Проект программы обучению на дому. "Развитие познавательных способностей обучающегося по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида в 1–4-х классах"

Разделы: Начальная школа


Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.

Л.С. Выготский говорил о том, что неправомерно считать дефектологию «малой педагогикой», поскольку обучение ребенка с дефектом предполагает не просто снижение объема изучаемого учебного материала, а совершенно иные методики его преподавания, разработку специальных приемов и средств обучения, учет индивидуальных и типических особенностей детей с определенными видами нарушений.

В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, с той категорией детей, на которых стояла печать «необучаемые». Опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование и воспитание. Главное для детей с тяжелой степенью умственной отсталости - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме. Воспитание и обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта охватывает специальные педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, которые направлены на максимально возможное развитие ребенка. Дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода.

Тяжелая умственная отсталость как правило бывает комбинированной: она характеризуется особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями у ребенка.

Для них проводятся различные мероприятия, включающие в себя:

  1. подготовительную;
  2. коррекционную;
  3. социально-адаптационную работу.

Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по следующим направлениям:

  • моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка. Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе.)
  • восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность.
  • самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации)
  • ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы)
  • социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними)
  • Занятия с тяжело умственно отсталыми детьми строятся по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком создается атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми-даунами – это приспособление их к жизни в условиях окружающей социальной среды:

  • социализация (личная адаптация и интеграция в общество, обучение общению, межличностному взаимодействию, организация досуга);
  • профессиональная подготовка (подготовка к работе в сфере обслуживания - для ресторанов, гостиниц, больниц, магазинов и др.);
  • развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних или школьных условий, умение независимого функционирования.

Я третий год обучаю на дому ребенка с диагнозом Даун. Мальчик раньше нигде не обучался. Он поступил в первый класс 8 лет. Речь совсем был не развит, не разговаривал. Общался с родителями жестом, мимикой и как-то по-своему разговаривали. Я ничего не понимала. В первое время мать мне переводила все то, что хотел сказать ребенок. Так друг другу привыкли. После долгих раздумий приняла решение про себя. При этом помогала цитата Л.С. Выготского: «Если ребенок обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то ребенок принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствующего возрасту». Составила проект программы: «Развитие познавательных способностей обучающегося по индивидуальной специальной (коррекционной) школы вида 8» (1-4) классы

Цель данной программы: повышение желания учащегося учиться, общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать на уроках. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи памяти, внимания, воли. Предлагаемая программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности.

По этой программе работаю третий год. Теперь ощущаю некоторые изменение в развитии ребенка в лучшую сторону. До десяти читает числа по порядку с 1до 10, знает эти цифры. Знает якутские гласные звуки и буквы: а-аа, ы-ыы, у-уу, о-оо, и-ии, э-ээ, ү-үү, ө-өө; согласные звуки и буквы: с, м, н, т, р. Соединяет эти буквы, читает слоги и слова из этих букв. Речь все равно плохая, говорить очень быстро неразборчиво. Но все же лед тронулся…

Исходя из того, что при болезни Дауна имеется олигофреническое слабоумие, следует ожидать, что с возрастом будет наблюдаться хотя и медленная, но явно положительная динамика психического развития. В основе педагогической работы лежит как общедидактические, так и специальные принципы. Индивидуальная работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Продуктивней всего является индивидуальное обучение. Целью таких индивидуальных занятий является помощь ученику в овладении новыми навыками, которые позднее он сможет выполнить самостоятельно.

Таким образом, работа доказала действенность, целесообразность и эффективность применения данной программы.

Пояснительная записка

Цель данной программы: повышение желания учащегося учиться, общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности умственно отсталых детей является создание эмоциально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать на уроках.

Л.С. Выготский, исследуя проблему обучения, написал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.

Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи памяти, внимания, воли.

Предлагаемая программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности.

Обучение на уроках

Недельная нагрузка

Предметы Количество в неделю Количество уроков в году
1 Развитие познавательных способностей 1 34
2 Ознакомление с окружающим миром 1 34
3 Развитие речи 2 68
4 Развитие элементарных математических представлений 2 68
5 Конструирование 1 час через неделю 17
6 Изобразительная деятельность 1 час через неделю 17
7 Физкультурные занятия 1 34
8 Итого 9  

Познавательные способности (34 час).

Восприятие.

