Использование мультимедийных дидактических игр при подготовке детей с ОНР к школе

Разделы: Логопедия


Варианты работы с ребёнком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными. Смена парадигмы образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в ДОУ при подготовке детей к школе.

Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста.

В своей работе мы используем мультимедийные игры в соответствии с лексической темой.

Эти игры привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность.

Цель нашей работы: “Обеспечить принятие ребёнком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно-игрового комплекса”.

Задачи.

  • Обогащение и активизация словарного запаса
  • Развитие лексико-грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие коммуникативной стороны речи
  • Формирование пространственных и временных отношений
  • Коррекция психических процессов: анализа, синтеза, внимания, памяти, мышления
  • Развитие познавательной деятельности

Формы организации.

  • Занятия (учитель-логопед)
  • Домашняя игротека (родители)

Основу организации работы определяют следующие принципы:

  1. Гуманизация
  2. Системность. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
  3. Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  4. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Занятия должны строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития.
  5. Адекватность требований и нагрузок, способствует оптимизации занятия и повышению эффективности.

ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей.

Закрепление родовых понятий и соответствующих им слов-обобщений осуществляется на основе чётких представлений о значении каждого понятия.

В словаре будущих первоклассников должны быть слова всех частей речи: числительные, глагольные формы, сложные предлоги,… Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия, состояние предметов, чувства человека, свойства характера.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

“Назови одним словом”

“Загадки и отгадки”

“Найди детёныша”

“Кто где живёт”

“Назови признаки предмета”

“Чей хвост?”

“Какой сок?”

“Что делает мишка?”

“Кто что ест?”

Помоги маме сварить суп”

“Говори наоборот” и др.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Главное направление в работе по развитию грамматического строя речи - помочь относится детям к грамматике осознанно.

Вторым, не менее значимым направлением в работе по совершенствованию грамматического строя дошкольников считается предупреждение ошибок в употреблении отдельных грамматических форм.

“Один-много”

“Назови ласково”

“Измени по образцу”

“Сосчитай до пяти”

“Исправь ошибку”

“Кому это нужно?”

“Чьи вещи?”

“Кого угостим?”

“Большой-маленький” и др.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Основные виды связного высказывания - рассказ и пересказ. В мультимедийных играх мы используем составление рассказа.

Основные задачи:

  • учить правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность;
  • развивать образную речь детей;
  • учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков;
  • учить грамматически правильно строить предложения.

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно при помощи серийных картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

При составлении описательного рассказа можно использовать схему.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Им гораздо труднее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции.

Все виды контроля за деятельностью часто несформированны или значительно нарушены.

У детей возникают трудности в установлении причинно-следственных связей; без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия.

Зрительная память у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Эти дети медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой ниже. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Для этого мы используем и игровые упражнения.

“Театр теней”

“Отгадай загадки”

“Что общего и чем отличаются друг от друга?”

“Что лишнее?”

“Что изменилось?”

“Найди отличия”

“Найди недостающий предмет”

“Что сначала, что потом”

“Почини сапожки”

“Назови предмет”

“Найди кто спрятался” и др.

Предлагаемая форма занятий:

  • сохраняет здоровье ребёнка;
  • уменьшает сроки коррекции;
  • комплексно корректирует нарушения развития;
  • позволяет максимально привлечь родителей к коррекционной работе.

Список использованной литературы

1. Антошин М. К. Учимся работать на компьюторе. М.: Айрисс-пресс, 2008.

2. Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером. М.: 2003.

3. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Приложение