Адаптационные уроки русского языка для учащихся-инвалидов

Разделы: Русский язык


Школа социальной адаптации детей-инвалидов №60 в г. Улан-Удэ имеет две формы обучения: надомное – индивидуальное и групповое - в классах адаптации.

В классах адаптации обучаются дети после надомного обучения или из массовой школы по направлению врачей. Состав учащихся временный и постоянно пополняется. Для детей домашних организованы уроки адаптации, которые позволяют позднее рекомендовать их для обучения в школе. Система адаптационных уроков решает не только социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями, но и, безусловно, образовательную, методическую задачи. Составлены программы адаптационных уроков по различным предметам, выбраны темы, утвержденные в начале учебного года на заседаниях методических объединений.

Учащимся выпускных классов такие уроки помогают глубже подготовиться к сдаче экзаменов, являются необходимыми дополнительным занятиями помимо самостоятельной подготовки. На уроках адаптации по русскому языку учащиеся 11 класса повторяют, систематизируют, обобщают знания по основным содержательным линиям курса, отрабатывают практические умения и навыки для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена. Учащиеся-инвалиды, не освобожденные по состоянию здоровья от сдачи экзаменов, наряду со всеми проходят государственную аттестацию в формате ЕГЭ. Перед учителями стоит важная задача – дать качественные знания по русскому языку, которые позволят нашим детям успешно поступить в высшие учебные заведения и адаптироваться в дальнейшей жизни.

Подготовка и проведение таких уроков требует от учителя знания психолого-педагогических особенностей учащихся, их уровень обученности по русскому языку, владение универсальными приемами учебной деятельности. На уроках используются информационные технологии, составляются презентации учащимися и учителями. Помимо учебников, ребята, конечно, пользуются дополнительными пособиями для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, справочной литературой и тестами-тренажерами. Готовя несколько лет учащихся к сдаче к ЕГЭ, пришла к выводу, что учебно-методическое пособие под редакцией Н. А. Сениной «ЕГЭ-2007, 2008, 2009» (издательство «Легион» Ростов-на-Дону) для подготовки к экзаменам является наиболее подходящим и рекомендую его ребятам.

Мною разработана система адаптационных уроков русского языка в 11 классе, которые имеют практическую направленность, учащиеся отрабатывают умения и навыки при выполнении тестов части А и В, написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ. На уроках ребята имеют возможность не только повторить и систематизировать учебный материал по блокам, поработать с презентациями, развивать тестовую культуру, но и , безусловно, пообщаться друг с другом, проявить себя в коллективной деятельности, высказать свои суждения и мнения, например, при разборе текстов и выявлении авторской позиции.

Предлагаю вниманию два урока на темы «Виды односоставных предложений» и «Типы сложных предложений» и презентации к ним.

Тема: Виды односоставных предложений (урок в 11 классе)

Цели урока:

- повторить строение и виды односоставных предложений;

- совершенствовать умение различать виды односоставных предложений;

- определять грамматические формы сказуемых.

- подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий в формате ЕГЭ по данной теме;

- адаптировать учащихся к коллективной деятельности, умению слушать ответы других, проводить взаимопроверку, работать в паре.

Ход урока:

1. Оргмомент (приветствие, объявление цели урока)

2. Актуализация опорных знаний:

1. Какие предложения называются односоставными?

2. В чем их отличие от неполных предложений?

3. В чем их отличие от двусоставных?

Сравните и определите тип предложения:

А) Горит в сердцах у нас любовь к земле родной. (двусост.)

Б) Одна тропка пошла влево, а другая – прямо в лес. (двусост, непол.)

В) Слышу шум падающих листьев. (односост.)

Г) Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья. (односост.)

Д) Зимним холодом пахнуло на поля. (односост.)

Е) Я по первому снегу брожу. ( двусост.)

3. Повторение темы.

1) - Какие виды односоставных предложений вы знаете?

- По какому признаку нужно их отличать?

(знать личные окончания глаголов, неопред. форму глагола)

(показать схему на слайде № 2 Приложения 1)

Существует 4 вида определенно-личных предложений:

1. с главным членом сказуемым:

- определенно-личные

- неопределенно-личные

- безличные.

