Легенды Нового Завета в поэзии (образы Иисуса Христа и Девы Марии)

Разделы: МХК и ИЗО


Чтец: Вторая часть Библии - Новый Завет, многими идеями тесно связанный с Ветхим Заветом, но и значительно отличающийся от него.

Ветхий Завет сложился в основном до нашей эры на основе культов древнего Израиля и Древней Иудеи, а Новый Завет создавался как христианское учение. Известная суровость и жестокость Ветхого Завета контрастирует с Евангелистской Библией (Четыре Евангелие Нового Завета), где в центре - Милосердный Христос.

Его образ вызывал и вызывает особый интерес. Он настолько многолик и противоречив, что даже в богословной литературе у толкователей нет единодушия.

Чтец: По-разному осмыслили эту личность и такие духовные титаны, как Гете, Байрон, Лев Толстой, Федор Достоевский. Вернее сказать, что у каждого человека существует свое восприятие Христа, у каждого – Свой Хpистoc.

Чтец: Начнем с Рождества Христова. Евангелие рассказывает, что пастухи, стерегущие свои стада в окрестностях Вифлеема и Иерусалима, заметили на востоке свет новой звезды. Именно эта звезда и, услышанная весть о рождении чудесного младенца, которому предназначено было стать Спасителем мира, вела волхвов в Вифлеем.

Чтец: «... Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними...» Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Mapиею, Матерью его, и, пав, поклонились ему, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну.

Чтец: А вот поэтическое воплощение этого библейского сюжета:

Борис Пастернак «Рожественская звезда» (отрывок)

Чтец:

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы:
- А кто вы такие? – спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы
Пришли вознести Вам обоим хвалы.
-Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выделенной водоводной колоды.
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстие скалы.
Онспал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Кaк гостья, смотрела звезда Рождества.

Чтец:

Кто плачет здесь?
На мирные ступени
Всходите все - открытые врата.
Там - в глубине – Мария ждет молений,
Обновлена рождением Христа.
Скрепи свой дух надеждой высшей доли,
Войди и ты, печальная жена,
Твой милый пал, но весть в кровавом поле,
Весть о любви – по – прежнему ясна.
Здесь места нет победе жалких тлений,
Здесь все – любовь. В открытые врата
Входите все. Мария ждет молений,
Обновлена рождением Христа.

Чтец: Иисус Христос, став Учителем народов, проповедовал христианское учение и творил необычайные чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых, превращал воду в вино, ходил по воде… Все подчеркивает его исключительность. Он был мудр, знал жизнь, изъяснялся притчами, пословицами, поговорками, несущими в себе народный опыт. Так в притче о бесплодной смоковнице Иисус учит терпению и милосердию, нужно ждать плода и заботиться о появлении его даже тогда, когда всякая надежда уже исчезла.

Чтец: Борис Пастернак «Чудо»

Он шел из Вифинии в Иерусалим.
Заранее грустью предчувствий томим...
И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшой толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.
И так углубился Он в мысли свои,
Что в поле в унынье запахло полынью.
Все стихло, один Он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.
Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветви да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?
Я жажду и алчу, а ты - пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».
По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу,
Смоковницу испепелило дотла.
Найдись в то время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели бвмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятении, тогда средь разброда Оно настигает мгновенно, врасплох.

Чтец: Вспомним картину итальянского художника эпохи высокого Возрождения Тициана «Кающаяся Магдалина». Раскаявшаяся грешница, которую спасла вера Иисуса Христа и из которой «вышли семь бесов».

«И вот женщина, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром,

И ставши позади ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и поцеловала ноги Его, и мазала миром».

Чтец: Мария Магдалина будет первой (по Евангелисту Иоанну), кто увидел воскресшего Иисуса Христа. Вера ее в Его воскрешение и Его будет стольсильной, что этой верой она воодушевит и других.

Презентация «Репродукции» слайд №1.

