Интегрированный урок русского языка и МХК "Русский офицер и художник Павел Андреевич Федотов"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством Федотова;
  2. представить офицера, живописца П.А. Федотова как разносторонне развитого человека своего времени;
  3. доказать значимость образа Федотова для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании;
  4. формировать представление о русском офицере как разносторонне развитой личности;
  5. развивать умение создавать текст заданного типа (рассказ), уместно использовать изобразительные средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис и др.), соблюдать нормы русского языка;
  6. совершенствовать умение находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составляя описание внешности с учётом его психологического состояния;
  7. совершенствовать умение видеть тематические переклички: произведения А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя и картины Федотова.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация Power Point, репродукции картин Федотова, учебники «Русская речь: развитие речи. 8 класс».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя русского языка (цели и задачи интегрированного урока, представление коллег-соавторов проекта)

- Кто же такой Павел Андреевич Федотов? Чем он может быть интересен вам, кадетам? Рассказать о нём готовы ваши товарищи и учитель МХК.

II. Рассказ о жизни и творчестве П.Федотова сопровождается презентацией.

1. Вступительное слово учителя МХК. Федотов Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи. (Слайд 1-2, приложение 1). Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Сказать, что жили они бедно — значит ничего не сказать, детство будущего художника протекало в страшной нужде. «Запас наблюдений, сделанных мною в самом начале моей жизни, — вспоминал позднее сам Федотов, — составляет… основной фонд моего дарования». Отец художника мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях. Одиннадцати лет от роду был определен в воспитанники первого московского кадетского корпуса. (Слайд 3, приложение 1)

2. Слайд 4, приложение 1. Историческая справка об истории возникновения кадетских корпусов (Сообщение 1-го ученика. (См. Приложение 2))

3. Учитель МХК

- Каким же был Павлуша Федотов кадетом? Как жилось первым кадетам? Вот что удалось найти об этом периоде жизни Федотова вашим товарищам.

4. Слайд 4, приложение 1. Федотов – кадет (сообщение ученика 2).

Одиноко и тревожно было Павлуше в тот первый вечер, когда он вместе с другими кадетами шел по длинным коридорам, залу, лестнице в дортуар, где тесными рядами стояли одинаковые железные кровати, покрытые серыми суконными одеялами. Правда утешал немного темно-зеленый мундир с блестящими медными пуговицами, с красным воротником и обшлагами, с белыми погонами.

В шесть часов утра загремел барабан, и раздалась команда «Вставать!» начался первый день жизни в корпусе. Начался первый день жизни в корпусе. Он был здоровый, веселый, общительный мальчик и скоро привык к корпусной жизни. По утрам вместе со всеми бежал в умывальную комнату, чистил ваксой сапоги, начищал тертым кирпичом пуговицы, затягивал ремень, пригонял военное снаряжение, скудно завтракал – в корпусе кормили плохо.

В 9 часов начиналось учение в классах; с 12 во дворе корпуса шло военное фронтовое учение. Младших учили маршировке, выправке, учили отдавать честь; старшие проходили правила строевой службы, учились ружейным приемам, артиллерийскому делу, несли караулы. После фронтового учения обедали, потом с трех до шести снова учились в классах; от шести до восьми часов отдыхали и после ужина ложились спать.

Нравы в корпусе были суровые, воспитанников часто наказывали, секли немилосердно, за малейшую провинность запирали в карцер. Но Павла Федотова за время пребывания в корпусе не секли ни разу - учился он блестяще, все схватывал быстро, легко, был очень трудолюбив, усидчив.

Рисование в корпусе преподавал хороший учитель. Кадета Федотова он считал очень способным, но в журнале всегда отмечал очень ленивым. А Федотов не ленился. Он просто предпочитал за булку к чаю вместо своих рисунков доделывать рисунки товарищей. Рисовать он любил и с первых лет жизни в корпусе пристрастился рисовать портреты, карикатуры на товарищей, учителей. И портреты, и карикатуры получались всегда очень похожи; товарищи смеялись, но обижались редко, потому что самые смешные карикатуры он рисовал на себя.

По воскресеньям воспитанников отпускали домой, и почти всегда кто-нибудь потихоньку приносил новую книгу. Только что вышедшую книгу. Это были книги, Пушкина, Грибоедова, Гоголя, читали также и запрещенную литературу.