2. с главным членом – подлежащим:
назывные.

2) Посмотрите на слайд № 3 Приложения 1. Определите вид предложения, объясните, в каких грамматических формах выражается главный член предложения:

1. Иду по улице нарядной. (о/л)

2. Ведут ко мне коня. (н/л)

3. Бездонную бочку водой не наполнишь.( о/л)

4. В воздухе пахнет сосновой смолой. (б/л)

5. Поздняя осень.(наз.)

6. Быть грозе великой. ( б/л)

7. Выбери себе книгу поинтереснее. ( о/л)

8. Травы скашивают рано утром. (н\л)

9. Вот парадный подъезд. (назыв.)

10. Вечерами работалось особенно хорошо. (б/л)

Могут ли односоставные предложения быть частью сложного? ( Да)

Запишите предложение, составьте его схему:

А) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым.

Б) Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо.

3) В заданиях ЕГЭ В 4 (слайд № 4 Приложения 1).

Среди предложений 15-19 найдите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) и напишите их номера.

…(15) «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. (16) Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас». (17) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (18)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем их жертвы. (19) Принимая их, мы обязаны всякий раз задавать себе вопрос: «Не отдает ли мать нам последнее?»

4) Посмотрите таблицу «Формы выражения сказуемых в безличных предложениях» (слайд № 5 Приложения 1). Вспомните грамматические формы глаголов.

  1. Безличным глаголом (Мне нездоровилось.)
  1. Личным глаголом в безличной форме (В трубе загудело.)
  1. Словами категории состояния (В саду тихо.)
  1. Инфинитивом (Быть добру.)
  1. Словом нет (Нет тебя родней.)
  1. Словами нужно, надо, необходимо и др.

4. Закрепление изученного:

1. Работа по карточкам:

Задание 1. Прочитать предложения и определить их вид, взаимопроверка по ключу на слайде №6 Приложения 1..

Задание 2. Прочитайте отрывки из стихотворений С. Есенина.

Какие виды о/с предложений вы нашли в них?

А) Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.(наз.)

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. (б/л)

Б) Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, каждого спроси – (о/л)

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси! (б/л)

В) Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет. (наз.)

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет. (б/л)

2. Работа над заданиями ЕГЭ В 4 (2008). Выполните 2 варианта.

В тексте найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное (тексты из сборника заданий для подготовки к сдаче ЕГЭ).

5. Употребление односоставных предложений в речи:

Использование односоставных предложений в коммуникативно-речевом плане обусловлено их особенностями. Каждый вид характеризуется признаками (рассмотрите таблицу):

Опред.-личн.

Неопр.-личн.

Обобщ.-личн.

Безличн.

Назывные

Лаконизм, динамич-ность, экспрессия

Динами-ность, глаголь-ность (акцент делается на действие)

Высокая степень экспрессивности, объективность суждений в СМИ

От нейтральной передачи информации до канцелярской вплоть до эмоциональ-ной

Как технич. функция (для обозначения места и времени в пьесах), так и эмоц. воздейству-ющая (как ср-во худ.описания)

6. Обобщение урока:

- Какие виды предложений мы сегодня повторили?

- В чем отличие односоставных предложений от двусоставных?

- Где чаще всего используются назывные предложения?

- Какие состояния передают безличные предложения?

- В чем их отличие от неполных?

7. Оценки.

Домашнее задание: из сборника ЕГЭ-2009 выполнить. В 4 во всех вариантах; параграф 73 повторить

Тема урока: Типы сложных предложений (урок в 11 классе)

Цели: обучающая – обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях, их строении и пунктуации;

развивающая – развивать умение определять смысловые отношения между частями

сложного предложения, развитие пунктуационных и тестовых навыков;

воспитательная– воспитывать интерес к предмету, чувство языка, лингвистическую культуру;

адаптационная – адаптировать учащихся к коллективной деятельности, умение слушать других, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Тип урока: урок обобщения знаний, умений и навыков.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

электронная презентация

таблица «Сложные предложения»

сборник ЕГЭ -2009 под ред. Н. А. Сениной (Ростов-на-Дону: изд. «Легион»).