Чтец: Марина Цветаева «Магдалина»

О путях твоих пытать не буду, Милая, ведь все сбылось.
Я был бос, а ты меня обула
Ливнями волос
И слез.
Не спрошу тебя, какой ценою
Эти куплены масла
Я был наг, а ты меня волною
Тела, как стеною.
Обнесла.
Наготу твою перстами трону
Тише вод и ниже трав.
Я был прям, а ты меня наклону
Нежности наставила, припав.
В волосах своих Мне яму вырой,
Спеленай меня без льна.
Мироносица! Кчему мне миро?
Ты меня омыла,
Как волна.

Чтец: Слава Иисуса Христа быстро распространилась среди народа, что вызвало опасения у его врагов, фарисеев и первосвященников. Они были богачами, вельможами, хозяевами жизни, и нужен ли был им Мессия (Царь) - защитник бедноты, проповедовавший безграничное человеколюбие и внушавший людям идею равенства и братства? Нет, не нужен. Они ополчились против Иисуса, и участь его была предрешена.

Широко известен излюбленный сюжет церковной живописи «Тайная вечерня». Например, фрески Леонардо да Винчи в Миланском соборе Санта-Мария, картины Рубенса и Николая Ге.

Презентация «Репродукции» слайд №2 - 4.

Чтец: Это последняя трапеза Христа с учениками, после которой Он сказал, что будет предан одним из учеников. Все четыре Евангелия Нового Завета рассказывают об этом.

Приложение. Музыка. А.Львов «Вечери твоея тайныя».

Чтец: В Евангелии от Луки сказано: «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним...

И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «Сие естъ Тело мое, которое за вас предается, сие творите в Мое воспоминание».

Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть Новым Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.

И вот, рука предающего Меня со Мною за столом».

Впрочем, сын Человеческий идет по предназначению, но горе томучеловеку, которым он предается.

Чтец: Как мы знаем, Иисуса Христа предает его ученик Иуда Искариот за тридцать сребников. Не вынес Иуда угрызений совести, узнав о смертном приговоре Иисусу, и удавился на суку саксаула. Днем его тело клевали хищные птицы, а ночью терзали гиены, приходившие из пустыни.

Легенда легла в основу стихотворения «Тайная вечеря» поэта серебряного века Осипа Мандельштам. Трагизм стихотворения усугубляется тем, что его содержание накладывается на картину разрушения храмов в 30-е годы.

Чтец: Осип Мандельштам «Тайная вечеря»

Небо вечери в стену влюбилось –
Все изрублено светом рубцов,
Повалилось в нее, осветилось,
Превратилось в тринадцать голов.
Вот оно - мое небо ночное,
Пред которым как, мальчик стою:
Холодеет спина, очи ноют,
Стенобитную твердь я ловлю -
И под каждым ударом тирана
Осыпаются звезды без голов:
Той же росписи новые раны
Неоконченной вечности мгла…

Чтец: Иисус Христос сознательно принял «крестную муку»… По библейской легенде Он, сын Бога и земной женщины Марии, был призван исполнить высочайший долг: искупить своей гибелью грехи человечества и тем самым, возможно, спасти и все будущее людей.

Чтец: Английский поэт II - ой половины XVI века, начала XVII - го веков, блестящий проповедник Джон Донн:

Чтец:

О, фарисеи, плюйте же в Меня,
Глумитесь, убивайте, проклиная!
Я так грешил!... А умирал, стеная,
Он, что в неправде не провел ни дня!...
Я б умер во грехах, себя виня
За то, что жил, всечасно распиная
Его, кого убили вы, не зная,
А я - Его заветов не храня!...
О, кто ж Его любовь измерить может?
Он - Царь царей - за грех наш пострадал!
Иаков, облачившись в козьи кожи,
Удачи от своей уловки ждал,
Но в человечью плоть облекся Бог –
Чтоб, слабым став, терпеть он муки мог!...

Чтец: Для верующих и не верующих людей, каких бы точек зрения ни придерживались они на личность Христа, Он остается символом добра, мудрости, справедливости, жертвенности, святости, веры.