5. Учитель МХК.

- В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному обычаю, внесено на почетную мраморную доску в актовой зале корпуса. П.А. Федотов окончил корпус в звании прапорщика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт-Петербург. Слайд 5, приложение 1.

6. Слайд 6, приложение 1. Из истории Финляндского лейб-гвардии полка (Сообщение ученика 3).

7. Учитель русского языка.

- Припомните наши уроки литературы. Кто мечтал о службе в гвардии, разгульной офицерской жизни?

Петруша Гринёв, герой произведения Пушкина «Капитанская дочка».

- А каких офицеров-гвардейцев рисует Пушкин в «Капитанской дочке»?

Швабрин за «смертоубийство» человека на дуэли отправлен служить в отдалён-ный гарнизон, он лжив, готов опорочить честь девушки, не пожелавшей выйти за него замуж, угрозами добивающийся её согласия. Эти и Зурин, «обучивший» Петрушу «жизни офицера»: пить и играть в бильярд.

8. Учитель МХК.

- Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел, пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера. Павел Федотов проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. (Слайд 7, приложение 1). Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. (Слайд 8, приложение 1) Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни. Свободные вечера обычно проводил в семье своего приятеля Павла Родивановского, сестры которого любили музыку и пение. У Федотова был чудесный голос, он хорошо играл на гитаре, на флейте, писал стихи, умел с самым серьезным видом рассказывать всякий смешной вздор. Человеком он был одаренным и талантливым во многих сферах искусства. Интересен случай из жизни художника.

9. Cлучай из жизни художника (сообщение ученика 4).

10. Слайд 9, приложение 1. Встреча с великим князем (сообщение ученика 5).

11. Учитель МХК.

Слайд 10, приложение 1. Года через три - четыре службы в полку, получив разрешение начальства, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы. Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж.

12. Великие люди в жизни Федотова (Сообщение 6 ученика).

13. Учитель МХК.

- Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником? Испытывая неодолимое влечение к искусству, он выходит в 1844 в отставку в чине штабс-капитана. В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. (Слайд 13, приложение 1) Cначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи.

Каким образом произведения Федотова попали на глаза баснописцу Крылову неизвестно, но он сразу же уловил суть дарования художника-военного и даже написал ему письмо с призывом оставить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта». Так Федотов и поступил. Письмо это вдохнуло в Федотова новые силы, он с удвоенной энергией принялся за работу. Рисовал он везде — дома и на улице, в департаменте и на рынке… Крылов оказался прав — наблюдательность художника, острота его критического взгляда позволяли ему схватывать самую суть события, сатирически изображая неприглядную действительность.

Художник удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение: «Поздравляю вас, вы меня обогнали!» (Слайд 14) Брюллов сделал все, чтобы их автор получил звание назначенного в академики и денежное пособие для создания программной работы. Такой работой стало «Сватовство майора», единогласно одобренное Советом Академии, присвоившим Федотову звание академика. Впервые выставленная на академической выставке 1849 г., картина вызвала необычайный интерес публики, а критики вострубили о рождении нового жанриста.

14. Полотна Федотова (Сообщение 7-го - 10-го учеников).

III. Учитель русского языка. Подготовка учащихся к сочинению-рассказу по картине Федотова «Свежий кавалер» (Упражнение №228)

1) Вступительное слово учителя русского языка.

Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846г.) — сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. (Слайд 19, приложение 1). Федотовский «герой», как считает искусствовед Т.Карпова, «весьма распространённый в России тип «домашнего деспота», который вынужден везде за пределами своего домашнего круга гнуть спину, пресмыкаться, терпеть унижения начальства. И только дома, среди своих домочадцев, он может выпрямиться, отомстить за все обиды и оскорбления.

На полотне представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и молодой женщиной, его кухаркой. Герой картины - заспанный, неряшливо одетый в рваный халат человек со свежеполученным орденком на груди. Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу, и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. Выставленная вперед нога, надменный взгляд, гордо поднятая голова… Он прямо-таки раздулся от гордости и чванства, и его совершенно не смущает, что облик его — в папильотках и несвежем халате — несколько не соответствует традиционному представлению об античном герое.

В комической сценке знаменитый критик Владимир Стасов усмотрел трагическое и даже страшноватое содержание: «Он свиреп и безжалостен, — пишет он о главном герое, — он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди».

