Интегрированный комплекс уроков "Люблю тебя, мой край родной!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с символикой родного края, с символическим значением цвета и формы.
  2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
  3. Научить составлению гербов с помощью аппликации.
  4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
  5. Воспитывать любовь к малой Родине, ее истории, культуре.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением символики (герб России, флаг).
  2. Компьютерная презентация, созданная Power Point.
  3. Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом.
  4. Музыкальный ряд: Гимн России, гимн НАО, песни о Нарьян-Маре.
  5. Технологические материалы: готовые образцы работ (гербы), выполненными частично из цветной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей.

План 1 урока:

  1. Слайд-презентация с видами Ненецкого автономного округа, символикой ненецкого края и его столицы, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
  2. Беседа о малой Родине – Ненецкий автономный округ.
  3. Постановка задач на последующие уроки.

Ход урока

1 слайд

Звучит гимн России (ученики встают).

Вступительное слово учителя.

Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи поэтов.

1 ученик читает стихотворение М.Матусовского “С чего начинается Родина?” (приложение 1)
2 ученик – стихотворение ненецкого поэта А. Пичкова “Родина, родина, тропы оленьи…” (приложение 1)

Слайд 2

Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом -    это не только жилой дом по улице Ленина или Смидовича, это еще и город, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас – это город Нарьян – Мар, Ненецкий автономный округ и страна Россия.

Беседа.

- Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?

- А что значит любить Родину? (“Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину” (Ю.Яковлев)).

- А что вы можете сделать для своей Родины? (ответы детей)

Постановка целей и задач уроков:

Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции. На этих уроках мы постараемся узнать еще больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением. Узнаем о значении цвета и различных элементов герба. На последующих уроках попытаемся сделать герб города и округа своими руками с помощью аппликации.

А для начала посмотрите на различные виды нашего края и почувствуйте свою любовь к нему.

Звучит гимн НАО.

Одновременно показываются слайды с фотогалереей Ненецкого округа (слайды 3-25)

- Красив и необычен наш край! Что вы знаете о нем? (Ответы детей).
- Молодцы! А теперь поговорим о символике.

Вы, конечно, знаете, как выглядит Герб России (иллюстрация). Где можно встретить его изображение? (ответы детей) . Гербами называют особые фигуры или символические изображения, выполненные по определенным правилам и служащие постоянными отличительными знаками государства, города, рода или даже отдельного человека.

- Откуда появились гербы?

Ученики читают о появлении гербов в учебнике на стр.27.

- А как выглядит герб нашего округа? (Ответы детей).

Слайд 26-28. Сопровождается рассказом о гербе НАО.

Герб Ненецкого автономного округа символизирует государственно-правовой статус субъекта Российской Федерации и отражает самобытность и традиции Ненецкого автономного округа. Использование в гербе трех цветов – серебряного, зеленого и лазурного – символизирует гармонию трех стихий: неба (серебро), земли (зеленый), воды (лазурный). Серебро символизирует благородство, откровенность, правдивость. В национальной символике серебро также обозначает Север, чистоту, искренность и снег. Зеленый цвет обозначает летнюю тундру, этот цвет является символом надежды, изобилия и свободы. Лазурный (синий, голубой) цвет символизирует реку Печору, которая по старинным поверьям народов, проживающих по ее берегам, соединяет мир живых и их предков, прошлое и будущее. Орнамент выполнен в виде ненецкого узора, отображающего характерные особенности традиционного образа жизни местного населения (в верхней части композиции - надвершие чума, в нижней части композиции - оленьи рога). В центре герба помещено изображение пламени, которое для Заполярья имеет особое жизнеутверждающее значение. Огонь является символом энергии, света, уюта и тепла, которые наиболее ценятся на Севере. Серебряное пламя в синем круге символизирует огонь и природные богатства округа - нефть и газ. Золотая земельная корона обозначает государственный статус Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации. Орденские ленты, украшающие гербовый щит, показывают заслуги округа, отмеченные орденом Трудового Красного Знамени (1979 г.) и орденом Дружбы народов (1972 г.).

