Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Музыка


Цель урока: Закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, развитие творческого мышления.

Задачи образовательные: Закрепление и расширение знаний о музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Задачи развивающие: Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, артистизма, творческой инициативы, воображения.

Задачи воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки, повышение мотивации обучающихся.

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, синтезатор PSR 3000, иллюстрации музыкальных инструментов, загадки.

Музыкальный материал:

  • Аудиозаписи: Ф. Шопен Полонез A-dur, Ф. Шопен ноктюрн №2 Ми-мажор, Б. Бриттен «Путеводитель для оркестра», М. Равель «Болеро», П.И. Чайковский отрывок из Симфонии №4, К. Сенс-Санс «Карнавал животных» «Лебедь», Дж. Россини увертюра к опере «Итальянка в Алжире», С. Рахманинов Симфония №2 ми-минор (3 часть), Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада» (часть №2), П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», Дж. Россини увертюра «Вильгельм Телль».          
  • Видеозаписи: В.А. Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро», П.И. Чайковский увертюра к балету «Щелкунчик».

Структура урока:

  • Организационный момент;
  • Постановка спектакля;
  • Закрепление материала;
  • Диагностика в процессе выполнения устного задания;
  • Оценивание.

Виды деятельности обучающихся:

  • Участие в поставке спектакля;
  • Исполнение;
  • Слушание;
  • Выполнение устных творческих заданий;

Методы обучения: словесные; стимулирование музыкально-творческой деятельности; наглядно-слуховые; анализ; творческое задание; ситуации успеха.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы будем говорить о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Давайте вспомним, что такое «Симфонический оркестр»? (Обучающиеся дают ответы) Конечно, «Симфонический оркестр» – это большой коллектив музыкантов, одновременно играющих музыкальные произведение под руководством дирижера.

Но представьте, что-то вдруг случилось,
Инструменты говорить научились!

Выходят обучающиеся, участвующие в постановке спектакля (по мотивам сочинения «Кто будет исполнять музыку на празднике» М.Червоная):

  • участники постановки спектакля, в руках иллюстрации музыкальных инструментов;
  • музыкальные оформители спектакля (заранее разученные музыкальные отрывки исполняют на синтезаторе во время спектакля, аудиозаписи)

Звучит аудиозапись: Ф. Шопен Полонез A-dur.

Учитель:

Инструменты получили приглашенье на концерт.
Тут же выяснить решили, все поедут или нет.
И возник меж ними спор, кто же музыкальнее,
Кто талантливей, достойней и оригинальней.
В спор вступили духовые, голос Флейты зазвучал:

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло флейты.

Флейта: Инструмент я очень древний. Раньше делали меня
Из слоновой кости, глины, из фарфора, янтаря.
Из ореховых скорлупок и из раковин морских.
При дворе играть любили на хрустальных, золотых…
Очень долго деревянным инструментом я была,
А теперь и из метала часто делают меня.
По привычке к деревянным инструментам отношусь.
Наверху я в партитуре, этим очень я горжусь!
Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.
Мне, конечно, на концерте непременно надо быть
И божественной игрою королевство покорить.

Учитель: Тут Гобой сказал серьезно:

Звучит аудиозапись: Дж. Россини увертюра к опере «Итальянка в Алжире»

Гобой:

У меня особый звук:
Теплый, мягкий и певучий, Флейта, я твой лучший друг!
Я во Франции родился, и уж триста с лишним лет
Я играю и в оркестрах и как сольный инструмент.
С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Сам Чайковский очень много мне мелодий посвящал,
Замечательный мой голос его часто вдохновлял.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу.
Кто в оркестре самый главный? Я – настройщик-камертон.
Звук мой «Ля» перед концертом задает оркестру тон.
Мы должны поехать оба, Флейта, я везде с тобой!

Учитель: Тут Кларнет решил похвастать:

Звучит аудиозапись: С.Рахманинов Симфония №2 ми-минор (3 часть).

Кларнет:

Я – особый инструмент,
И в квартете деревянных на меня похожих нет!
Я в Германии родился двести с лишним лет назад
И беру свое начало от свирели, говорят.
И назвать меня решили светлым именем «Кларнет».
По-латински значит «ясный». Вот какой я инструмент!
По сравнению с другими все регистры у меня
По характеру и тембру очень разные, друзья.
В нижнем – звук густой и мрачный, в среднем – теплый и живой,
В верхнем – звонкий и прозрачный. Инструмент я не простой!
Все способен передать я: радость, светлую мечту,
Грусть, тоску, в любви признанье, благородство, чистоту.
Вы меня с собой возьмите, говорю я неспроста,
Чтоб в оркестре появилась яркость, сила, красота!