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, объявление темы и целей урока).

2. Актуализация опорных знаний:

А) - Какое предложение называется сложным?

(В словаре лингвистических терминов дается такое определение: сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Единство и цельность СП создаются для отдельных его типов разными средствами, к которым относятся: 1) интонация; 2) союзы и союзные слова; 3) смысловые отношения между частями; 4) лексический состав (слова, указывающие на несамостоятельность частей, указательные слова и др.).

В зависимости от этих средств связи различаются три типа сложных предложений:

- Какие типы СП вы знаете?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются бессоюзными?

Б) Рассмотрите таблицу (слайд №2 Приложения 2) и приведите примеры из домашнего упражнения, объясните тип СП.

- Как называются части сложноподчиненного предложения? (главное и придаточное)

Какие виды сложноподчиненных предложений вы знаете? (с придаточными определительными, с придаточными изъяснительными, с придаточными обстоятельственными).

Посмотрите таблицу (слайд №3 Приложения 2).

В) Нарисуйте схемы каждого вида.СПП (на доске ученики рисуют схемы и приводят примеры).

[ сущ. ], (который…) – придаточное определительное

[ глаг. ], (что…) – придаточное изъяснительное

[ ], (хотя… ) – придаточное обстоятельственное.

3. Закрепление. Работа по карточкам.

А) Карточка 1. Прочитайте предложения, расставьте пропущенные знаки препинания

и определите вид придаточного.

(самопроверка по ключу на слайде № 4 Приложения 2)

- Может ли в СПП быть несколько придаточных частей? (При рассмотрении строения такого предложения, необходимо знать виды подчинения придаточных).

- В СПП с несколькими придаточными выделяются также три вида (последовательное, параллельное, однородное).

Б) Рассмотрите таблицу (слайд №5 Приложения 2) и зачитайте примеры с объяснением, а также откройте учебник на стр.343 п. 97 (под ред. Шамшина, Гольцовой «Русский язык 10-11 класс»).

Обратите внимание, что в пунктуационном правиле о постановке знаков препинания

есть примечание, в котором говорится о стечении союзов: двух подчинительных или сочинительного и подчинительного.

В) Карточка 2. Прочитайте и определите вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Прокомментируйте свой ответ.

Г) Для того, чтобы правильно определить вид подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными, надо: (посмотрите на слайд №6 Приложения 2 и запишите алгоритм действия).

1. внимательно прочитать предложение

2. определить количество частей в нем, расставить знаки препинания

3. найти главное предложение по смыслу

4. задать вопросы к придаточным частям, определить их значение, установить средства связи.

5. определить вид подчинения, нарисовать схему.

4. Выполнение заданий ЕГЭ.

В заданиях ЕГЭ по теме «Сложное предложение» встречаются такие типы заданий:

в части А – 10, 21,25, 26, 27, 28; в части В – 4,6.

Например, А 10: Определите верную характеристику одного из предложений текста.

А 21: Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении:

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора () и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги.

Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В 6. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное с придаточным цели.

(1) Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с прошлым, настоящим и будущим. (2) Книга связывает людей. (3) Объединяет людей и телевидение; это понятно. Но для того, чтобы одолеть огромное количество литературы, накопленной человечеством за века, следует от чего-то отказаться…

(Выполните задания А 21, 25, 26, 28 и В 4, 6 из варианта 10 – 1 группа учащихся; из варианта 11 – 2 группа учащихся по сборнику Сениной Н.А. Самопроверка по ключу. После проверки учащиеся называют кол-во своих ошибок. Задания, в которых ребята затруднились, комментируются учителем).

5. Обобщение.

- В чем отличие сложных предложений от простых?

- Как определить тип сложного предложения?

- Какие виды сложноподчиненных предложений вы знаете?

- Как определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными? (по алгоритму)- При выполнении каких заданий ЕГЭ вы должны знать тему «Сложное предложение»?

6. Оценки.

Домашнее задание: выполнить варианты 12, 13 часть А по сборнику, повторить темы.