Разработка урока в 6-м классе по теме "Имя прилагательное. Роль прилагательного в устной и письменной речи"

Разделы: Русский язык


(Слайд 1. Приложение 1)

Цели:

  • расширить знания о роли имён прилагательных в устной и письменной речи;
  • совершенствовать навыки работы с текстом художественной литературы;
  • средствами предмета воспитывать уважительное отношение к природе.

(Слайд 2. Приложение 1)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К. Паустовский

(Слайд 3. Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

  • подготовка к уроку;
  • психологическая зарядка (Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь, повернитесь к соседу слева, улыбнитесь. Теперь с хорошим настроением начнём урок)

2. Охарактеризуйте наступивший день словами (слова на доске).

Чудесный, прелестный, мутный, бледный, мрачный, прозрачный, великолепный, янтарный, весёлый.

  • что общего в словах? (Относятся к одной части речи)
  • тема сегодняшнего урока “Имя прилагательное”. (Общая тема )
  • что в этой теме уже известно, “мозговая атака”. (Заполнить графу “Знаю”)
Знаю Узнал
1.  
2.  
3.  
4.  

Вывод: мы с вами знаем уже многое, но ещё не всё.

  • обратимся к эпиграфу, как вы понимаете слова К.Паустовского?

(В нашем языке многие слова обладают свойствами воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность)

Давайте посмотрим какой же блеск излучают прилагательные в поэзии.

3. Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина “Зимнее утро”.

(Слайд 4, Слайд 5. Приложение 1)

  • читает стихотворение учитель или хорошо подготовленный ученик. (У всех учеников текст стихотворения на парте)

Янтарный какой это?

Лексический эксперимент в поэтической речи.

  • рассмотрим прилагательные, краткая форма, обозначить орфограммы

Чудесный (день) - чудесен;

Великолепный (ковёр) – великолепен;

  • попытаемся на место данных прилагательных поставить другие.

Вывод: прилагательные, выбранные А.С. Пушкиным, помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта.

Постараемся определить роль имён прилагательных в устной и письменной речи.

4. Беседа с классом.

  • чтение текста учителем или ребёнком (заголовок текста не называется).

Для анализа берётся отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова “Русский лес”. Краткая справка об авторе.

(Слайд 6. Приложение 1)

(Слайд 7. Приложение 1)

Зимой и летом, осенью и весной хорош ру(с,сс)кий лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы м..лодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветки высоких и мелких елейВысокие в..ршины… унизаны ожерельем еловых шишек…

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает ж..вые тонкие звуки…. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

Словарь: арка.

Какое впечатление произвёло на вас данное произведение?

Текст ли это? Докажите.

Справка.

Текст – латинское “ткань”, “сплетение”, “соединение”. Упорядоченная последовательность знакомых единиц, объединённых по смыслу в целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста:

- единство темы текста;

- наличие главной мысли (идеи);

- относительная законченность текста;

- смысловая и грамматическая связь предложений в тексте;

- логическая связь частей текста.

Какое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью? (Первое, синтаксический разбор предложения)

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Вывод: союзное соединение обстоятельств времени ( зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста.

Какова роль сказуемого? (Краткая форма прилагательного делает речь более торжественной, книжной)

Можно ли подобрать синоним к слову “русский”.

Вывод: в тексте слово имеет значение “родной”, “близкий”, “любимый”- это контекстуальные синонимы (Объяснить значение слова контекстуальные).

Отсюда возможен и заголовок…

Задание: какой заголовок подходит больше?

  1. Лес зимой.
  2. Русский лес зимой (изобилием снега).
  3. Жители леса.
  4. Тишина.

Найдите предложение в котором находится основная мысль текста?

Вывод: автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

Какой(-ие) тип(-)ы речи представлен(-ы) в тексте (работа в группах).

  1. Повествование.
  2. Описание.
  3. Смешанный тип.
  4. Повествование с элементами описания.

Вывод: Текст смешанного типа речи т.к. для рассуждения характерна параллельная связь (обратить внимание на начало каждой микротемы). Описание - слова с конкретным значением, отрывок насыщен прилагательными, повествование - действия в определённой последовательности.

Сколько микротем в тексте?

Озаглавьте каждую микротему?

(Слайд 8. Приложение 1)

  1. Описание леса
  2. Тишина или описание тишины.
  3. Невидимая жизнь.

Какие лексические средства используются для описания тишины? Подчеркните ключевые слова (в тихом лесу, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, спят, вскрикнул).

Вывод: каждый неожиданный звук на фоне тишины выделяется.

Можем ли мы эту тишину услышать? Обратите внимание на репродукции (любые).

Эксперимент

Закройте глаза, представьте. Откройте глаза. Где ты был? Расскажите что почувствовали, услышали в зимнем лесу. Какую услышали тишину? (Звенящую)

Какие предложения из текста И.С. Соколова-Микитова можно взять для описания пейзажа?

Вспомним что такое эпитет.

Распределите словосочетания в два столбика, обозначьте пропущенные орфограммы.

(Слайд 9. Приложение 1)

Прилагательные-эпитеты Прилагательные не эпитеты
Ру(с,сс)кий лес высокие в..ршины
Кружевные арки молодые берёзы
Ж…вые звуки мелкие ели
Т…жёлые шапки зимний лес

Роль эпитетов: создают образ; прилагательные называют признак.

Сочетание тяжёлые шапки- будет эпитетом? Почему нет?

Задание по вариантам:

1 вариант. Запишите прилагательное высокий в форме простой и составной превосходной степени. (высокий, высочайший, самый высокий, ч // к)

2 вариант. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательного красивый - красивее - красивей.

Ребята, вы заметили, к какому разряду относятся чаще всего эпитеты?

Какие мысли и чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова, Шишкина. (Любовь к родной природе, восхищение красотой природы)

Вернёмся к эпиграфу: Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К. Паустовский.

(Слайд 10. Приложение 1)

Выводы по уроку о роли прилагательных в речи. Графа “узнал”.

Итоги урока.

Составьте этюд о природе (5-6 предложений).

(Работа на уроке учащимися ведется в рабочем листе. Приложение 2)