Учитель: Тут Фагот сказал с апломбом:

Звучит аудиозапись: Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада» (часть №2).     

Фагот:

Ну, расхвастался Кларнет!
Создается впечатленье, что других в оркестре нет.
Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!
Я в Италии родился уж давно, мне лет пятьсот.
Разновидностей фагота было много – целый род.
В виде очень длинной трубки появился я на свет.
Пополам меня сложили – стал удобней инструмент.
Я бывая самым разным: и лирическим певцом,
И оратором прекрасным, и комичным ворчуном.
Я большой и очень стройный деревянный духовой.
Меня вчетверо сложите – так удобней взять с собой!

Учитель: Туба низко пробасила:

Туба:

Уж позвольте я скажу
О друзьях моих, о медных, я их искренне люблю.

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло трубы.

Как трубы прекрасный голос! Сколько мужества в нем есть,
Силы, воли, благородства… В нем достоинство и честь!
Среди медных инструментов выше всех она звучит,
Придавая исполненью блеск и сочный колорит.

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло тромбона.

Ее родственник ближайший – удивительный тромбон.
В переводе с итальянского «трубища» значит он.
Инструмент своеобразный: есть кулиса у него –
Дополнительная трубка, нет такой ни у кого.
У тромбона сильный голос, яркий, сочный он всегда,
Героический нередко и зловещий иногда.

Звучит аудиозапись: П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

А валторна!.. Как улитка, труба скрючена в кольцо.
Рог охотничий, считают, ей приходится отцом.
Если б кто-нибудь валторну вдруг сумел бы распрямить,
То труба длинной в три метра всех смогла бы удивить.

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло тубы.

О себе скажу: я – Туба, низкий, медный инструмент.
Из Германии я родом, мне уже под 200 лет.
Обойтись без медных трудно. Мы в оркестре духовом –
Настоящая основа, мощно, ярко мы поем!
В симфоническом оркестре ну, совсем без нас нельзя,
В джазе мы не заменимы. Нужно ехать нам, друзья!

Учитель:

Вдруг раздался сильный грохот, стук и звон, и трескотня.
Это в спор вступила сразу вся ударная семья.
Тут Литавры спохватились:

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло литавр (можно аудиозапись Б.Бриттен «Путеводитель для оркестра» соло литавр).

Литавры:

Не должны мы так стучать!
Успокойтесь на минутку, ничего нельзя понять!
Мне хотелось бы, чтоб каждый о Литаврах все узнал.
Мой большой блестящий корпус – в виде медного котла.
Верх его обтянут кожей, а внизу педаль одна.
Есть две палочки особых, чтобы звуки извлекать.
Постучите по мембране – тут же я начну звучать.
Но во время исполненья, чтобы звук другой сыграть,
Перестроюсь я мгновенно – стоит мне педаль нажать.
Редко я одна в оркестре. Чаще мы вдвоем, втроем…
И звучим то еле слышно, то раскатисто, как гром.

Учитель: Барабан большой (турецкий) сразу всех перестучал:

Звучит аудиозапись М. Равель «Болеро».

Барабан:

Я в оркестре самый важный – настоящий генерал!
Я звучу то затаенно, то как гром средь бела дня.
Даже выстрелам из пушек подражать умею я.
Раньше в музыке «турецкой» постоянно я играл,
Колотушкой деревянной все акценты выделял.
На подставке деревянной величаво я стою.
Постучите колотушкой – тут же я заговорю.
Может кое-кто считает, что легко на мне играть?
Нет, играть на мне не просто – очень сложно ритм держать.

Учитель: Тут Тарелки загремели – даже уши онемели.

Звучит аудиозапись П.И. Чайковский отрывок из Симфонии №4

Тарелки:

Почему вы, барабаны, не могли про нас сказать?
А ведь нам в оркестре с вами рядом велено стоять.
Хоть тарелками зовемся и похожи мы на них,
Мы другие, мы не бьемся, где найдете вы таких?
Далеко не просто, знайте, на тарелках грохотать,
Нас движением скользящим друг о дружку ударять.
Звук пронзительный и резкий очень быстро можно снять,
Если сразу за ударом инструмент к груди прижать.
И не хуже барабана ритм поддерживаем мы.
Если нужен сильный грохот, взять с собой вы нас должны!

Учитель: Кто-то звонко рассмеялся – это Бубен озорной:

Звучит музыкальный отрывок на бубне в исполнении обучающегося.

