Логопедическое занятие "Звуки и буквы Г-К"

Разделы: Логопедия


Тема: Звуки и буквы Г-К.

Цели:

  • Обучение детей различать данные звуки в словах, предложениях на слух, правильно обозначать данные звуки буквами на письме.
  • Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления.
  • Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
  • Обогащение и дальнейшее расширение словаря по теме «Ягоды».
  • Коррекция, дальнейшее совершенство лексико-грамматического строя: согласование прилагательных с существительными в роде.
  • Образование однокоренных слов.
  • Развитие связной речи через работу с предложениями (анализ, правила записи, деформированные предложения).

Оборудование: цветные фишки для обозначения звуков, предметные картинки, карточки с буквами Г и К.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Пальчиковая гимнастика

С веток ягоды снимаю
(левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы – ветки).
Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимает ягоды»)

И в лукошко собираю.
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать! (Считает ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.)

3. Ориентировка во времени

– Какое сегодня число?
– День недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?

Записать число в тетрадях.

4. Сообщение темы занятия

– Ребята, из ваших тетрадей при проверке я выписала несколько слов. Прочитайте их:

Берека, гнига, крустный, кустой.

– Что вы заметили?
– Кто-нибудь знает, почему так происходит?
– Какие замены произошли в словах? Какие звуки обозначают эти буквы?
– Сформулируйте тему и запишем ее в тетрадях.

5. Работа над темой занятия

1) Характеристика звуков по плану.

– Что общего в этих звуках?
– Как образуются эти звуки?

2) Развитие фонематического слуха

а)  Повторить за учителем: (тактильный контроль)

га-га-ка        ка-га-ка
ка-га-га        га-ка-га

б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу:

Галина – калина
Гол – кол
Горка – корка
Игра – икра

в)  Подберите рифму:

Очень зелены, густы
В нашем садике … (кусты).

Зреет красная калина,
Соберет ее … (Галина).

Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке … (кости).

г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: согнул, приказ, густой, клюква, морошка, голубика, клубника, ветка, крыжовник, княженика, шиповник, брусника, черника, ягоды.

д)  Графический диктант:

глубокий, круглый, грелка, колокольчик, костяника, заголовок.

Разделить слова на слоги. Слоги обозначить черточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Г или К.

Образец:  голубика – г_   _   _  к_.

е) Соотнести таблички с названиями ягод с изображениями на картинках. Картинки на доске.

3) Звуко-буквенный анализ слова ягоды.

4) Образовать однокоренные слова:

  • Назовите ягоду ласково. (Ягодка)
  • Человек, который любит собирать ягоды. (Ягодник)
  • Если пирог с ягодами, то какой он? (Ягодный)

Записать слова на доске. Выделить общую часть.

6. Физкультурная пауза

Услышите название ягоды, наклонитесь за ней; а если другое слово – поднимаете руки вверх: клюква, морошка, земляника, листок, клубника, корень, рябина, ветка, калина, гроздь, черника, кисть.

Зарядка для глаз.

7. Формирование лексико-грамматического строя речи.

– Знаете ли вы, чем полезны ягоды? (Много полезных веществ. Из черники даже делают лекарство для глаз).
– Что из них можно приготовить? (Повидло, джем, компот, желе, кисель, варенье, карамель, пюре, мармелад).

Устно:

Компот из малины – малиновый компот
Желе из малины –
Пастила из вишни –
Напиток из земляники –

Письменно:

Джем из клубники –
Варенье из брусники –
Морс из клюквы –

– Что мы составили?  (Словосочетания). Составить устно 2 – 3 предложения с этими словосочетаниями.

8. Формирование связной речи

1) Записать под диктовку после предварительного анализа:

Огнем горят гроздья калины.

Подчеркнуть букву, обозначающую звонкий звук, двумя черточками, обозначающую глухой звук - одной.

2) Составить предложения по опорным словам.

а) Снегири, клевать, рябина, ягоды.
б) В, полки, на, погребе, стоят, компотом, с, банки.

9. Итог занятия

– Какие два способа проверить звонкость – глухость согласных?
– Какое слово «лишнее»?

  • Голубика, клюква, костяника, клубника. (Голубика)
  • Брусника, рябина, шиповник, морошка. (Рябина)

– Назовите ягоды, в которых 2 звука К (крыжовник, клубника, костяника, клюква).