Восприятию ребенка следует специально учить. Иначе такие особенности восприятия, как слитность, неточность, синкретичность, будут осложнять процесс обучения и жизнедеятельности.

Пути формирования умения воспринимать и наблюдать разнообразны:

  1. Учить выделять главные признаки предметов.
  2. Развивать процессы анализа и обобщения.
  3. Учить пользоваться речью при наблюдении и рассматривании.
  4. Учить сравнивать.
  5. Учить наблюдать.

Упражнения и игры для развития восприятия

  1. «Сосчитай фигуры»
  2. «Сосчитай буквы и цифры»
  3. «Треугольники»
  4. «Прямоугольники»
  5. «Четырехугольники»
  6. «Составь фигуру»
  7. «Животные заблудились»
  8. «Расскажи о цветах»
  9. «Расскажи о животных»
  10. «Расскажи о птицах»
  11. «Кто чем занимается?»
  12. «Найди предметы на букву «М»
  13. «Найди спрятавшихся зверей»
  14. «Сосчитай поскорее»
  15. «Найди предметы на букву «К»
  16. «Найди слова»
  17. «Найди названия цветов»
  18. «Найди ошибки»
  19. «Найди общее определение»

Игровой тренинг для развития для развития восприятия и наблюдательности.

Игры проводятся с одним ребенком.

  1. «Свертке»
  2. «Взвесь в руках»
  3. «Развиваем глазомер»
  4. «Делим полосу на части»
  5. «Развиваем наблюдательность»
  6. «Что за картина?»
  7. «Самый наблюдательный?»
  8. «Где чье место?»

Воображение.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Игры и упражнения для развития воображения.

  1. «Незаконченные рисунки»
  2. «Угадай, кто я?»
  3. «Дополни изображение»
  4. «Укрась слово»
  5. «Нарисуй что-нибудь»
  6. «Волшебные превращения»
  7. «Использование предметов»
  8. «Найди похожие предметы»
  9. «Найди общие свойства у предметов»
  10. «Представь, будто»
  11. «Составь предложение»
  12. «Придумай и нарисуй»
  13. Игра-упражнение «Составь загадку»
  14. «Пары слов»
  15. «Подбери слова»
  16. «Продолжи слог»
  17. «Вырази мысли другими словами»
  18. «Составь предложения»
  19. «Наборщик»
  20. «Наоборот»
  21. Упражнение-игра «что произойдёт?»
  22. «не может быть»
  23. «Что делать, если…»
  24. «сочини сказку»
  25. «закончи рассказ»
  26. «придумай рассказ о домашнем животном»
  27. «сложи предмет»
  28. «сказка по картинам»

Память.

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Игры и упражнения для развития памяти.

  1. «прогулка в картинках»
  2. «добавь слово» (для детей 7-8 лет)
  3. «нарисуй по памяти картинку» (для детей 7-8 лет)
  4. «слушаем и рисуем» (для детей 6-7 лет)
  5. «расставь точки»
  6. «выполни движения»
  7. «перескажи текст»
  8. «слушай и отвечай на вопросы»
  9. «цепочка слов»

Игровой тренинг для развития памяти.

  1. «кто больше запомнит»
  2. «запоминаем рисуя»
  3. «запоминаем слова»
  4. «чей предмет»
  5. «пересказ по кругу»
  6. «подбери песню»
  7. «форма предметов»
  8. «цвета»

Внимание

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществление познавательного процесса.

Игры и упражнения для развития внимания

  1. «найди отличия»
  2. «лабиринт»
  3. «да» и «нет» не говорить
  4. «исправь ошибки»
  5. «пиши правильно»

Игровой тренинг для развития внимания

  1. «числа»
  2. «алфавит»
  3. «наоборот»
  4. «самый внимательный»
  5. «чет – нечет»
  6. игра – упражнение «Два дела одновременно»
  7. «лови мяч»

Ознакомление с окружающим миром (34 час.)

Ознакомление с природой. Расширять представления о растениях и животных.

Растительный мир. Учить узнавать и называть цветы, траву, дерево; различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты (наиболее распространенные данной местности), называть их.

Животный мир. Ознакомить с животными. Учить находить на картинке и называть собаку, кошку, курицу и петуха, зайца, медведя, выделяя наиболее характерные особенности (у петуха красивый гребешок; у зайца длинные уши; медведь большой, уши у него маленькие).

