Урок географии с использованием электронного учебника "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия". 10-й класс

Разделы: География, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 10


Цель: выявить географические особенности полового, возрастного и национального состава населения мира.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Выявить географические закономерности полового, возрастного и этнолингвистического состава населения.
  2. Сформировать представление о религиозном составе населения мира.
  3. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами и статистическими материалами.
  4. Развивать критичность мышления
  5. Воспитывать уважение к культуре и традициям народов мира.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы учебной деятельности: лекция с элементами беседы и практической деятельностью студентов, работа с текстом учебника, картами.

Оборудование урока: политическая карта мира, атласы, справочник “Страны мира”, медиаиллюстрации, электронный учебник “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 10 класс”, медиапроектор.

План урока:

  1. Половой состав: соотношение мужчин и женщин.
  2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы.
  3. Этнолингвистический состав: сложные проблемы.
  4. Религиозный состав: мировые и национальные религии.

Ход урока.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности студентов к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Выполнение тестовых заданий (Приложение 1)

III. Актуализация ранее изученного материала

В каком из приведенных примеров идет речь о первом типе воспроизводства населения?

а) рождаемость – 32, смертность – 14;
б) рождаемость – 17, смертность – 12;
в) рождаемость – 12, смертность – 12;
г) рождаемость – 27, смертность – 10;

  • Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
  • Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?
  • Население какой из возрастных групп (0-16-дети, 16-59 – взрослые, старше 60 – пожилые люди) преобладает в каждом типе воспроизводства? Почему?

IV. Изучение нового материала

1. Особенности полого состава населения мира

Мальчиков рождается на 5 % больше чем девочек (на 100 девочек рождается 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется более высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин. Однако различия по странам мира достаточно существенны (Приложение 2).

Задание 1. На основе анализа интерактивной карты “Половая структура населения мира” заполните таблицу:

 

Страны и регионы

Преобладание мужчин

 

Преобладание женщин

 

2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы

Возрастной состав населения определяется типом воспроизводства населения.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы (рис. 14 в учебнике “Возрастная структура населения мира”):

  • дети (0 — 14 лет);
  • взрослые (15 — 64 года);
  • пожилые (65 лет и старше).

В структуре населения мира доля :

  • детей — 32%,

  • взрослых — 62 %,

  • пожилых — 6 %.

Задание 2. Проанализируйте столбчатые диаграммы на экране, которые демонстрируют возрастную структуру населения по регионам мира и рисунок 13 в учебнике “Типы воспроизводства населения мира”. Докажите с их помощью влияние типов воспроизводства населения на а его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?

Ответ:

В странах со 2 типом воспроизводства населения рождаемость опережает смертность, поэтому доля детей высока, а доля лиц пожилого возраста значительно ниже среднемирового. И, наоборот, в странах с 1 типом воспроизводства населения, доля лиц пожилого возраста выше, а доля детей ниже, так как рождаемость в этих странах низкая.

Для иллюстрации соотношения полов в разных возрастных группах используют возрастно-половые пирамиды. Возрастно-половая пирамида – это особый вид диаграмм, который графически отображает возрастную и половую структуру населения.

Задание 3. Проанализируйте рисунок 14 (стр.62 в учебнике). Объясните различие между возрастно-половыми пирамидами стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

Ответ:

В странах второго типа воспроизводства населения основание пирамиды (дети) очень широкое, а в странах первого типа – оно более узкое

Возрастная структура населения определяет размер трудовых ресурсов, которые в разных странах оцениваются по-разному.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48— 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки — 35—40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Беседа с учащимися. Вопросы:

  1. Чем объясняется существенное различие в удельном весе экономически активного населения между разными странами? Объясните характер этих различий.
  2. Какие существуют различия между странами в характере занятости населения? Чем их можно объяснить?

3. Этнолингвистический состав: сложные проблемы.

Человечество принято делить на три основные расы (демонстрация медиаиллюстраций “Расы людей”):

  • европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);
  • монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);
  • негроидную (большинство стран Африки).

Выделяют также австралоидную расу, представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии.

30% населения мира относится к промежуточным расовым группам (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы и др.). Смешение рас привело к образованию особых групп метисов, мулатов и самбо в Америке.

Этнический состав населения — это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Всего в мире насчитывается 3—4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

Беседа с учащимися.

Вопросы:

  1. Каковы особенности национального состава населения России?
  2. Как они классифицируются по языковому признаку?

