Синтез искусств – особенная черта культуры ХХ века. Диалог живописии и музыки (В.Кандинский – А.Шёнберг)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


"А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?"
В.В.Маяковский

Цель:

  • формировать представления обучающихся об абстракционизме в живописи В.Кандинского и модернизме в музыке А.Шенберга как о синтезе искусств;
  • мотивировать к дальнейшему самостоятельному освоению искусства XX века;
  • создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискуссии);
  • включить каждого учащегося в те виды деятельности, которые более всего соответствуют природе его мышления и его способностям.

Урок предполагает групповую форму работы с целью самостоятельного прочтения обучающимися произведений В.Кандинского "Впечатление. Концерт III"; "Импровизация VII".

Класс организуется в четыре группы. Каждая группа получает тексты с расшифровкой системы первоэлементов (Точка; Прямая; Плоскость; Цвет), благодаря которым, мы сможем понимать творческий почерк художника.

Задача каждой группы: составить частное определение для создания общей картины и, таким образом, прийти к совместному пониманию произведения.

Учитель:

2 января 1911 года в Мюнхене состоялся концерт Арнольда Шенберга, который признан историческим. Звучали: Первый и Второй струнные квартеты и три пьесы для фортепиано. Концерт назвали хулиганским. Это было начало АТОНАЛЬНОЙ музыки, ее премьера вызвала скандал в зале. Однако среди слушателей оказался и человек, который был потрясен новой музыкой - это русский художник В.В.Кандинский. Концерт доставил художнику "подлинную радость", как он уверяет в письме к Шенбергу: "В своих произведениях Вы осуществили то, к чему я, хоть и в неопределенной форме, так стремился:. Собственная жизнь отдельных голосов в Ваших сочинениях - это именно то, что в живописной форме пытаюсь найти я:.., "сегодняшний" живописный и музыкальный диссонанс - это не что иное, как консонанс "завтрашнего" дня".

Под впечатлением от этой необычной додекафонной музыки Кандинский создал картину "Впечатление III (Концерт)".

Обращаю внимание ребят на звучащие произведения Арнольда Шенберга - фортепианные пьесы. В дополнение сообщаю, что когда в 1911 году С.С.Прокофьев играл эти пьесы в Петербурге, в зале стоял "гомерический хохот".

Смотрим репродукцию "Впечатление III (Концерт)" и высказываем свои предположения о сюжете картины.

Вопрос к классу: Как бы Вы прокомментировали эту репродукцию? Что видите Вы?

Ответы, предположения, догадки:

Выслушав учеников, учитель может предложить известный ответ.

  • Чувства и переживания, связанные с мюнхенским концертом, претворились Кандинского в картину "Импрессия Ш" (Концерт).
  • Кандинский средствами живописи передает свои ощущения от атональной музыки.
  • Большое черное пятно в верхней части полотна напоминает рояль, на котором исполнялись те самые пьесы.
  • Пестрые пятна в нижней левой части - намек на слушателей, которых словно подхватила и уносит с собой волна музыки.
  • Слева формируется группа, стоящая в стороне и агрессивно жестикулирующая.
  • Преобладающий основной желтый тон растекается по диагонали, словно резкий звук трубы, нарастающий до невыносимой высоты.

Так встретились мастера "возрожденческого" типа: Кандинский писал стихи, играл на виолончели и фортепиано, Шёнберг занимался живописью, тоже сочинял стихи и писал либретто для своих сочинений. Сформировавшиеся в разных условиях, принадлежащие к разным национальным культурам, художник и музыкант, они провели параллели зримого и слышимого, сопоставили музыкальные тембры с красками, хотя шли к синтезу искусств по-разному.

В результате творческой эволюции Арнольд Шёнберг стал автором "беспредметной" музыки, в которой нет звуков привычного музыкального окружения человека, потому что нет объединяющего соотношения тонов с главным центром лада - тоникой. Додекафонная музыка - аморфная, диссонансная, не сразу постигается слухом, что затрудняет ее восприятие. Возникает необходимость видеть нотный текст, привлекать глаз как аналитический орган.