Слайд 29-30. Сопровождается рассказом о гербе г. Нарьян-Мара.

Герб Нарьян-Мара утверждён 7 апреля 1978 года исполкомом окружного Совета народных депутатов по проекту Семена Ивановича Коткина.

"В гербе центральное место занимает изображение головы оленя с рогами, символизирующее главное занятие местного населения - оленеводство. В нижней части герба стилизованные рыбы и вода отражают другое занятие населения - рыболовство. В центре рогов буровая вышка - отображение новой молодой растущей отрасли - геологии. Основание герба и окантовка - светлый металл. Внутреннее заполнение деталей и фона герба - голубая, синяя и белая эмаль (взаимосвязь неба, воды и снега)".

Современная версия герба Нарьян-Мара разработана специалистами Союза геральдистов России, утверждена 31 мая 2001 года и внесена в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 762.

Описание герба:

"В червлёном (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) включённой, выщерблённой оконечностью обременённой двумя серебряными сообращёнными рыбами серебряная голова северного оленя настороже".

Обобщение.

- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали о своем родном крае?
- Какие чувства возникли у вас?

Д/з: цветная бумага, клей, ножницы.

План 2 урока “Герб НАО”:

  1. Постановка технологической задачи.
  2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

1. Постановка технологической задачи:

- Сегодня на уроке мы попробуем изготовить герб Ненецкого автономного округа.

2. Закрепление значения основных элементов герба НАО.

- Давайте вспомним, как выглядит герб. (Ответы детей. Затем, для проверки, слайд 28)
- Что потребуется для его выполнения?
- Какой вид работы с бумагой вы выберете? (Аппликация).

Правила техники безопасности.

- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами).

3. Практическое выполнение задания (в течение выполнения работы звучат песни о родном крае).

1. Основа для герба для каждого ученика.

2. Работа с шаблоном: вырезывание элементов герба, перенос шаблона на цветную бумагу нужного цвета, вырезывание деталей, расположение их на основе.

3. Склеивание элементов герба на основе.

4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе НАО (приложение 2)

4. Подведение итогов и анализ работ.

План 3 урока “Герб г.Нарьян-Мара”.

  1. Постановка технологической задачи.
  2. Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

1. Постановка технологической задачи.

Звучит песня “Нарьян- Мар, мой Нарьян – Мар”.

- Сегодня мы будем говорить о столице нашего округа г. Нарьян-Маре и выполним герб города с помощью аппликации.
- Что вы знаете о родном городе? (Ответы детей).

2. Закрепление значения основных элементов герба столицы НАО.

- Кто автор герба города? Какие цвета использовали в гербе? Что символизируют эти цвета? (Для проверки слайд 30)
- В какой последовательности можно выполнить аппликацию для более рационального использования времени? (Ответы детей).

Правила техники безопасности.

- О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Основные правила работы с клеем и ножницами).

3. Практическое выполнение задания (в течение выполнения самостоятельной работы звучат песни о родном крае).

1. Работа выполняется на картоне белого цвета, что символизирует белый снег, чистоту.

2. Работа с шаблоном:

3. Склеивание элементов герба.

4. С обратной стороны работы приклеивается листок с информацией о гербе г. Нарьян-Мара (приложение 3)

4. Подведение итогов и анализ работ.

Обобщение всех уроков:

Слайд 31.

Заключительное слово учителя:

- Ребята, мы закончили серьезную работу по изготовлению гербов нашего края. Я надеюсь, что на протяжении этих уроков вы снова почувствовали себя патриотами своей страны, своей малой Родины. У вас получились замечательные работы! Вы можете оформить гербы в рамки и украсить свой дом. В завершении давайте споем гимн нашей малой Родины.

Звучит гимн НАО (ребята подпевают). Спасибо за уроки!