Бинарный интегрированный урок (история + физика) по теме "Становление индустриального общества: достижения и проблемы"

Разделы: Физика, История и обществознание


Оборудование: пакет документов (письма, статистические данные), железные опилки, картон, подковообразный постоянный магнит, полосовой постоянный магнит, гальванометр, катушка, соединительные провода, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация.

Цели урока:

  • Влияние развития науки на становление индустриального общества XIX века; выявить достижения и проблемы этого времени.
  • Умения делать сообщения, используя межпредметные связи; доказывать свою точку зрения; слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы;
  • Развивать навыки работы в группах;
  • Выработать сознательное отношение к гражданскому долгу, формирование этических норм поведения, и качеств личности: трудолюбия, настойчивости, смелости, воли и самообладания на примерах великих людей.

Ход урока

Учитель ист.: (слайд 1, 2) знакомит с темой урока, целями, принципами работы. Класс заранее делится на группы и получает опережающее задание подготовить сообщения. Нацеливает учащихся к выделению достижений и проблем индустриального общества XIX века.

Учитель физ: Какими техническими средствами мы пользуемся в настоящее время? (слайд 3)

Ученики: отвечают, приводя примеры технических устройств, которые впоследствии выходят на слайде.

Учитель ист.: большинство из этих изобретений были созданы в XIX веке. Мы по сей день пользуемся благами цивилизации, не представляем жизнь без этих технических средств, но мало кто знает, кто и когда был их родоначальником, как создавались эти изобретения, на чем основаны и какой ценой были достигнуты эти успехи.

Учитель физ: А с чего же всё началось…(демонстрируется сценка на фоне слайда 4) (приложение 1).

Учитель физ: о каком виде энергии идет речь в сценке? Где его могли применять?

Для ответа на это вопрос ознакомьтесь с отрывками из писем переписки Б.С. Якоби и М Фарадея. (слайд 5)

Ученики: отвечают.

Учитель физ: Какие открытия были сделаны учеными для увеличения энергии и ее использования?

Мы предлагаем первой группе учащихся ознакомить нас с деятельностью ученых того времени.

Ученики: доклады по научной деятельности ученых: М. Фарадей, Г. Герц, Д. Максвелл, А. Попов, В. Рентген, П. и М. Кюри. (слайд 6)

Учитель физ: демонстрирует опыт открытия М. Фарадея явления электромагнитной индукции и обнаружения линий магнитного поля (между докладами учащихся).

Учитель физ: В прошлом физик работал в одиночку и обходился крайне простыми средствами. Арсенал Фарадея – мотки проволоки, куски железа, магнитные стрелки. Ньютон и астроном Гершель сами мастерили свои телескопы, сами полировали зеркала. Такое положение сохранялось до 70-х годов.

Начиная с 70-х годов, идет усиленное строительство физических институтов в Западной Европе и Америке. Возникают такие учреждения, как лаборатория Кавендиша в Кембридже, физико-технический институт в Берлине, физические институты в Страсбурге, в Вене т.д.

Учитель физ: как эти открытия повлияли на развитие разных видов промышленности?

Давайте рассмотрим процессы электрификации и телеграфа (слайд 7). Наиболее ярких представителей вы видите на экране. И следующая группа расскажет нам о них.

Ученики: рассказы на фоне слайдов 7-8.

Учитель ист.: (слайд 9) в первой половине XIX века промышленный переворот вступил в стадию своего завершения, которая характеризуется тем, что машины создаются при помощи станков. Наиболее развитой страной в области промышленного производства в Европе в первой половине XIX века оставалась Англия. В середине XIX века в Лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа - огромные застекленные помещения, оборудованные станками. Это была революция в производстве – станки заменили кустарей. Увеличилась скорость обработки металлов, с помощью станков изготавливались различные механизмы. Возникают новые отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, производство стали (эпоха стали), увеличилась добыча нефти и угля.

Учитель ист.: о развитии этих отраслей промышленности мы послушаем ребят.

Ученики: рассказы на фоне слайда 10.

Учитель ист.: (слайд 11) На основании документов сделайте вывод: в какую эпоху вступили страны в XIX веке (приложение 3).

Ученики: отвечают на вопрос.

Учитель ист.: Что такое конкуренция? Положительную или отрицательную роль играет конкуренция в развитии производства?

Ученики: делают вывод о том, что в ходе конкурентной борьбы предприниматели стремятся занять лидирующее положение в данной области, возникают монополии.

Учитель ист.: на основании документа сделайте вывод: какие изменения произошли в обществе под влиянием индустриализации (приложение 4).

Ученики: делают вывод о том, что монополии делят мир, стремясь овладеть новыми рынками сбыта.

Учитель ист.: Тресты держат у себя на службе «инженеров для развития техники», задачей которых является изобретать новые приемы производства и испытывать технические улучшения. Стальной трест платит своим инженерам и рабочим высокие премии за изобретения, способные повысить технику или уменьшить производство.

Учитель физ: Во главе институтов становятся ведущие физики: Максвелл, Гельмгольц, Больцман и др. растет приток капиталистических «пожертвований», т.е. отчислений доходов от грабежа с целью получения еще больших доходов, на науку. В этом отношении на первом месте была Англия, которая аз счет ограбления колоний могла щедрее, чем какая-либо другая страна, финансировать науку при помощи «частной» инициативы.