Важнейшей задачей для художника Василия Кандинского стали поиски новых способов выражения духовного начала в живописи. Кандинский был убежден в возможности цветного слуха, интенсивно испытав его на себе самом. Он ищет в живописи такой же, как у музыки, непосредственной силы воздействия, "способности прикоснуться к душе". Сходное психологическое воздействие в живописи мог оказать цвет. В книге "О духовном в искусстве"(1910), Кандинский провозгласил свободу художника в выборе средств, стилей и манеры. По мнению художника: "Цвет - это клавиши; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль". Он ищет аналогии между оттенками красок и окраской звуков определенных инструментов.

Свои картины Кандинский делил на три основные группы:

- ИМПРЕССИИ - фиксация прямых впечатлений от внешнего мира; "Впечатление III. Концерт", 1911;

- ИМПРОВИЗАЦИИ - отрыв, от реальных впечатлений. Здесь активную роль играют фантазии и интуиция художника: "Разговор о тайном с помощью тайного";

- КОМПОЗИЦИИ - синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Это высшая и наиболее последовательная жанровая форма абстрактной живописи (из десяти работ сохранились семь). Последняя была написана в 1939 году во Франции. Лучшими среди них считаются шестая и седьмая композиции, находящиеся в собраниях российских музеев.

Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Прелюдией к смелой абстракции художника явилось разрушение предметности. В статье "Ступени" (1918) Кандинский подчеркивал, что предметность вредна его картинам. Шенберг поддерживал Кандинского, говоря о том, что и он не мог поверить, что живопись обязательно должна быть предметной:". О себе В. Кандинский писал, что неотъемлемое качество его собственного искусства - возможность языком абстрактных форм вести разговор о внутренних, духовных ценностях.

В книге "Точка и линия" В. Кандинский выстраивает свою систему первоэлементов. К тому же и общая тенденция развития искусства вела к пересмотру средств выразительности художественного языка.

Далее предполагается работа в группах при рассмотрении следующей картины художника "Импровизация VII". Каждая группа получает текст, с кратким анализом первоэлементов живописи по Кандинскому (Точка. Линия. Плоскость. Цвет).

Задача группы: изучив содержание текста, составить предполагаемый сюжет "Импровизации VII" и прокомментировать его. Таким образом, выслушав выступления всех групп, мы выстраиваем предполагаемый ответ на вопросы: как понимать "Импровизацию" Кандинского? Что мы слышим в музыке Шенберга? Что объединяет творчество этих художников?

Для работы в группах отводится 15 минут и 3-5 минут на выступление.

А в классе звучит музыка А. Шенберга (Первый или Второй струнные квартеты).

ТОЧКА - I группа

Свой анализ первоэлементов живописи В.Кандинский начинает с точки. За основу ее характеристики В.Кандинский берет геометрическое понятие, возможно, исходя из положения Германа фон Гельмгольца, утверждавшего, что оптически движущаяся точка производит линию, а движущаяся линия в свою очередь порождает плоскость. В.Кандинский сравнивает геометрическое и живописное понятия точки: "Существует геометрическое обозначение точки через О = "origo", что значит "начало" или происхождение. В данном случае геометрическое и живописное понятия совпадают. Геометрическая точка - высшая и единственная связь молчания и слова". В. Кандинский считает, только в живописи, точка способна обрести полную свободу, начать "жить как самостоятельное существо", и ее подчинение здесь из "внешне целесообразного" переходит во "внутренне целесообразное".

Напряжение неподвижной, замкнутой в себе точки всегда внутренне сжато и сконцентрировано, поэтому ее можно обозначить как наименьшую временную форму. Количественное увеличение точек на плоскости приводит к усилению их действия и возникновению ритма, являющегося одним из сильнейших средств художественной выразительности.

"Можно всю вселенную рассматривать как одну замкнутую в себе космическую композицию, которая в свою очередь состоит из все уменьшающихся, бесконечных, самостоятельных, также замкнутых в себе композиций, состоящих из все тех же точек. Причем точка возвращается здесь к своей первоначальной геометрической сущности".

