Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Иррациональные уравнения и неравенства"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. познакомить обучающихся с историей жизни и математической деятельности известных ученых-математиков Ф.Виета, Э.Галуа, К.Ф.Гаусса;
  2. повторить теоремы для решения иррациональных неравенств;
  3. познакомить обучающихся с нестандартными приемами решения иррациональных уравнений и неравенств;
  4. провести самостоятельную работу с оформлением решения, используя редактор формул.

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные задания для самостоятельной работы

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Исторические справки о жизни и деятельности ученых-математиков (Приложения 3,4,5).
  3. Сообщение с презентацией по теме “Иррациональные неравенства” (Приложение 1).
  4. Сообщение с презентацией по теме “Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств” (Приложение 2).
  5. Самостоятельная работа с выводом решения на печать.
  6. Итоги урока

Ход урока

Вступительное слово учителя: “Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике” Поэтому мы сейчас познакомимся с некоторыми биографическими сведениями из жизни и математической деятельности ученых Франсуа Виета, Эвариста Галуа, Карла Фридриха Гаусса.

Учащиеся рассказывают, показывая презентации (Виет – Приложение5, Галуа – Приложение 3, Гаусс – Приложение 4).

Далее ученица показывает презентацию “Иррациональные неравенства” (Приложение 1), с помощью которой обучающиеся повторяют методы решения иррациональных неравенств.

Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств.

(Приложение 2)

1) Скалярное произведение двух векторов

Введем два вектора так, чтобы левая часть уравнения представляла собой их скалярное произведение, а правая – произведение их длин (модулей):

Скалярное произведение двух векторов равно произведению их длин в том и только том случае, если векторы сонаправлены. Два ненулевых вектора сонаправлены в том и только том случае, если отношения их соответственных координат равны одному и тому же положительному числу. Таким образом, исходное уравнение равносильно следующему:

Допустимые значения х должны удовлетворять неравенству:

В силу ограничения на переменную х можно воспользоваться тригонометрической

Введем два вектора так, чтобы левая часть неравенства представляла собой сумму их длин (модулей):

Это возможно в том и только том случае, если векторы сонаправлены. Два ненулевых вектора сонаправлены, если отношения их соответственных координат равны одному и тому же положительному числу. В данном случае условие сонаправленности имеет вид

Далее обучающиеся выполняют самостоятельную работу парами по индивидуальным вариантам:

Вариант 1 Вариант 2

 

Вариант 3 Вариант 4
Вариант 5 Вариант 6
Вариант 7 Вариант 8
Вариант 9 Вариант 10

Учащиеся решают два задания из 4-х: одно неравенство и одно уравнение, выбирая сами, оценивая уровень сложности. Учащиеся набирают свое решение на компьютере и выводят на печать, работы оцениваются.

Домашнее задание: учащимся даются другие варианты выполняемой работы.

На следующем уроке анализируются результаты, разбираются ошибки, после этого проводится урок контрольной работы.