Однако сам Федотов все же не так однозначно относился к своему произведению. Да, он резко высмеивает своего героя, но в то же время в чем-то оправдывает и жалеет его. Во всяком случае, сохранилось письмо Федотова графу Мусину-Пушкину: «…не естественно ли, что там, где постоянно скудность и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь».

2) Беседа с учащимися, направленная на мотивацию предстоящей творческой работы.
Учитель русского языка:

- Картина имеет и другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест». Сравните эти два названия, подумайте, какое из них отражает отношение автора к своему герою? Поясните, как вы понимание название картины «Свежий кавалер»?

- Кавалер – человек, награждённый орденом; свежий кавалер – только что получивший награду, вновь испечённый.

- Какова цель художника?

- Высмеять высокомерие, мнимую величественность, духовное убожество чиновников того времени.

- Вы уже знаете, что интерьер является одним из приёмов характеристики человека. (Слайд 20, приложение 1) А.И. Куприн, замечательный писатель, а в прошлом кадет и офицер, сказал так: «Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков». С неменьшим смыслом можно, пожалуй, сказать: «Покажи мне твоё жильё, а я определю твои привычки, твой характер». Как же характеризует хозяина его жилище?

- Маленькая полутёмная комнатка, возможно, чердачное помещение – хозяин беден, а чем выше жильё, тем оно дешевле.

- Старая, разномастная мебель подчеркивает его бедность.

- Рваный грязный халат тоже яркоё свидетельство нищеты.

- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Это фрагмент картины – сам «герой дня». Как художник убеждает нас в душевной нищете чиновника? (Слайд 21, приложение 1)

- Стоит, важно оттопырив нижнюю губу, задрав нос, гордо указывает на орден, прикреплённый к … рваному халату!

- Пола старого халата задрапирована на манер древнеримской тоги.

- Смешно видеть гордую позу, папильотки на голове и полный разгром в комнате.

- Что добавляет к сказанному слайд 22 (приложение 1)?

 - На столе и щипцы для завивания волос, и куски колбасы на газете, и зеркало, и бутылки.

- Лопнувшая струна на гитаре и осколки посуды на полу среди рыбьих костей дают представление о вчерашней попойке.

- Слайд 23, приложение 1. Это прислуга, возможно, кухарка. Как этот образ соотносится с образом главного героя?

- Это молодая, аккуратно одетая женщина. Судя по одежде, из крестьян. Она насмешливо суёт «важному господину» прохудившиеся сапоги: «Чем тратить деньги на вино, сходили бы к сапожнику!»

- В комнате грязно, а девушка опрятно одета. Скорее всего, она не часто бывает у героя картины, ему нечем платить, потому так и грязно.

- Аккуратно одетая работница противопоставлена задравшему нос чиновнику – босому, в драном халате.

- Нам с вами предстоит написать не просто сочинение-описание картины Федотова, а рассказ по картине. Какой диалог вы слышите, глядя на героев?

***

- Гляди, глупая баба, крест! Орден, значит!

- Ай, удивили! А на службу босиком пойдёте?

***

- Весело же вы погуляли, как я вижу! Мне и до вечера не убраться одной!

- Что ты понимаешь, дура деревенская! Я орден получил! Гляди сюда! Крест!

- Вижу и крест ваш, и сапоги дырявые тоже вижу. Гостей хорошо накормили, а про обувку свою забыли? Они, вишь, каши просят!

- Какова композиция рассказа? Какой момент изобразил художник?

- Составьте примерный план рассказа по картине Федотова.

План

  1. Экспозиция. Чиновник – кто такой, его характер, отношение к службе, жильё.
  2. Завязка. Первый крест – хороший повод для дружеской пирушки.
  3. Развитие действия. Пирушка, превратившаяся в банальную пьянку.
  4. Кульминация. Утро чиновника и встреча с кухаркой.
  5. Развязка. Выговор на службе за опоздание или ненадлежащий вид.
  6. Идея картины.

- Не напоминает ли вам свежий кавалер кого-то из литературных героев, если да, то чем?

- Хлестаков из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» тоже хотел выглядеть значительнее, чем он есть на самом деле. Он тоже бедствовал без денег, а когда они появлялись, тратил на модную одежду, театры, игру в карты, вкусную и дорогую пищу.