Капиталистические фирмы покупают не только инженеров и техников. Они берут на службу физиков и химиков, механиков и математиков. При крупнейших производствах организуются лаборатории и научно-исследовательские институты, работающие не столько в интересах науки, сколько в интересах капиталистов, не останавливающихся перед навязыванием науке античеловеческих, разрушительных задач. С периодом «свободного капитализма» кончается и период «свободного» развития науки.

Учитель физ: (слайд 12) развитие промышленности привело к революции в развитии транспорта: возникают новые виды транспорта, с расширением мирового рынка возникают новые пути сообщения, вокруг промышленных центров растут города, приводя к росту протяженности железных дорог.

Учитель физ: давайте послушаем ребят о перевороте в средствах транспорта.

Ученики: рассказы на фоне слайдов 13-18.

Учитель физ: (слайд 19) На основании документа сравните протяженность железных дорог в России и странах западной Европы? (приложение 5).

Ученики: делают вывод о том, что наибольший рост протяженности железных дорог там, где большая территория и развита тяжелая промышленность.

Учитель физ: с развитием монополистического капитализма возникает необходимость создания новой военной техники, служащей как для защиты, так и для захвата новых территорий. В связи с этим Альфред Нобель усовершенствовал порох и изобрел динамит.

Об истории этих изобретений ребята поделятся своими знаниями.

Учитель физ: Альфред Нобель был известен как талантливый химик, полиглот, широко образованный человек. Он изобретатель бездымного пороха, динамита, газосварки, искусственного шелка и гуттаперчи. Изобретения А. Нобеля имели огромное значение для горного, строительного, дорожного дела. Но больше, ем его технические достижения, стал известен миру составленный им незадолго до смерти документ- его знаменитое завещание (слайд 20). Оно гласило: Я, нижеподписавшийся Альфред Бернард Нобель, после зрелого размышления настоящим заявляю: ”…все мое оставшееся имущество должно быть вложено в надежные бумаги и будет составлять фонд, процент с которого будут ежегодно распределяться в форме премий тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству…” Кандидатов выдвигают научные учреждения многих стран и ученые с мировой известностью. Выявление выдающихся работ производится в самой Швеции. Академия наук присуждает премии по физики и химии; Каролингский медико- хирургический институт- по медицине и физиологии; Шведская академия литератур отмечает литературные произведения; решение о премии за деятельность по укреплению мира принимает комитет из 5 человек, избираемый норвежским парламентом.

Вручение премий происходит ежегодно с 1901года в Стокгольме 10 декабря, в день Нобеля, торжественно отмечаемый в Швеции. Ее получили многие известнее ученые всего мира.

Деятельность Нобеля имела последствия двоякого рода. Изобретенная им взрывчатка явилась первым оружием массового поражения. Вместе с тем учрежденная им и получившая его имя премия стала символом гуманизма и надеждой на торжество разума.

Первая Нобелевская премия по физике была присуждена немцу Вильгельму Конраду Рентгену за открытие рентгеновских лучей. Среди нобелевских лауреатов – блестящий физик Альберт Эйнштейн, первооткрыватели радия супруги Кюри, Мария Кюри была награждена также премией по химии, писатель Эрнест Хемингуэй за повесть «Старик и море», борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг-премия мира (слайд 21).

Учитель ист.: на протяжении всего XIX века индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Давайте рассмотрим подробнее, как менялась структура общества (слайд 22).

Ученики: отвечают на вопрос, давая характеристику каждой группе, и выделяют появление двух основных классов: буржуазия и рабочий класс.

Учитель ист.: расскажите об условиях жизни, труда и быте рабочего класса.

Ученики: рассказы на фоне слайдов 23-25.

Учитель ист.: Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Как вы думаете, какие процессы, происходящие в обществе, заставили его дать такую оценку эпохе? На этот вопрос вам поможет работа с документом (приложение 6).

Учитель ист.: Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, - какое из прежних поколений могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!

Учитель ист.: (слайд 26) Какие, на ваш взгляд, результаты человеческой деятельности в XIX в. оказали влияние на повседневную жизнь человека не только того времени, но и современной эпохи?

Ученики: рассказы на фоне слайдов 27-28.

Учитель физ: С 70-х годов XIX века в развитии физики явственно выступает усиление связи физики с техникой, с производством. Особенно важную роль в деле проникновения науки непосредственно на производство сыграла новая развивающаяся отрасль техники – электротехника. Решение такой сложной технической задачи, как телеграфирование по трансатлантическому кабелю, было бы немыслимо без помощи физиков. В электротехнике задачи техника и исследователя сливались – тем и другим приходилось искать новые пути. Ведущие физики живо интересовались проблемами электрического освещения, дробления энергии, ее канализации и т.д., так же как ведущие инженеры-электрики вынуждены были интересоваться законами электромагнитных процессов, проблемами электрических измерений и т.п. все это приводило к взаимному обогащению науки и техники. Техника доставила физику новые, более совершенные, чем прежде, средства для экспериментирования, но и поставила перед ним такие задачи, которые нельзя было решать прежними методами работы физика.

Учитель ист.: давайте подведём итоги урока, и выделим достижения и проблемы этой эпохи (слайд 29).

Учитель ист.: Прекрасен век, давший миру господство машинного производства, общественного разделения труда, рынок. Прекрасен век, усиливший влияние человека в обществе и его власть над природой.

Приложения 1-6.