Урок Кубановедения по теме "Поэты Кубани о Великой Отечественной войне"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников,
  • Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, о героизме советского народа.
  • Познакомить учащихся с творчеством поэтов, участников Великой Отечественной войны.

Учитель:

Прошло более 60 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но время не властно предать забвению те страшные суровые военные годы. Есть память, которой не будет конца.

Сегодня мы вспоминаем события давних лет. Но очень уж глубоки раны, нанесенные войной - и детям солдат, и их внукам. Всем нам. И потому не забудется это. Помниться будет вечно. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой "не ради славы, ради жизни на земле". Но даже в дни тяжелых испытаний - в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре - наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

Сегодня наш урок посвящён поэтам Кубани, которые в своём творчестве отразили события Великой Отечественной войны. Они сами являются очевидцами и участниками войны.

(При подготовке к уроку велась учащимися предварительная поисковая работа по группам: сбор материала о поэтах, разучивание стихотворений наизусть)

(Слайды 2,3 портрет Бепякова И.В.)

Ученик:

Беляков Иван Васильевич

Беляков Иван Васильевич более 40 лет жил и писал в нашем крае. Вся творческая жизнь поэта посвящена детям. Он писал для них и о них.

Родился Беляков 8 декабря 1915 г. в деревне Мокряй Горьковской области.

Учёба в школе фабрично-заводского обучения и железнодорожном техникуме, служба в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке - начало пути будущего писателя.

В 1938 году поступает в Литературный институт им. Горького в Москве, а когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильевич, не задумываясь, уходит с третьего курса института на фронт. Это были годы испытаний для всей страны и для молодого поэта прошедшего путь от рядового солдата до офицера, сначала в штабе 49-го стрелкового корпуса, затем, после ранения, на восстановительных работах в железнодорожных войсках. Куда бы война не бросала Ивана Васильевича - техник роты, старший техник батальона, корреспондент газеты "Военный железнодорожник", - любовь к поэзии, желание творить не покидало его.

В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Работал в газетах " Советская Кубань" и "Комсомолец Кубани".

Боевой офицер, прошедший кровопролитную войну, стал писать, добрые, светлые книги для детей. Ему хотелось, чтобы мальчишки и девчонки знали о своих погибших ровесниках, которые так и не успели возмужать, повзрослеть. Тема патриотизма отличительная черта творчества поэта.

(Слайды 4,5 "У обелиска")

Ученик:

Сегодня лётчик боевой

Беляков Иван Васильевич

Сегодня лётчик боевой
Пришёл к могиле братской.
Поправив прядь
Седых волос,
Он поклонился низко
И положил букет из роз
К подножью обелиска.
Стоял он долго недвижим
В своей большой печали.
И чётко,
Властно перед ним
Воспоминанья встали.
Как будто было всё вчера:
Война, бои, зарницы.
В степях горели хутора,
Посёлки и станицы.
Сражались люди на воде
И под водой сражались,
Сражались люди на земле
И в небо поднимались -
И в небе
Смертный бой вели.
Вели зимой и летом
Бои
За честь родной земли,
За жизнь
Страны Советов.

-Какие картины войны вспомнил лётчик?

(Слайды 6,7,8, фотографии из военной хроники)

(Слайды 9,10 портрет И.Ф.Вараввы, произведения)

Ученик:

Варавва Иван Фёдорович

Варавва Иван Фёдорович родился 5 февраля 1925г. в хуторе Новобатайске Самарского района Ростовской области.

В 1942г., окончив среднюю школу в ст. Староминской, Иван Фёдорович ушёл добровольцем на фронт, под рокот стрельбы и содроганий земли от близкого боя. Дважды невредимым выходил из железного окружения, когда в живых оставались считанные единицы. Горел, был засыпан землёй от взорвавшейся бомбы." - вспоминал поэт.

В битве за Кавказ весной 1943г. Варавва принимал участие в прорыве вражеской "Голубой линии" на Новороссийском направлении. В мае того же года, при штурме высоты "Сопка героев", под ст. Крымской был тяжело ранен и контужен. Вернувшись из госпиталя, в составе 290-го мотострелкового полка, освобождал г. Новороссиск от немецких захватчиков.

Двадцатилетним сержантом в мае 1945г. И. Варавва оставил свой автограф на стене рейхстага в поверженном Берлине. Награждён орденами Отечественной войны 1й и 2 й степени, орденами Красной Звезды и "Знак почёта", медалями "За отвагу", "За оборону Кавказа", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина".

Первые стихи он написал для дивизионной газеты в окопе.

В творчестве поэта ярко высвечивается неразрывная связь истории разных времён, где сыновья любовь к Отечеству всегда остаётся неизменной.

(Слайды 11,12 "Хроника войны")

Ученик:

Варавва Иван Фёдорович

Ребята из тихой станицы.

Ребята из тихой станицы -
Горячий, зелёный народ,
С судьбой не успели сродниться
В то лето, в тот памятный год!
Мы шли в автоматные роты,
Тянули под минами связь,
Ходили в разведку с охотой,
Месили дорожную грязь.
И юность, что прежде бросала
Своих голубей в небосвод, -
В терновниках насмерть стояла
У дымных таманских высот.
Одним на земле обелиски
В тиши площадей возвели,
Другие в армейские списки -
В посмертную службу вошли.
А третьи в родную станицу
Вернулись в положенный срок.
Походную пыль заграницы
Смахнули с тяжёлых сапог!
Ребята из тихой станицы -
Сверкает в чубах седина.
А если беда повторится,
Ту горькую чашу вина
Кто выпьет до самого дна?
Ребята из нашей станицы.

