Конспект открытого урока по математике во 2-м классе по теме "Понятие "задача". Части задачи и ее признаки"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: установление границ собственных знаний о понятии "задача", о частях задачи и ее признаках.

Задачи урока:

  • формирование понятий задача, условие, вопрос и решение задачи, данные и искомое;
  • развитие умения соотносить тексты задач с их решением;
  • развитие умения слушать и слышать другое "Я";
  • воспитывать умение взаимодействовать в группе.

Форма организации: групповой диалог.

Оборудование:

  • алфавит для каждой группы;
  • карточки с математическими текстами для группировки для каждой группы;
  • карточки для определения настроения;

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

У. С каким настроением мы начинаем наш урок?

Дети мимикой показывают своё настроение.

Учитель на шкале " Настроение" со стороны "Ученики" прикрепляет соответствующую карточку.

У. У меня такое настроение. Показывает мимикой.

Как вы думаете, почему?

Д. Вы переживаете за нас.

Учитель на шкале " Настроение" со стороны "Учитель" прикрепляет соответствующую карточку.

У. Я желаю всем нам интересного, плодотворного урока.

II. Выход на проблему.

У. Чем будем заниматься на уроке вы определите сами, выполнив задание.

1. Самостоятельная работа.

У. Решите выражения. Запишите только их значение.

Время на работу 1 минута. (Ставятся песочные часы.)

16 - 7 38 - 37

20 - 19 21 + 4

15 - 10 17 - 16

У. Сверьте значения выражений в группе.

У. Проверьте правильность выполнения задания. (На экране слайд №1)

9 1 5 1 25 1

З А Д А Ч А

2. Определение зашифрованного слова.

У. Я зашифровала слово. Отгадайте его, используя алфавит.

Дети работают в группах.

У. Какое слово получилось?

Д. В нашей группе получилось слово задача.

Д. И у нас слово задача.

На экране появляется слово ЗАДАЧА.

3. Обсуждение понятия "Задача", её частей.

У. Что вы знаете о понятии "Задача", её частях?

Д, Задача - это математический текст, в котором есть условие, вопрос.

Д. В задаче есть решение и ответ.

Д. В задаче есть данные и искомое.

У. Назовите важные признаки задачи.

Д. В задаче никогда не указывается, каким действием ее нужно решать.

Д. В задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу.

В ходе ответов детей на экране появляется слайд №2.

Понятие "задача".

Её части и признаки.

- Условия задачи (данные) - то, что известно в задаче

- Вопрос задачи (искомое) - то, что нужно найти

- Решение задачи - с наименованием

- Ответ задачи

- Важный признак - в задаче никогда не указывается, каким действием ее нужно решить.

- Вопрос соответствует условию задачи

III. Постановка проблемы.

1. Выход на тему.

У. Как вы думаете, для чего вы выполнили это задание?

Д. Чтобы вспомнить, что такое задача.

Д. Наверное, мы сегодня будем решать задачи.

У. Совершенно верно, чтобы определить тему урока.

Прочитайте тему урока.

Д. Понятие "задача". Части задачи и ее признаки.

2. Выполнение задания в группах.

Каждой группе даны карточки с пятью математическими текстами и решениями к ним.

Света увеличила число 15 на 4.

Какое число она получила? 15 + 4

Первоклассники отдали 15 загадок, второклассники отгадали на 4 загадки больше. Сколько загадок отгадали второклассники?

В зоопарк привезли 4 павлина и 15 попугаев. Сколько посетителей увидели птиц в первый день?

Карлсон съел 15 баночек вишневого варенья и столько же баночек клубничного. Сколько баночек варенья съел Карлсон?

Никита собрал для гербария 15 цветков и 4 листочка. Сколько цветков в гербарии?

У. Прочитайте математические тексты и распределите их в 2 группы.

IV. Поиск решения проблемы.

Работа в группах по выделению задач из группы математических текстов.

1. Самостоятельный поиск.

2. Обсуждение итогов поиска в группе.

3. Выбор общего понимания проблемы.

V. Решение проблемы.

1. Обсуждение правильности выполнения задания. (На экране слайд №3)

У. На какие 2 группы вы распределили математические тексты?

Д. На задачи и математические тексты.

У. Какие математические тексты вы считаете задачами? Докажите.

В ходе коллективного обсуждения дети доказали, что задачами являются следующие тексты:

Первоклассники отдали 15 загадок, второклассники отгадали на 4 загадки больше.

Сколько загадок отгадали второклассники?

Карлсон съел 15 баночек вишневого варенья и столько же баночек клубничного.

Сколько всего баночек варенья съел Карлсон?

Д.. А я считаю, что этот текст тоже задача, потому что нем есть условие и вопрос.

Света увеличила число 15 на 4.

Какое число она получила?

Д. Нет. Это не задача, потому что в нем указано каким действием надо решать.

Увеличить - это значит прибавить.

Д. Это просто задание.

На уроке была создана коллизия, которая была успешно разрешена детьми.

У. С какой целью вы выполнили это задание?

Д. Для того, чтобы различать задачи и математические задания.

Физминутка.

2. Выбор решения к задачам.

Работа в группах.

У. Найдите к данным задачам их решения.

У. Назовите решение к 1-ой задаче, ко 2-ой задаче.

У. Что подсказало в тексте, каким действием надо решать эту задачу?

Д. В первой задаче слова на 4 загадки больше указали на действие сложение.

15 + 4 = 19 (загадок)

Д. Во второй задаче есть слово всего в вопросе, значит надо сложить числа.

15 + 15 = 30 (загадок)

У. С какой целью вы выполнили это задание?

Д. Чтобы правильно решать задачи.

3. Составление задач к оставшимся выражениям.

У. Составьте задачи к оставшимся выражениям.

Заслушаем 3 - 4 задачи.

VI. Домашнее задание.

Е.П. Бененсон, Л.С. Итина " Математика"

Тетрадь №1, раздел "Твои успехи", задание №6.

VII. Рефлексия.

1. Подведение итога урока.

У. Назовите тему урока.

Д. Понятие "задача". Части задачи.

У. Для чего вы выполняли все эти задания?

Д. Чтобы лучше решать задачи.

Д. Чтобы не путать задачи и математические задания.

Д. Я люблю решать задачи.

2. Оценка своей деятельности.

У. За что можете себя похвалить?

Д. Мы дружно работали в группе и правильно решили задачи.

Д. Я еще лучше научилась решать задачи.

Д. А я не попал в " ловушки", которые были в заданиях.

3. Определение своего настроения.

У. С каким настроением мы заканчиваем урок?

Учитель на шкале " Настроение" со стороны "Ученики" и "Учитель" прикрепляет соответствующие карточки.

У. Поделитесь своим настроением с нашими гостями.

Поаплодируем друг другу за плодотворную работу на уроке.

Спасибо.