Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Инструменты симфонического оркестра

Разделы: Преподавание музыки


Цель урока: Закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, развитие творческого мышления.

Задачи образовательные: Закрепление и расширение знаний о музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Задачи развивающие: Развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, артистизма, творческой инициативы, воображения.

Задачи воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки, повышение мотивации обучающихся.

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, синтезатор PSR 3000, иллюстрации музыкальных инструментов, загадки.

Музыкальный материал:

  • Аудиозаписи: Ф. Шопен Полонез A-dur, Ф. Шопен ноктюрн №2 Ми-мажор, Б. Бриттен «Путеводитель для оркестра», М. Равель «Болеро», П.И. Чайковский отрывок из Симфонии №4, К. Сенс-Санс «Карнавал животных» «Лебедь», Дж. Россини увертюра к опере «Итальянка в Алжире», С. Рахманинов Симфония №2 ми-минор (3 часть), Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада» (часть №2), П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», Дж. Россини увертюра «Вильгельм Телль».          
  • Видеозаписи: В.А. Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро», П.И. Чайковский увертюра к балету «Щелкунчик».

Структура урока:

  • Организационный момент;
  • Постановка спектакля;
  • Закрепление материала;
  • Диагностика в процессе выполнения устного задания;
  • Оценивание.

Виды деятельности обучающихся:

  • Участие в поставке спектакля;
  • Исполнение;
  • Слушание;
  • Выполнение устных творческих заданий;

Методы обучения: словесные; стимулирование музыкально-творческой деятельности; наглядно-слуховые; анализ; творческое задание; ситуации успеха.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы будем говорить о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Давайте вспомним, что такое «Симфонический оркестр»? (Обучающиеся дают ответы) Конечно, «Симфонический оркестр» – это большой коллектив музыкантов, одновременно играющих музыкальные произведение под руководством дирижера.

Но представьте, что-то вдруг случилось,
Инструменты говорить научились!

Выходят обучающиеся, участвующие в постановке спектакля (по мотивам сочинения «Кто будет исполнять музыку на празднике» М.Червоная):

  • участники постановки спектакля, в руках иллюстрации музыкальных инструментов;
  • музыкальные оформители спектакля (заранее разученные музыкальные отрывки исполняют на синтезаторе во время спектакля, аудиозаписи)

Звучит аудиозапись: Ф. Шопен Полонез A-dur.

Учитель:

Инструменты получили приглашенье на концерт.
Тут же выяснить решили, все поедут или нет.
И возник меж ними спор, кто же музыкальнее,
Кто талантливей, достойней и оригинальней.
В спор вступили духовые, голос Флейты зазвучал:

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло флейты.

Флейта: Инструмент я очень древний. Раньше делали меня
Из слоновой кости, глины, из фарфора, янтаря.
Из ореховых скорлупок и из раковин морских.
При дворе играть любили на хрустальных, золотых…
Очень долго деревянным инструментом я была,
А теперь и из метала часто делают меня.
По привычке к деревянным инструментам отношусь.
Наверху я в партитуре, этим очень я горжусь!
Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.
Мне, конечно, на концерте непременно надо быть
И божественной игрою королевство покорить.

Учитель: Тут Гобой сказал серьезно:

Звучит аудиозапись: Дж. Россини увертюра к опере «Итальянка в Алжире»

Гобой:

У меня особый звук:
Теплый, мягкий и певучий, Флейта, я твой лучший друг!
Я во Франции родился, и уж триста с лишним лет
Я играю и в оркестрах и как сольный инструмент.
С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Сам Чайковский очень много мне мелодий посвящал,
Замечательный мой голос его часто вдохновлял.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу.
Кто в оркестре самый главный? Я – настройщик-камертон.
Звук мой «Ля» перед концертом задает оркестру тон.
Мы должны поехать оба, Флейта, я везде с тобой!

Учитель: Тут Кларнет решил похвастать:

Звучит аудиозапись: С.Рахманинов Симфония №2 ми-минор (3 часть).

Кларнет:

Я – особый инструмент,
И в квартете деревянных на меня похожих нет!
Я в Германии родился двести с лишним лет назад
И беру свое начало от свирели, говорят.
И назвать меня решили светлым именем «Кларнет».
По-латински значит «ясный». Вот какой я инструмент!
По сравнению с другими все регистры у меня
По характеру и тембру очень разные, друзья.
В нижнем – звук густой и мрачный, в среднем – теплый и живой,
В верхнем – звонкий и прозрачный. Инструмент я не простой!
Все способен передать я: радость, светлую мечту,
Грусть, тоску, в любви признанье, благородство, чистоту.
Вы меня с собой возьмите, говорю я неспроста,
Чтоб в оркестре появилась яркость, сила, красота!

Учитель: Тут Фагот сказал с апломбом:

Звучит аудиозапись: Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада» (часть №2).     

Фагот:

Ну, расхвастался Кларнет!
Создается впечатленье, что других в оркестре нет.
Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!
Я в Италии родился уж давно, мне лет пятьсот.
Разновидностей фагота было много – целый род.
В виде очень длинной трубки появился я на свет.
Пополам меня сложили – стал удобней инструмент.
Я бывая самым разным: и лирическим певцом,
И оратором прекрасным, и комичным ворчуном.
Я большой и очень стройный деревянный духовой.
Меня вчетверо сложите – так удобней взять с собой!

Учитель: Туба низко пробасила:

Туба:

Уж позвольте я скажу
О друзьях моих, о медных, я их искренне люблю.

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло трубы.

Как трубы прекрасный голос! Сколько мужества в нем есть,
Силы, воли, благородства… В нем достоинство и честь!
Среди медных инструментов выше всех она звучит,
Придавая исполненью блеск и сочный колорит.

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло тромбона.

Ее родственник ближайший – удивительный тромбон.
В переводе с итальянского «трубища» значит он.
Инструмент своеобразный: есть кулиса у него –
Дополнительная трубка, нет такой ни у кого.
У тромбона сильный голос, яркий, сочный он всегда,
Героический нередко и зловещий иногда.

Звучит аудиозапись: П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

А валторна!.. Как улитка, труба скрючена в кольцо.
Рог охотничий, считают, ей приходится отцом.
Если б кто-нибудь валторну вдруг сумел бы распрямить,
То труба длинной в три метра всех смогла бы удивить.

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло тубы.

О себе скажу: я – Туба, низкий, медный инструмент.
Из Германии я родом, мне уже под 200 лет.
Обойтись без медных трудно. Мы в оркестре духовом –
Настоящая основа, мощно, ярко мы поем!
В симфоническом оркестре ну, совсем без нас нельзя,
В джазе мы не заменимы. Нужно ехать нам, друзья!

Учитель:

Вдруг раздался сильный грохот, стук и звон, и трескотня.
Это в спор вступила сразу вся ударная семья.
Тут Литавры спохватились:

Звучит музыкальный отрывок в исполнении обучающегося – соло литавр (можно аудиозапись Б.Бриттен «Путеводитель для оркестра» соло литавр).

Литавры:

Не должны мы так стучать!
Успокойтесь на минутку, ничего нельзя понять!
Мне хотелось бы, чтоб каждый о Литаврах все узнал.
Мой большой блестящий корпус – в виде медного котла.
Верх его обтянут кожей, а внизу педаль одна.
Есть две палочки особых, чтобы звуки извлекать.
Постучите по мембране – тут же я начну звучать.
Но во время исполненья, чтобы звук другой сыграть,
Перестроюсь я мгновенно – стоит мне педаль нажать.
Ред