Учить различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги, уши).

К концу года должен уметь: различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружении; различать и называть части тела животного.

Развитие речи (68 час).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить по словесному указанию учителя: находить предметы по цвету, размеру («принеси красный кубик», «спой песенку маленькому медвежонку»), различать их место положение («матрешка на верхней полочке (высоко)», «поставь рядом»); имитировать действия людей и движения животных («покажи, как поливают из леечки», «походи как медвежонок»).

Обогащать словарь:

  • существительными обозначающими названия транспортных средств (машина, трактор), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь, помидор, капуста, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица, корова, бык, лошадь) и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть);
  • прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, короткий; красный, синий; сладкий, кислый);
  • наречиями (сейчас, близко, далеко, низко высоко, быстро, медленно, темно)
  • учить использовать эти слова в речи

Звуковая культура речи. Приучать говорит внятно, не торопясь. Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (кря – кря, тик – так, линь – донь), отдельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.

Связная речь. Продолжать учить понимать речь учителя, отвечать на простейшие вопросы.

К концу года научить рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованной картинке, об увиденном на прогулке.

Развитие элементарных математических представлений (68 час).

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах пяти: называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; относить последнее число ко всем пересчитанным предметам (например: «один, два, три – всего три кружка»).

Учить порядковому счету в пределах 5; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; отвечать на вопросы: «сколько всего?», «который (какой) по счету?».

Учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представление о равенстве (неравенстве) («здесь два гуся, а здесь три зайчика. Зайчиков больше, чем гусят. Три больше, чем два, а два меньше, чем три»). Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (к двум гусям добавили одного гуся, зайчиков стало три и зайчиков тоже три. Зайчиков и гусят поровну (три и три»).

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).

  • Учить сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины (красная лента длинней и шире зеленой).
  • Учить сравнивать несколько предметов (до 5) разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте. Приучать рассказывать, в каком порядке расположены предметы («самая высокая башенка, ниже, еще ниже, самая низкая»).

Геометрические фигуры. Познакомить с треугольником, учить узнавать и называть его.

Ориентировка в пространстве. Продолжать учить определять направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево), обозначать словами положения предмета по отношению к себе («впереди меня – стол», «позади меня – шкаф», «справа от меня – дверь», «слева – окно»).

К концу должен уметь:

  • считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего?»;
  • сравнивать две группы предметов, используя счет;
  • сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая из в возрастающем порядке по длине, высоте;
  • узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  • определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
  • знать правую и левую руку.

Конструирование (17 час).

На занятиях по конструированию продолжать знакомить с основными формами строительного материала и развивать простейшие конструктивные умения.

Знакомить с формой, величиной, деталей строительного материала (кубики, кирпичики, пластины).

Продолжать учить размещать кирпичики по горизонтали: представлять один кирпичек к другому – дорожки (узкая, широкая); накладывать один кирпичек на другой (башенка); комбинировать разное размещение кирпичиков, образуя простейшие перекрытия (ворота, домик), закреплять простейшие конструктивные умения; накладывать приставлять, прикладывать (стол и стул, дом и скамейка, дорожки и автомобиль).

Учить называть полученные элементарные постройки и обыгрывать их используя сюжетные игрушки, соразмерные масштабам постройки.

Учить разбирать постройки и аккуратно складывать детали в коробки

К концу года должен уметь:

  • Различать основные формы строительного материала (кубики, кирпичики, пластины);
  • Размещать кирпичики по горизонтали, накладывать их один на другой;
  • Разбирать постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Изобразительная деятельность (17 час).

Вызывать интерес к рисованию, лепке, обучать элементарным умением в рисовании и лепке, учить изображать простые предметы и явления окружающей жизни.

Рисование.

  • Учить правильно сидеть при рисовании; знакомить с бумагой, карандашом, краской, гуашь, учить правильно их использовать.
  • Продолжить знакомить с цветами; красный, зеленый, желтый, белый, черный, синий.
  • Учить проводить маски, прямые, вертикальные и горизонтальные линии (длинные дорожки, праздничный салют, травка наклонилась от ветра). Подводить к изображению предметов имеющих круглые формы (облако, снежный ком, шары, лужи и другие).

