Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

Разделы: История и обществознание


Цели: 

  • в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о выборах, упрочить активную гражданскую позицию граждан РФ через повышение явки избирателей на избирательные участки 14 марта 2004 года;
  • стимулировать явку на выборы учащихся Кубани, обладающих активным избирательным правом;
  • инициировать домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся еще не обладающих активным избирательным правом.

Критерии: 

  • Неформальный интерес учеников и студентов.
  • Новизна информации.
  • Активный диалог с классом, аудиторией.
  • Побудить желание у слушателей после урока или лекции обсудить тему в кругу близких, знакомых, приятелей и родственников.
  • Желание пойти вместе с родными или близкими на избирательные участки.

План:  

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Аргументы в пользу участия в выборах
  4. Заключение
  5. Неформальное домашнее задание. «Как я буду обсуждать дома предстоящие выборы и как мы вместе пойдем на избирательный участок».

Ход мероприятия

I. Вводная часть

Имеем право мы иметь права,
но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
мы очень многое обязаны. 

История выборов в России

История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII в., – варяжского князя Рюрика – предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а объединенного политического решения объединенных славянских и финских племен.

Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан.

С образованием Российского государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган было не нужно. Но ей нужен был другой институт на смену вечу и взамен ему: сословно- представительный орган, который поддерживал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институт и явились земские соборы. На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Земские соборы просуществовали в России менее 150 лет: первый был созван Иваном IV Грозным в 1549 г., последний – в 1683-1684 гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, окольничими, дворецкими, казначеями) и военнослужилыми людьми (воеводами, княжатами), то в 1653 г. на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь кроме широко представленных высших должностных лиц и военно-служилых сословий присутствовали купечество и простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства – так называемый «Освященный Собор».

Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые вновь появляются уже в XX веке.

Государственная дума России 1906-1917 г.

В отличии от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название – Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).

II. Основная часть

а) Конкурс “Всякая всячина”

8 вопросов, 5 минут. Ответ 1 – балл.

  1. правовой институт, не входящий в систему гражданского права: наследственное право, интеллектуальная собственность, гражданство, право собственности.
  2. форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России.
  3. кто является главой РФ.
  4. какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
  5. чем по национально-государственному устройству является Россия?
  6. отдельный гражданин как субъект гражданского права.
  7. носитель суверенитета и единственный источник власти в России.
  8. условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами.

б) Конкурс “Печатаем на машинке”

Раздаются планшеты с буквами.

Ведущий предлагает слово, участники по очереди хлопками воспроизводят его. (Предполагаемые слова: право, выборы, ответственность, свобода, закон, партия, президент и др.)

в) Продолжить предложение …

  1. Высшей ценностью в РФ является… (человек, его права и свобода)
  2. Линкольн сказал: ”Демократия – это власть народа, избранная народом, для… (народа)”
  3. Наиболее демократичным орган власти Древнерусского государства… (вече)
  4. Устойчивая связь гражданина с государством называется… (гражданство)

г) Что здесь лишнее: 

Конституция           Президент          Брак
Право   Власть    
Суверенитет   Избиратели    

д) Конкурс “События» 

Узнай, о каком событии идет речь в этом отрывке:

“Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия в 1893 г. ЕЕ примеру последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., а Россия только после революции в 1927 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в 2 голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., Швейцария 1971 г. Так что же произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?”(Женщины получили равные права с мужчинами).

е) Конкурс “Ценности демократии” 

Необходимо построить дом. Этот дом необычный. Он состоит из ценностей демократии. Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии и вписать их на плакат с изображением дома.

Предлагаемые понятия: 

Толерантность          личностная ориентация
Консенсус   индивидуальность
Анархия   ясность правил
Компромисс   условия для реализации
Свобода   монархия
Политика.    

ж) Брейн-Ринг 

  1. Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. Какую с каким? (“Одному бублик, другому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика”.)
  2. Парламент этой страны до сих пор голосует, “выходя в двери”: если “за” – выходят в одну дверь, “против” – в другую. Назовите страну. (Англия.)
  3. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишится паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)
  4. Этот распространенный в наши дни документ дословно переводится с французского как “выход в порт”. Что это? (Паспорт, passer –выходить и port- порт. Первоначально это было”удостоверение на право судна пройти в гавань и отплыть из нее”. Паспорта в Западной Европе выдавали капитанам дальнего плавания как свидетельство того, что корабль не пиратский, а принадлежит и служит определенному государству.)
  5. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта “равенство”, вместо дамы – “Свобода”, вместо короля “Гений”, а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?(”Закон”.)

III. Аргументы в пользу участия в выборах

IV. Заключение