Схема анализа точки как первоэлемента живописи (по Кандинскому):

Внешний вид точки, ее величина или размер, ее границы с учетом характера края и ее внешней формы.

Соотношение величины точки с величиной и формой основной плоскости и других элементов на этой плоскости, расположение их границ по отношению друг к другу.

  • Количество точек на плоскости, их ритмическое чередование.
  • Положение точки или точек на плоскости (индивидуальное место каждой в зависимости от центра - центральное, ацентральное, свободное).
  • Расстояние в пространстве (точка удалена или приближена).
  • Соотношение цвета точки с цветом основной плоскости и других элементов на этой плоскости.

ЛИНИЯ - II группа

Если точка означает для В. Кандинского покой, то линия - внутренне движимое напряжение. "Геометрическая линия - невидимое существо. Она - след движущейся точки, ее производная, возникающая из движения в результате уничтожения высшего, замкнутого в себе спокойствия точки. Здесь совершается прыжок из статического состояния в динамическое".

Последовательно анализируя разные свойства линий, В. Кандинский обращается к их психологическому воздействию. Так он считает, что множество прямых являются лирическими, что объясняется воздействием отдельных внешних сил. Драматическое же несет в себе кроме звука передвижения, еще и звук столкновения, для чего необходимо как минимум две силы, которые действуют или сменяя друг друга, или взаимодействуя одновременно. Ясно, что второй процесс будет более бурным и от этого более горячим. Драматизация растет соответственно до тех пор, пока, в конце концов, не возникнут чисто драматические линии.

Таким образом, царство линий заключает в себе полное выражение звуков: от холодно- лирических до горячо драматических.

В. Кандинский считает, что в результате чередующегося действия двух сил появляются ломаная или угловая линия, а в результате одновременного действия двух сил - кривая линия. Прямая, ломаная и кривая линии у него вызывают ассоциации с тремя фазами жизни - "рождение", "молодость" и "зрелость". А три угла ломаной линии олицетворяют: прямой - "холодность и господство", острый - "остроту и высшую активность", тупой - "беспомощность", "слабость" и "пассивность".

Одним из видов кривой линии он считает волнообразную линию. Она может состоять из геометрических частей круга.

Третий вид линий В. Кандинский определяет как комбинированные линии. Они являются производными первых двух видов линий, т. е. прямых, ломаных и кривых.

В книге "Точка и линия", В. Кандинский характеризует высоту звучания различных музыкальных инструментов с позиции ширины, толщины линии "...очень тонкая линия у скрипки, флейты, флейты-пикколо и более толстая - у альта, кларнета. Еще более широкой линии добиваются низкие инструменты, до самых низких звуков контрабаса и трубы", называет орган "типично линейным инструментом", а рояль - "типично точечным" и т. д.

Линия:

  • Вид линии, способ ее возникновения (прямая, ломаная, комбинированная, кривая).
  • Напряжение линии, направление ее движения.
  • Ширина или толщина линии, ее границы и характер края.
  • Количество линий на плоскости, их ритмическое чередование.
  • Температура линии: вертикаль - теплая, горизонталь - холодная.
  • Характер линии (лирический или драматический).
  • Длина линии (протяженность во времени)
  • Соотношение цветов линий, основной плоскости и других элементов на плоскости.

ПЛОСКОСТЬ - III группа

Проблему плоскости картины В. Кандинский связывает с проблемой композиции, считая, что только композиция может в полной мере выразить содержание произведения.

Рассматривая выразительный потенциал плоскости, В. Кандинский одушевляет основную плоскость, называя ее вслед за точкой и линией живым существом, а художника представляет создателем этого нового существа.

Схематическая основная плоскость (ОП) ограничена двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, в результате чего она в пределах своего окружения выступает как самостоятельное существо. Художник "оплодотворяет" это существо и знает, как послушно и осчастливлено оно вмещает в себя соответствующие элементы в соответствующем порядке.