(Слайды 13, 14,15 портрет К.Обойщикова, произведения)

Ученик:

Обойщиков Кронид Александрович

Обойщиков Кронид Александрович родился 10 апреля на донской земле, в станице Тацинской. В десятилетнем возрасте вместе с родителями переехал на Кубань. Жил в ст. Брюховецкой, г. Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Первое стихотворение было опубликовано в 1935 году в газете "Армавирская коммуна", когда К. Обойщиков учился в 8 классе. После окончания школы работал в порту, на элеваторе, но всегда мечтал стать лётчиком. В 1940 г. он окончил Краснодарское авиационное училище, после окончания которого, направляется в бомбардировочный полк Одесского военного округа.

С первого дня войны в качестве штурмана самолёта участвует в боевых действиях на Юго-Западном фронте, а с лета 1942 г. на Северном флоте, куда полк в варианте двухместных истребителей "Пе-3" был переброшен для охраны союзников. Затем в должности штурмана эскадрильи перегоняет самолёты с сибирских и закавказских аэродромов в действующие полки Северного и Балтийского флотов. В течении войны Кронид Обойщиков совершил сорок один боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, 17 медалями. Два нелёгких десятилетия отдал военной авиации, с мужеством, достоинством и честью выполнив свой долг защитника Родины.

Главная тема многих стихотворений К,Обойщикова - мужество и героизм - имена людей, чей "маршрут проложен до Победы". Изображая героев тех суровых дней, автор не ищет красивых слов, ярких сравнений. Стих К. Обойщикова прост. Этим поэт желает подчеркнуть - подвиг солдата Отчизны велик, и не нуждается в других красках, кроме тех, которые были на войне.

(Слайд 16 фото " Поход")

Ученик:

По длинной улице села

К.Обойщиков

По длинной улице села
Мужчины на войну шагали.
Дорога пыльная вела
В чужие грозовые дали.
А слева. Справа от солдат
Печально выбелены хатки.
И у плетней
В слезах стоят
Уже не жёны,
А солдатки.
Взяла всех пахарей война
А в поле греча расцветала
Бойцы шли тихо и устало,
И улица была длинна
И долго их не отпускала.

(Слайды 17,18 портрет Н.С.Краснова, произведения)

Ученик:

Краснов Николай Степанович

Краснов Николай Степанович родился 30 декабря 1924 г. в г. Ульяновске.

В 1943 г. после окончания школы он работает на заводе, затем призывается в Советскую Армию и попадает на Ленинградский фронт, при штурме г. Выборг был тяжело ранен. Был награхдён боевыми наградами: орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью " За отвагу" и другими.

Война для Н.Краснова - это солдатские дороги. Фронт, наступательные бои, ранение, госпиталь. Перед глазами предстала картина жизни нашего народа, сражающегося с фашизмом.

"Я каплей был того большого моря," - напишет он потом. Народный подвиг во время Войны стал главной темой в его творчестве. Автор признаётся, что сколько бы ни проходило лет с тех пор, а в памяти фронтовые события так свежи, словно это было вчера.

Впечатления военной поры стали главным душевным богатством писателя.

С 1969г. Н. Краснов живёт на Кубани. Память войны, любовь к людям, родным местам, ко всему чистому и прекрасному. Читая его произведения, мы ощущаем человека большой души, искреннего и доброго. Жизнь, какая она есть, глядит с каждой его страницы.

(Слайды 19,20 Фото войны, победы.)

Ученик:

Николай Краснов

Отрывок из стихотворения "Фронт".

Три года бои и походы,
А всё ещё нет тишины.
Прекрасные, лучшие годы
В коварном огне сожжены.
Три года нас матери ждали
С победой к себе на крыльцо
Любимые плакать устали,
Детишки забыли отцов.
Три года под воинским стягом,
Из боя идущие в бой,
Живём, побратимы присягой,
Одной нерушимой семьёй.
Кто выжил в лишеньях и бедах,
Те снова в сраженья идут.
Я верю, что вырвем победу
В четвёртом военном году.

Учитель:

- Солдаты верили в Победу и она наступила. В каком году?

Итог урока:

Учитель:

- С какими поэтами мы сегодня познакомились?

- Почему тема войны была одной из главной в их творчестве?

- Чему учат нас произведения о войне?

- Какое стихотворение вам запомнилось? Почему?

- Какой праздник отмечает наш народ, как память о Великой Отечественной войне?

В этот светлый праздник Победы,
Мы помним, гордимся, чтим,
Память наших отцов и дедов,
И за мир их благодарим.

Фронтовики - не сентиментальный народ. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат слова:

Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах:,

никто не остаётся равнодушным, даже слёзы наворачиваются на глаза.

Да, это песня "День Победы", авторы Давид Тухманов и В.Харитонов. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Эту песню фронтовики считают своей фронтовой.

Закончим наш урок этой песней.

Приложение.