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся (демонстрация слайда с диаграммами “Крупнейшие народы мира”):

  • китайцы (120 млн чел.);

  • хиндустанцы (223 млн чел.);
  • американцы США (187 млн чел.);
  • бенгальцы (176 млн чел.);
  • русские (146 млн чел.);
  • бразильцы (137 млн чел.);
  • японцы (123 млн чел.).

Более 30 млн человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки, поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются :

индоевропейская(150 народов, 2,5 млрд чел.) (слайд “Генеалогическое древо индоевропейских языков”):

  • романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский),
  • германские (немецкий, английский, голландский, идиш),
  • славянские (русский, польский, украинский),
  • индоарийские (хинди, маратхи, пенджаби),
  • иранские (персидский, таджикский) и др.;

китайско-тибетская (свыше1млрд чел. - Китае, Непале, Бутане).

К наиболее распространенным языкам относятся (слайд с диаграммой “Наиболее распространенные языки мира”):.

Задание 4. Проанализируйте таблицу (Приложение 3). Какое несоответствие вы видите в данной таблице.

Ответ:

Языки бывших метрополий являются официальными в странах-колониях. Например, английский язык является официальным в 76 странах мира, французский – в 34, испанский – в 21, португальский – в 8.

Задание 5. Определите по карте, какие народы, языковые семьи и группы проживают на материках и в частях света? (в Америке, в Австралии и Океании, в Европе, в Азии)

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.

В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные.

Задание 6. Используя текст учебника, атлас заполните таблицу (Приложение 4), вписав по нескольку примеров стран и проживающих в них народов. Сделайте вывод о размещении стран с различным национальным составом населения по регионам мира.

Одной из главных “горячих точек” после Второй мировой войны остается Ближний Восток, где не утихает арабо-израильский конфликт. Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Яркий пример — религиозные столкновения между католиками и протестантами в Северной Ирландии (Ольстер). Проблемы межнациональных отношений приводят к тяжелым последствиям, их решение одинаково важно для всех государств мира.

Задание 7. На основе текста учебника, периодической печати найдите на карте и отметьте в контурных картах горячие точки планеты, вызванные национальными конфликтами. Выявите причины появления национальных конфликтов.

Задание 8. Подумайте, что может препятствовать решению межнациональных конфликтов? Заполните таблицу.

Причины, мешающие решению межнациональных конфликтов

В развивающихся странах

В развитых странах

   

4. Религиозный состав: мировые и национальные религии

Религия – одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам.

Демонстрация анимации “География мировых религий”

После просмотра в тетрадях составляется схема “Классификация религий”.

Выступления студентов с докладами на темы:

  • Христианство
  • Мусульманство
  • Буддизм
  • Национальные религии
  • Местные верования

Доклады сопровождает наглядный материал (медиаиллюстрации, интерактивные карты)

Задание 9. На основе карт атласа заполните таблицу “Основные религии мира”

Религии

Основные районы распространения религии

Страны распространения

Христианство

Католицизм

   

Протестантство

   

Православие

   

Мусульманство

   

Буддизм

   

Индуизм

   

Конфуцианство

   

Синтоизм

   

Иудаизм

   

Местные верования

   

Задание 10. Отметьте на контурных картах страны распространения одной из мировых религий.

V. Закрепление изученного материала

  1. Выберите из предложенного списка многонациональную страну: Нидерланды, Испания, Швеция, Франция, Исландия.
  2. Для какой страны характерен перевес женщин в общей численности населения: США, Китай, Индия, Россия, Зимбабве?
  3. Для какой страны характерно преобладание мужчин: Бразилия, Россия, Египет, Нидерланды?
  4. На каких языках индоевропейской семьи говорят: англичане, бенгальцы, поляки, чехи, шведы, французы?
  5. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане, египтяне?
  6. Почему основные религии мира возникли именно в Азии?
  7. Объясните причины распространения мировых религий, и нераспространение национальных религий.
  8. Почему приверженцев местных верований много в Африке и в Латинской Америке?
  9. Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали исполнять роль религиозных центров.
  10. Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

VI. Итоги урока

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу урока, какие цели и задачи перед вами стояли. Посмотрите план урока и выясните, какие вопросы вызвали у вас наибольшее затруднение.

Рефлексия:

  1. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
  2. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

VII. Домашнее задание

В блоке самоконтроля выполнить письменно в тетради раздел “Знаете ли вы