Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость Слайд 1

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ. Отбором, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее эффективных методов и технологий проведения такой работы мы и занимаемся.

Слайд 3

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Работая учителями начальных классов, проводим различные уроки, но особенно интересны и познавательны уроки окружающего мира с применением мультимедийного комплекса. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к информации, осуществления "диалога" с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации

Слайд 4

Позволим себе напомнить то, что изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Исходя из опыта работы по данной теме, мы убедились насколько проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием ИКТ. Нам уже трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или исследовательской работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений, необходимых на данном этапе.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в учебной деятельности, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного обучения, используя мультимедийный комплекс, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний.

Подробно рассказать о развитии и формированиии всех учебных и интеллектуальных навыков на уроках, нам не предоставляется возможным, поэтому мы позволим себе остановиться лишь на некоторых. И приведем наглядные примеры с уроков.

Слайд 5-7

Общеучебные умения и навыки (чтение текста, ответы на вопросы)

Общелогические (выделять главное, производить сравнения, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы) С помощью технических средств легче работать и над приёмом обобщения. В учебнике нам часто предлагают целый разворот, заполненный разными иллюстрациями, что сбивает детей с толку. А здесь можно вывести на экран только те иллюстрации, которые нужны нам на том или ином этапе урока.

Коммуникативные (вести диалог, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты)

Предметные (специальные) - (работа с картой, опыты)

Слайд 8

В последнее время в школах значительное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. При правильно организованном подходе к учебно-исследовательской работе дети, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества. Повышение интереса и внимания к учебно-исследовательской деятельности не случайно, так как творческая по своей сути работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания.

Слайд 9

В качестве примера остановимся на уроке-исследовании по окружающему миру по теме "Что такое почва?". Применение на уроке мультимедийных технологий позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу. Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психо-эмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Учащиеся класса - участники клуба "Наши открытия".

Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание. Слайд 16 - 21 В качестве примера предлагаю посмотреть небольшой фрагмент урока.

Слайд 10-15

На уроке дети исследуют свойства почвы. Благодаря процессу исследования ребята познают мир, обнаруживают закономерности, обогащаются новой информацией.

Физминутка не исключение в интеллектуальном развитии учащихся. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью.

Так, например, же в качестве физминутки может быть использована игра "Испорченный телефон", которая, в первую очередь, направлена на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимает статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такая игра при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение. Пример фразы:

Почва - это верхний плодородный слой земной коры.

Таким образом, мы видим, что использование тематических физминуток на уроках окружающего мира не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий.

Приобщение детей к учебно-исследовательской деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка. Эффективно организовать поисковую и исследовательскую деятельность не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Каждый ребенок - исследователь, поэтому наша педагогическая задача - помочь ему раскрыться и активизировать тот творческий потенциал.

В своей работе используем метод проектов. Исследовательский проект - элемент научного творчества учащихся. Проектный метод помогает учителю вовлекать ребят в интересную интеллектуальную деятельность, формировать такие личностные качества, как воля, умение нести ответственность за свой выбор, преодоление трудностей, развитие творческого мышления, самостоятельность.

Слайд 16

В прошлом году исследовательский проек ученицы занял I место на городской научно-практической конференции для младших школьников "Я открываю мир". Изучение окружающего мира через создание исследовательских проектов повышает степень овладения учащимися навыков исследовательской деятельности и позволяет формировать интерес к изучению природы родного края.

Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира учащихся, на наш взгляд, является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

Использование медиатехнологий на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Это доказывает проведенное анкетирование учащихся.

Слайд 17. Диаграмма.

Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

ИКТ на уроках естествознания, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использование средств ИКТ - можно. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъем проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.

Таким образом, труд, затраченный на комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Приложение.