Чтец: Ещеодно стихотворение английского поэта Джона Донна:

Чтец:

Что, если Страшный Суд начнется вдруг
Сегодня ночью? ... Обрати свой взгляд
К Спасителю, что на кресте распят:
Как может Он тебе внушать испуг?
Ведь взор Его померк от смертных мук.
И капли крови на челе горят...
Ужели тот тебя отправит в ад,
Кто и врагов своих простил, как друг!?
И как, служи земному алтарю,
Мне уверять любимых приходилось,
Что строгость - свойство безобразных, милость -
Прекрасных,- так Христу я говорю:
Уродливы - нечистые созданья,
Твоя ж краса - есть признак состраданья.

Приложение. Музыка. А.Астафьев «Христос Воскрес»

Чтец: Бальмонт «Один из итогов»

В конце концов, я твердо знаю,
Кто мы, что мы, где я, в чем я.
Всю неразрывность принимаю,
И вся Вселенная - моя.
Я знаю все ее стихии,
Я слышал все ее слова.
И здесь являясь не впервые,
Моя душа опять жива...
Я знаю все. Но есть забвенье.
И страшно - сладко мне забыть.
И слушать пенье, видеть звенья,
И ненавидеть, и любить.
Моя заманчивая доля -
Быть вольным даже и в цепях.
О, да, я воля, воля, воля,
Я жизнь, я смерть, я страсть, я страх...
Но в должный миг припоминанье
Пронзай внезапно темноту.
И приведет меня скитанье
К весеннеликому Христу ...
Кто говорит, что Он - распятый?
О, нет, неправда, Он не труп,
Он юный, сильный и богатый,
Сулыбкой нежной свежих губ.
Он так красив, так мудр, спокоен,
Держа все громы в глубине.
Он притягателен и строен,
И вечно нас ведет к весне...

Приложение. Музыка. «Аве Мария»

Чтец: Афанасий Фет «Аве Мария»

Чтец после чтения называет автора стихотворения.
Аве Мария - лампада тиха,
В сердце, готовы четыре стиха:
Чистая Дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица! не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Аве Мария - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

Чтец: Пресвятая Дева Мария - та, которая подарила миру Иисуса Христа. Ей поклоняются, ее называют Святой, «Владычицей небесной», «Госпожой Вселенной», «Девой – Матерью». Ее образ вдохновил и кисть художников, и творчество композиторов, и музу поэтов. Она воплощение «вечной женственности», рождения и смерти, начала и продолжения жизни, охранительница очага и устроительница грядущего людского счастья. Мария - Женщина, Мать, Мадонна - символ всепобеждающей любви.

Чтец: Афанасий Фет «К Сикстинской Мадонне»

Вот Сын ее - тайна Иеговы -
Лелеем Девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками.
На воздухе нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.
Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о, Дева! не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога
Такой тебе, Рафаэль, вестник Бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный:
Царицу жен - царицею небесной!

Презентация «Репродукции» слайд № 5.

Чтец: А.С.Пушкин «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель -
Она с величием, Он с разумом в очах-
Взирали кроткие, во славе и в лучах,
Один, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец.

Чтец: Прекрасными стихами А. С. Пушкина заканчивается рассказ о Великой, Вечной и Мудрой Книге - Библии, обращение к которой духовно обогатит человека и, возможно, поможет найти ответ на извечный вопрос человечества: Зачем?

Чтец: Константин Бальмонт «Зачем?»

Господь, Господь, внемли, я плачу, я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем ты даровал мне душу неземную -
И приковал меня к земле?
Я говорю с тобой сквозь тьму тысячелетий,
…Я говорю тебе, творец,
Что мы обмануты, мы плачем, точно дети,
И ищем: где же наш Отец?
Когда б хоть миг один звучал твой голос внятный
Я был бы рад сиянью дня,
Но жизнь, любовь и смерть - все странно ,непонятно,
Все неизбежно для меня.
Велик ты, Господи, но мир твой неприветен,
Как все великое, он нем,
И тысячи веков напрасен, безответен
Мой скорбный крик: «3ачем? 3ачем?»…