Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок информатики "Алгоритмы и исполнители"

Разделы: Преподавание информатики


Раздел программы: Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Тема урока: “Алгоритмы и исполнители”.

Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый

Программное обеспечение: учебное электронное пособие “Математика 5-11 классы. Практикум” Выполнено на платформе “1С: Образование-3.0”.

Цели урока:

  • cоздание условий для формирования умения быстро и точно определять типы алгоритмических конструкций;
  • развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
  • развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания на практике;
  • развивать творческое начало у учащихся и умение работать в группах;
  • проконтролировать уровень усвоения программного материала.

Задачи урока:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания основных понятий: исполнитель, алгоритм, программа;
  • познакомится с исполнителями Робот, Кузнечик, Монах, Водолей;
  • отрабатывать умения по написанию программ в среде исполнителя.

развивающие:

  • развивать познавательную деятельность и творческие способности учащихся;
  • формировать логическое и абстрактное мышление;
  • развивать алгоритмическое мышление: выработка умений разбивать задачу на отдельные этапы, четко определять и записывать отдельные команды из системы команд изученного исполнителя
  • развивать воображение и внимательность.

воспитательные:

  • воспитывать коммуникативную культуру
  • развивать познавательный интерес.

План урока

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Организационный момент Проверка готовности класса к уроку, приветствие
2. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. Вступительное слово. Постановка цели урока
3. Повторение и обобщение изученного материала Сообщение на тему “Происхождение слова “Алгоритм”.

Фронтальный опрос.

Индивидуальная работа (кроссворд)

4. Практическое применение знаний Работа с учителем.

Решение практических задач в группах.

Работа за компьютерами, отладка программ

5. Подведение итогов, домашнее задание Обсуждение результатов работы, рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку. Приветствие.

II. Мотивационное начало урока.

Учитель. Может ли человек прожить без алгоритмов? Почему? (Ответы учеников)

Тема нашего урока “Алгоритмы и исполнители”. Цель урока – обобщить знания по данной теме и использовать их для выполнения практических заданий.

III Повторение и обобщение изученного материала

Учитель. Начнем с сообщения на тему “Происхождение слова “алгоритм”. (Задание получает группа учеников заранее, ищет материал, знакомит с ним учащихся класса)

1. Фронтальны опрос.

  1. Можно ли набор действий считать алгоритмом?
  2. Что такое алгоритм?
  3. Какими свойствами должен обладать алгоритм?
  4. Кто может быть исполнителем алгоритма?
  5. Какие вы знаете способы записи алгоритмов?
  6. Какие основные алгоритмические конструкции вы знаете?
  7. Укажите, какая блок-схема, соответствует какому виду алгоритмов.

2. Индивидуальная работа.

Ребята получают задание отгадать кроссворд по теме “Алгоритм и исполнитель”.

  1. Приказ на выполнение действия. (Команда)
  2. Программа – транслятор (Компилятор)
  3. Универсальный язык программирования. (Алгол)
  4. Команда, которой заканчивается программа. (Конец)
  5. Алгоритм, записанный на языке программирования. (Программа)
  6. Объект, который выполняет алгоритм. (Исполнитель)
  7. Алгоритм, команды которого выполняются исходя из условия. (Ветвление)
  8. Универсальный исполнитель. (Компьютер)

IV. Практическое применение знаний

Учитель: Теоретические знания вы свои показали, теперь у вас есть возможность применить их на практике. Познакомимся с исполнителями Кузнечик, Монах и Водолей.

(Работаем следующим образом: ученик рассказывает об исполнителе (материал подготовлен им заранее), учитель разбирает с учениками первую задачу, ученики решают вторую задачу в группе и проверяют правильность решения с помощью компьютера, третью задачу записывают на дом)

Кузнечик.

Живёт на числовой прямой. В начальный момент времени находится в точке О. Кузнечик может прыгать вперёд и назад.

Система команд. Кузнечик знает две команды. Вперёд и назад. Кузнечик прыгает либо вперёд на указанное число шагов или назад. На Кузнечика в задачах могут накладываться различные условия.

Задача 1

Кузнечик умеет прыгать на 3 точки вперёд и на 2 точки назад. Напишите программу, которая переводит Кузнечика в точку 7, не выводя его при этом за пределы отрезка [0;7].

Решение

Вперёд 3

Вперёд 3

Назад 2

Вперёд 3

Задача 2

Кузнечику нужно пройти отрезок [0;20] побывав в каждой точке ровно один раз. Напишите программу и проверьте правильность решения с помощью компьютера.

Условие задачи 3 перепишите в тетради, это задача на дом.

Монах

Исполнитель Монах занимается перекладыванием дисков с одного стержня на другой по определённым правилам. Кружков может быть любое количество, они имеют номера, №1 – самый маленький.

Игру “Ханойская башня”, в которой перекладываются диски, изобрел французский математик Люка в 1883 году и украсил ее романтической легендой: “Где-то в непроходимых джунглях недалеко от го