- Действительно, Хлестаков и свежий кавалер во многом схожи. И Гоголь, и Федотов, создавая образы своих героев, хотели высмеять глупость, спесь, чванство, душевное убожество дворянско-чиновнического общества, стремление к лёгкой наживе разорив-шегося офицерства, «тёмное царство» купечества.

Сам Гоголь часто использовал приём «говорящих фамилий». Подумайте, как вы можете назвать героя вашего рассказа.

Важнецкий, Мордастов, Губолинский, Горлохватский.

- Как могли звать кухарку? Фёкла, Маруся, Марфуша, Матрёна, Варенька, Катерина.

- Почему вы предлагаете такие «простые» имена?

Судя по одежде, она из крестьян, а значит, её нельзя назвать Еленой, Елизаветой, Зоей, Алиной или Кристиной: так крестьянок не называли.

- Выберите один из пунктов плана и напишите небольшой текст, который станет частью вашего рассказа.

3) Творческая работа учащихся с последующим чтением. (10-20 минут)

IV. Учитель МХК (продолжение знакомства учащихся с жизненным и творческим путём художника). (Слайд 24, приложение 1) Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой и т.д., и каждый раз, изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально. (Слайд 25, приложение 1). Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный. Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекрасных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. Острое недовольство собой, кажущаяся тщетность попыток стать «настоящим художником», постоянные мысли о деньгах — все эти переживания пагубно сказались на здоровье Федотова. Сначала от постоянной работы при плохом освещении в вечернюю и ночную пору испортилось зрение, начались головные боли. Некогда веселый и оптимистичный человек, упорно шедший к достижению своей цели, веривший в свои силы, он состарился раньше срока, превратился в мизантропа. Болезненное состояние переросло в умопомешательство. Друзья поместили художника в частную лечебницу для душевнобольных, а государь пожаловал 500 рублей на его содержание. Но все было тщетно, болезнь прогрессировала, и в 14 ноября 1852 г. художника не стало. Ему было всего тридцать семь лет.

V. Подведение итогов

Учитель МХК

1. К слайду 26 (приложение 1). Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо - «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество. Слайды 27-30 (приложение 1). «Из творческого наследия» - просмотр картин.

2. Мини-опрос. Ответьте на предложенные вопросы. Слайд 31, приложение 1.

VI. Рефлексия

Учитель русского языка предлагает задания, которые помогут учащимся осмыслить свою деятельность на уроке.

Задания.

  1. Продолжите предложения:
  2. Ответьте на вопрос: «Что полезного для себя, для своей жизни ты узнал в ходе этих уроков?»

Из ответов учащихся:

Меня удивило, что Федотов был кадетом, как и я. Он умел не только хорошо рисовать, но и учиться. (кадет Абрамов А.)

Меня заинтересовало, как Федотов учился в кадетском корпусе, что окончил его лучшим учеником. Его нередко ругал учитель рисования за то, что рисунки кадета Федотова часто были незавершенны, потому что он помогал своим товарищам за булочку к чаю. (кадет Хабаров И.)

Я не ожидал, что русский офицер мог быть настолько талантлив: Федотов имел хороший голос, сочинял стихи, прекрасно рисовал. Я не думал, что для офицера это так важно. Жизнь Федотова убедила меня в необходимости развивать свои таланты, потому что русский офицер не может быть тупым служакой. (вице-младший сержант Чемерис М.)

Я заинтересовался тем фактом, что Федотов, будучи сыном очень бедного отставного офицера, благодаря своей отличной учёбе в Кадетском корпусе смог стать офицером престижного лейб-гвардейского полка. Я не думал, что в те времена образованию офицера придавали такое значение. (зам.ком. взвода Морозов И.)

Я увидел художника Федотова очень мужественным человеком: он ради искусства бросил службу, которая давала ему и возможность сделать карьеру, и обеспечивала материально. (кадет Кондратьев М.)

VII. Домашнее задание (по выбору):

МХК (в течение недели):

  1. Подготовьте небольшое сообщение о картинах Федотова, о которых не упоминалось на сегодняшнем уроке.
  2. Подготовьте сообщение «Известные русские художники и композиторы - кадеты и офицеры».

Русский язык (к следующему уроку ):

Сочинение-рассказ по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер».

 (Упр. 228, учебник «Русская речь: Развитие речи. 8 кл. / под ред. Е.И. Никитиной. – М.: Дрофа, 2004. – 151 - 152с.)