Преобладание ширины или высоты ОП обуславливает и преобладание объективного звучания холода или тепла. Накопление активных, устремленных вверх напряжений на холодной ОП (горизонтального формата) будет всегда в большей или меньшей степени "драматизировать" эти напряжения.

К другим закономерностям построения на основной плоскости В. Кандинский относит действие элементов в зависимости от расположения и места, которое они занимают относительно границ основной плоскости.

С верхом у него ассоциируется ощущение расслабленности, чувство легкости, свободы.

"Низ" действует прямо противоположно - сгущение, тяжесть, стесненность, чем ближе к нижним границам ОП, тем больше ограничивается свобода движения.

Левая сторона, движение влево является "движением вдаль", поэтому формы, направляющие свои напряжения влево "выигрывают в интенсивности и быстроте".

"Скованное движение, идущее вовнутрь вправо - движение домой". Это движение связано с определенной усталостью, и целью его является достижение покоя. Таким образом, чем ближе к правой стороне, тем слабее и замедленнее движение, тем менее значительно напряжение.

Верху, низу, левой и правой сторонам ОП он дает определения неба, земли, дали и дома.

И еще важный эффект, на который указывает В. Кандинский. Это - эффект удаленности элементов от границ и центра основной плоскости, образующейся в результате пересечения двух диагоналей и обладающей качеством наибольшей нейтральности, "равнодушия". Т.е., чем дальше форма находится от границы ОП, тем меньше ее напряжение или "близко лежащие к границам ОП формы усиливают "драматический" характер звучания конструкции. Далеко лежащие от границы ОП формы, группирующиеся вокруг центра, придают конструкции более "лирическое" звучание".

Подобный анализ напряжений, В. Кандинский считал своеобразным ключом к пониманию выразительных возможностей основной плоскости, а также смысла конструкции и композиции произведения.

Критерии анализа плоскости:

Форма основной плоскости.

Температура плоскости в зависимости от формата.

  • Расположение элементов по отношению к центру основной плоскости и в зависимости от двух главных диагональных линий (направление напряжений - центральное, ацентральное, диагональное построение).
  • Расположение элементов по отношению к краям основной плоскости (степень сопротивления границ - верх, вниз, вправо, влево).

Форма элементов, расположенных на основной плоскости (преобладание геометрических и свободных форм), и их взаимоотношения.

ЦВЕТ - IV группа

В докладе "Основные элементы живописи. Их сущность и ценность" на заседании секции монументального искусства Инхука (Института художественной культуры) в 1920 году Кандинский представил аудитории таблицу "Параллели цвета и звука".

Кроме того, Кандинский создает "психофизиологическую" теорию живописи: "Появляется на свет психическая сила краски, рождающая вибрацию души". Художник отмечает основные закономерности воздействия линий, цвета, пятен на человека.

Цвет Параллели цвета и звука Психическая сила краски, рождающая вибрацию души
белый   начало, рождение, глубочайшее молчание
черный   конец, печаль, смерть
все темное контрабас, орган (низкие тона)  
синий   углубленность, зов к бесконечности, побуждение к чистоте
синий светлый флейта  
синий темный виолончель  
зеленый в синее альт  
зеленый спокойные, растянутые тона скрипки самодовольное спокойствие
зеленый в желтое повышающиеся тона скрипки  
желтый высокое громкое звучание трубы беспокойство, наглое и навязчивое воздействие
красный сатурн упрямый, сильный звук фанфары  
красный холодный средние и низкие тона виолончели  
красный сильные звуки трубы, удары барабана беспокойство, кипение
красный к розовому свирель  
фиолетовый гобой, низкие тона фагота  
оранжевый альт (инструмент и голос), средний колокол  

Говорят, что картины В.Кандинского рождают эмоциональную музыку. Давайте еще раз всмотримся в его "Импровизацию" и, может быть, для нас прозвучит ее сокровенный смысл:

Литература.

  1. В. В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001.
  2. Точка и линия на плоскости: Соч. в 11 т. Т. 11 / Пер. Н. И. Дружковой. С. 99-254.