Бубен:

Я хоть маленький такой, да удаленький какой!
Я собой напоминаю барабанчик небольшой.
Обруч мой обтянут кожей, по которой бьют рукой.
В симфоническом оркестре я не так давно, друзья,
С девятнадцатого века. Ну а в жизни старше я.
Сколько раз в народных танцах, песня ритмы отбивал
И солистом первоклассным безотказно выступал.
В симфоническом оркестре уникальна роль моя:
Дух экзотики, Востока воссоздать умею я.

Учитель: И в разгар таких вот споров голос Скрипки зазвучал…

Звучит музыкальный отрывок на Скрипке в исполнении обучающегося.

Все ударные притихли и забыли про скандал.
Как же скрипка вдохновенна! Струны ангельски поют.
Ведь ее не зря в оркестре королевою зовут!

Скрипка: Про смычковых не забудьте, –

Учитель: Скрипка вдруг произнесла. –

Скрипка:

В симфоническом оркестре нас огромная семья.
На виолу все похожи (очень древний инструмент),
Замечательно в оркестре мы звучим уж много лет.
И у каждого есть струны, и по ним смычком ведут,
Вот поэтому в оркестре нас смычковыми зовут.

Звучит аудиозапись: Дж. Россини увертюра «Вильгельм Телль»

Альт меня напоминает. Он чуть больше, тембр другой:
Как альтовый женский голос, теплый, матовый, грудной.

Звучит аудиозапись К. Сенс-Санс «Карнавал животных» «Лебедь».

Как поет виолончель! Голос близкий мне, родной…
Передаст любые чувства выразительной игрой.
Сочный звук виолончели, бархатистый тембр ее
Баритон напоминает, нет похожих на нее.
И в последней группе струнных – крупный, видный контрабас.
Их смычковых самый низкий и звучит, как в хоре бас.

Учитель:

Тут Рояль не удержался. Очень долго он терпел.
Слушал молча всех в сторонке, но терпенью есть предел!

Звучит аудиозапись: Ф. Шопен ноктюрн №2 Ми-мажор

Рояль:

Я – рояль! И это имя на французском языке
Означает «королевский»! Вот об этом знайте все!
На моей клавиатуре столь широк диапазон,
Что могу запеть, как флейта, иль звучать как саксофон.
И оркестром многозвучным я бываю иногда.
А в концертах фортепьянных я солирую всегда.
Мой приятель – пианино. Инструмент он небольшой,
Поскромнее и потише. Не сравниться он со мной.

Учитель:

Тут роялю стыдно стало… Он прекрасно понимал,
Что приятель так достойно его часто заменял.
Не успели уж роялю ничего они сказать –
Дирижер к оркестру вышел репетицию начать.

Дирижер:

Нам для праздника большого надо срочно разучить
Марш веселый, вальс и песню, польку тоже не забыть!
Всем оркестром мы поедем, нужен полный нам состав.
Каждый мне в оркестре дорог – и «солдат» и «генерал».
А сейчас настало время всем занять свои места
И настроить инструменты. Попрошу гобой дать «ля».

Учитель:

Каждый занял свое место, и настраиваться стал.
Гул в оркестре появился – словно улей зажужжал…
Дирижер привычным жестом в руки палочку берет,
Открывает партитуру и вступление дает…

На экране телевизора показана видеозапись любого музыкального произведения в исполнении симфонического оркестра, например, В.А. Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро» или П.И. Чайковский увертюра к балету «Щелкунчик».

Диагностика: учитель предлагает:

  • прослушать ряд музыкальных отрывков (по выбору педагога), определить музыкальный инструмент, солирующий в данном отрывке, записать ответ в тетрадь;

  • отгадать загадки, ответ записать в тетрадь. Например:

  • Этот медный духовой то короче, то длиннее,
    Ведь кулису он имеет!
    Громче всех в оркестре он. Как зовут его… (тромбон)

  • Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.
    Скользит мелодия так гибко. Затихли все: играет… (скрипка)

  • Три медных подруги – три лучших подруги.
    В оркестре они помогают друг другу.
    Играют подруги то громко, то тихо,
    Их медные платья закручены лихо… (валторны)

  • Чуть побольше скрипочки, а поет пониже,
    Деревянный бочок, четыре струнки и смычок. (альт)

  • Звучит сигнал, на бой зовет!
    Вставай, солдат, она поет! (труба)

Критерии оценивания: активность обучающихся на уроке, количество правильных ответов, исходя из содержания проверочной работы. Также оценивается любая работа класса (выступление, ответы, музыкальное исполнение) в форме устной похвалы.