Лепка

  • Воспитывать интерес к лепке. Знакомить со свойствами глины: мягкая, можно отделять куски, лепить из нее.
  • Учить отрывать комочки от целого куска скатывать прямыми движениями (карандаши, столбики для заборчика, шарики). Учить соединять концы столбика, скатанного прямые движениями, в виде кольца (бараночки, колечки).
  • Учить сплющивать комок глины между ладонями, делать углубления на поверхности формы пальцами (лепешки, печенья, колесики), соединять 2 – 3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки и другие). Приучать правильно пользоваться глиной: лепит на доске, не разбрасывать.

К концу года должен:

в рисовании

  • знать: цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
  • уметь: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • проводить маски горизонтальные, вертикальные, округлые линии;

в лепке

  • уметь: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями;
  • соединять 2-3 знакомые формы.

Физкультурные занятия (34 час).

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ползать, лазать, действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать, ловить). Учить прыжкам на двух ногах на месте и с продвижением; в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Приучать действовать придерживая определенного направления передвижения (по показу), менять направления передвижения, характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием.

Основные движения

  1. Ходьба;
  2. Бег;
  3. Ползание, лазанье;
  4. Катание, бросание, метание;
  5. Прыжки;
  6. Упражнение в равновесии;
  7. Строевые упражнения

Общеразвивающие упражнения

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса
  2. Упражнения для туловища
  3. Упражнения для ног

Подвижные игры

С ходьбой и бегом; «К куклам в гости», «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку».

С ползанием: «Доползи до игрушки», «В воротца», «Не наступи на линию».

С бросанием и ловлей мяча: «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься вернее!».

С подпрыгиванием: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек».

На ориентировку на пространстве: «Где звенит?», «Найди флажок».

С разнообразными движениями и пением: «Заинька», «Флажок».

К концу года должен уметь:

  • Ходить и бегать не наталкиваясь;
  • Прыгать на двух ногах на месте с продвижением;
  • Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч;
  • Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

Формы и методы обучения:

  • метод подражания;
  • метод обследования;
  • беседы;
  • метод сравнения;
  • игры;

Требования к учителю:

  • внимание к обучающемуся;
  • чуткое отношение;
  • толерантность;
  • педагогический подход, основанный на готовности сформировать у школьника учебных навыков;
  • знание психологических особенностей детей коррекционной школы вида 8

Ожидаемый результат:

  • различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружении; различать и называть части тела животного.
  • уметь пользоваться в речи словами:
    глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть);
    прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, короткий; красный, синий; сладкий, кислый);
    наречиями (сейчас, близко, далеко, низко высоко, быстро, медленно, темно)
  • понимать речь учителя, отвечать на простейшие вопросы.
  • уметь рассказывать в 2 – 4 предложениях о нарисованном картинке, об увиденном на прогулке.
  • считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего?»;
  • сравнивать две группы предметов, используя счет;
  • сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая в возрастающем порядке по длине, высоте;
  • узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
  • определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
  • знать правую и левую руку.
  • Различать основные формы строительного материала (кубики, кирпичики, пластины);
  • Размещать кирпичики по горизонтали, накладывать их один на другой;
  • Разбирать постройки и аккуратно складывать детали в коробку.
  • знать: цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
  • уметь: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии;
  • в лепке уметь: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями;
  • соединять 2-3 знакомые формы.
  • Ходить и бегать не наталкиваясь;
  • Прыгать на двух ногах на месте с продвижением;
  • Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч;
  • Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

Использованная литература:

  1. Алексеева Ф.И. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности. Якутск, 2006.
  2. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Москва, 2005.
  3. Девина И.А. Развиваем внимание. Москва, 2004.
  4. Девина И.А. Развиваем логику. Москва, 2004.
  5. Девина И.А. Развиваем память. Москва, 2004.
  6. Девина И.А. Развиваем речь. Москва, 2004.
  7. Девина И.А. Развиваем способности к обучению. Москва, 2004.
  8. Девина И.А. Управляем эмоциями. Москва, 2004.
  9. Девина И.А. Учимся понимать людей. Москва, 2004.
  10. Девина И.А. Учимся считать. Москва, 2004.
  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2006.
  12. Кудейко М.В. Игры в летнем оздоровительном лагере. Москва, 2007.
  13. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Москва, 2006.
  14. Маркина В.Б. Занимательное чистописание. Москва, 2007.
  15. Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у младших школьников. Ярославль, 2004.
  17. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе. Москва, 2007.

Презентация.