Система духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".
  • В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности):

1) чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов;

У рассказа на этическую тему несколько функций:

  • служить источником знаний,
  • обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
  • служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

1) этические беседы;

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру (от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.)

2) разъяснения;

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: "Поступать нужно так", "Все так делают" и т. п

3) внушения;

4) диспуты;

Это живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

5) пример.

Пример - воспитательный метод исключительной силы.. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

В школе могут проводится праздники:

  • сентябрь (День знаний);
  • октябрь (День пожилого человека);
  • ноябрь (День единения и согласия, День толерантоности);
  • декабрь (День Конституции);
  • январь (Рождество Христово, Посвящение в гимназисты);
  • февраль (День Защитника Отечества);
  • март (Масленица, Книжкина Неделя);
  • апрель (День взятия штурмом Кенигсберга);
  • май (День Победы).

Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школе единой системы духовно-нравственного воспитания.

Национальное СИСТЕМА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
Гражданское
Эстетическое   Патриотическое
Интернациональное Политическое Культура поведения

В связи с этим вытекают задачи организации воспитательной системы в начальных классах, ориентированные на формирование воспитания нравственных ценностей:

  • развитие детей  на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания
  • развитие духовно нравственных ценностей  и утверждение их в сознании и поведении учащихся начальной школы через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей
  • создание условий для нравственного самовыражения личности
  • поддержка личности
  • построение отношений  на основе добра, справедливости, гуманности, принятия   индивидуальности черт.

В нашей школе разработана система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов "Три М", включающая в себя основные три направления:

  • Культурно-обществоведческое направление "Мой мир".
  • Гражданско-патриотическое направление "Моя Родина - Россия".
  • Историко-краеведческое направление "Мы - калининградцы".
  • Культурно-эстетическое направление "Мой мир".

Цель: установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Задачи:

  • Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем.
  • Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
  • Сформировать у учащихся осознанное волевое поведение.
  • Пробудить самостоятельное логическое мышление.
  • Развить общую культуру ребенка.

Тематическое содержание.

1 класс "Познаем себя, учимся жить среди людей"

  1. Я и окружающий мир.
  2. Познание себя.
  3. Мое дерево жизни.
  4. Стремление и желание.
  5. Ценность жизни. Что такое счастье?
  6. Добро и зло. Мир добрых дел.
  7. Характер. Я и моя тень.
  8. Люди среди людей. Коллектив.
  9. Правила поведения в коллективе. Учимся вежливости.
  10. Правила поведения в коллективе. Уважение и терпимость(толерантность).
  11. Справедливость.
  12. Совесть. Голос совести.
  13. Честность. Самообман.
  14. Привязанность. Преданность.
  15. Дружба. Ссоры между друзьями. Прощение.
  16. Ответственность и свобода. Эгоизм.
  17. Учимся вежливости .Грубость. Невыдержанность. Доброжелательность.
  18. Учимся вежливости. Внимание: конфликт!

2 класс "Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире"

  1. Герой. Смелость. Мужество. Храбрость.
  2. Воля. Воспитание себя.
  3. Привычки и поступки.
  4. Проступок. Преступление и наказание.
  5. Воровство.
  6. Жадность и щедрость.
  7. В мире вещей. Богатство.
  8. В мире вещей. Мода.
  9. Аккуратность.
  10. Быть собой.
  11. Волнение и переживание.
  12. Застенчивость и скромность.
  13. Настроение.
  14. Остроумие.
  15. Тактичность. Деликатность.
  16. Благородство.
  17. Честь и достоинство.
  18. Жестокость и сочувствие.

3 класс "Какой я человек"

  1. Обида. Месть. Зависть.
  2. От конфликта к войне.
  3. Я - патриот своей страны.
  4. Предательство.
  5. Порядочность.
  6. Чувство времени.
  7. Пунктуальность.
  8. Личность.
  9. Идеал.
  10. Этический кодекс.
  11. Трудолюбие.

4 класс "Мое место в жизни"

  1. Семья.
  2. Любовь.
  3. Мама и папа.
  4. Жена и муж.
  5. Мальчик - будущий мужчина.
  6. Девочка -будущая женщина.
  7. Первая любовь.
  8. Семейные традиции.
  9. Непослушание.
  10. Приемные дети.
  11. Одиночество.
  12. Мечта.
  13. Судьба.
  14. Мое место в жизни. Кем я хочу стать?
  15. Наркотики. Алкоголь. Сигареты.

Гражданско-патриотическое направление "Моя Родина - Россия".

Цель: выработка у детей понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать на защиту государственных интересов.

Задачи:

  • Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
  • Изучение национальной культуры, народного искусства.
  • Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.
  • Воспитание гордости за свою родину, народных героев.
  • Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения, формирование чувства

Тематическое содержание.

  1. Цикл бесед "Я - россиянин"
  2. Изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа.
  3. Знакомство с памятниками культуры, отражающими духовное наследие России.
  4. Знакомство с календарно- обрядовыми фольклорными праздниками.
  5. Изучение материальной культуры русского народа(народный костюм и прикладное творчество).
  6. Знакомство с символикой России.
  7. Цикл бесед "Ваши права и обязанности".
  8. Цикл бесед "Войной опаленные строки".
  9. Цикл бесед "Герои живут среди нас".
  10. Предметные недели, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, встречи с ветеранами ВОВ, воинами - интернационалистами и др.

Историко-краеведческое направление "Мы - калининградцы".

Цель: воспитание у учащихся начальных классов любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  • Воспитание потребности в изучении истории Калининградской области.
  • Расширение знаний о природе и достопримечательностях Калининградской области,
  • воспитание гордости за ее историческое и культурное наследие.
  • Изучение культурных традиций и искусства региона.
  • Формирование экологического поведения.

Тематическое содержание.

  1. История Калининградской области и г.Калининграда
  2. Природа Калининградской области.
  3. Где мне интересно? (достопримечательности)
  4. Мой край богатый:(ознакомление с производственными отраслями региона)
  5. Калининград - культурный (творческое наследие края и современное искусство)
  6. Посещение музеев, театров и др, экскурсии, конкурсы, предметные недели, праздники,
  7. посвященные знаменательным датам калининградской области и др., встречи с интересными людьми.
  8. Особое место в воспитательной  системе начального обучения отводится классному руководителю.

Функции  классного руководителя:

  1. Изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся .
  2. Изучение традиций, обычаев, культуры   народов, религий, семьи, школы
  3. Разработка программы воспитательной работы .
  4. Ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.

Литература.

  1. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания. //Начальная школа плюс до и после.-2003. -№5.-с.1-5.
  2. Захарова О.В., Гринь О.В., Бодренкова М.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе. //Начальная школа плюс до и после.-2002.-№4.-с.30-34.
  3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе. //Начальная школа. - 2007.-№7.-с.29-33.
  4. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. //Начальная школа.- 2007.-№7.-с.21-29.
  5. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. //Начальная школа.-2008.- №5.-с.3-18.
  6. Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе. //Начальная школа плюс до и после.-2002.-№12.-с.15-22.
  7. Тимошенко Л.Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям.//Начальная школа плюс до и после.-2008.-№6.-с.91-93.
  8. Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников. //Начальная школа плюс до и после.-2007.-№11.-с.1-3.