. Кто напишет 3-4 синонима, тот получит новогодний подарок.

Ученик прилежный… (запись на другой стороне доски: старательный, исполнительный, усердный, трудолюбивый).

Вывод. Синонимы могут быть выражены не только существительными, но и прилагательными, обозначающими признаки.

Победители получают подарки-снежинки.

- Хорошо быть таким учеником.

Он справится с любым заданием, все одолеет, осилит.

(Предложение записано на раскладной доске заранее).

- Хором произносим подчеркнутые слова. Что общего у этих слов?

Вывод. Синонимы выражены глаголом, обозначают действие.

Общий вывод. Синонимы могут обозначать предмет, действие, признак.

3. - Вы, ребята, оказались прилежными, тогда и следующее задание будет выполнено.

Найди друзей.

Честный

 

 

добросовестный

Добрый

 

 

человечный

Высокомерный

 

 

гордый

Лентяй

 

 

бездельник

(Обращаем внимание на последние две пары. Устно работаем.)

- Положительную или отрицательную окраску имеют эти слова?

- Оставшиеся слова объедините и запишите. (Это первые две пары слов).

А записанные слова характеризуют какого человека?

- Составьте одно предложение, используя одну пару синонимов. О маме, папе, учителе, о человеке…(Учащиеся записывают и зачитывают предложения).

- Какой частью речи выражены синонимы в предложении?

Значит, каждый человек должен быть добрым, честным…

4. Работа в тетради (1 ученик у доски).

Обман – орудие злых.

- Обозначить подлежащее и сказуемое. (Вспомнить о постановке тире).

- А сейчас выборочный диктант.

Ниже, под предложением, записываем синонимы к слову «обман» из пословиц.

  1. К честному человеку напраслина не пристанет.
  2. Ложь приносит позор самому лжецу.
  3. Лучше умереть, чем неправду терпеть.

Напраслина, ложь, неправда.

- Какой частью речи выражены синонимы?

- Вы хорошо справились с работой. За ваш труд вам шоколадки.

5. (Шоколадки - фантики. В них - карточки с заданием).

К данным словам подбери синонимы, содержащую удвоенную согласную в корне:

  • скорый поезд – экспресс
  • обучение животных – дрессировка
  • асфальтированная дорога – шоссе
  • больничный лист – бюллетень
  • специальность – профессия

(Самопроверка. Используются сигнальные карточки).

- Наш язык очень богат.

Ко многим словам можно найти слово, похожее по значению. Синоним. Это надо использовать в сочинениях, чтобы не было повторения, чтобы точнее доказать свою мысль.

(Ребятам, выполнившим все правильно, вручается новогодняя игрушка-самоделка).

6. Игра «Художники».

- Ребята, получившие награду, заулыбались.

Улыбаться смеяться хохотать (запись на доске).

Нарисуйте это! (Один ученик у доски, рисует…)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Проверка сигнальными карточками.

- Синонимы отличаются значением так, как и улыбка на этих лицах.

7. Самостоятельная работа по учебнику. Упр. 340.

Выписать синонимы к первому слову.

Мчаться, нестись, лететь, бежать (бежать, мчаться, нестись, лететь).

- Ребята, у слова « бежать» больше двадцати синонимов. Интересно – найдите в словаре!

8. Узелки на память «Продолжи предложение» (обозначено курсивом).

Синонимы – это слова одной и той же части речи, могут обозначать предмет, действие, признак. Синонимы обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.

9. Домашнее задание.

Связный рассказ о синонимах (параграф 56), индивидуальная работа по карточкам и со словарем. (Приложение 1).

10. Ребята, у меня есть шкатулка (показать очень красивую шкатулку). Синонимы к слову?

- Ларец, сундучок.

- Какая шкатулка? Говорим синонимами.

- Красивая, прекрасная, живописная.

- Скоро Новый год. Сказка, тайна будет с нами.

Как вы думаете, что там? (Достаем содержимое (выбор): диск, лото, кроссворд, мяч, текст стихотворения).

1. Диск «Веселые уроки Радионяни». Песенка «Синонимы».

(Пластинка 19 «Грамматика» - «Синонимы»). Приложение 2.

- Слушая песенку о синонимах, каждый должен запомнить 1 ряд синонимов, записать их!

Песенка «Синонимы».

2. Лото. «Слова – друзья».

Выдается карточка со словами

- Работаем группами.

Я читаю слово, вы называете синоним к нему, подняв сигнальную карточку. Я выдаю карточку с записанным синонимом, вы накрываете ею нужную клетку.

Выигрывает тот, кто первый закроет все деления.

Карточка учащегося:

Алфавит

Смелый

Великан

Чистый

Лекарь

Прыгать

Бросать

Верный

Карточки, которые выдает учитель:

Алфавит
азбука

Прыгать
скакать

Смелый
отважный
мужественный

Чистый
аккуратный

Великан
гигант

Лекарь
доктор
врач

Бросать
кидать

Верный
преданный

3. Кроссворд «Равнобуквенные синонимы» (1 на парту).

К данным словам в пустые клетки впишите синонимы.

4. Мяч. Игра с мячом! (Учитель, бросая мяч ученику, называет слово. Ученик, поймав мяч, называет синоним и возвращает мяч).

Приятель – друг
Солдат – воин
Красный – алый
Печаль – горе
Противник – враг

5. Стихотворение.

Добавим хором!
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена!

11. Итоги урока.

- Готовимся к концу урока.

Мы сегодня практиковались, тренировались в подборе синонимов, учились находить их в тексте, отрабатывали правило о синонимах.

Повторили части речи, падежные вопросы, безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные в корне слова, -ться и -тся в глаголах, правописание Ь после шипящих, грамматическую основу предложений, удвоенные согласные в корне.

Кто получил на уроке новогодний подарок?

Оценка «5»!

Приложение 2 вы можете получить у автора статьи.