Сценарий праздника "День лицеиста", посвященного открытию Царскосельского лицея

Разделы: Внеклассная работа


Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером, полное многотомное собрание сочинений за 1936 год. На протяжении всего праздника используется презентация <Приложение 1>.

Портреты лицеистов:

Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), Большой Жанно, Иван Великий, друг Пушкина, декабрист. 

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, друг Пушкина, декабрист. 

Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося, друг Пушкина. Поэт. На его стихи написан гимн лицеистов «Шесть лет промчались, как мечтанье…» 

Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), Франт. Дипломат. Будущий канцлер России. 

В одном из стихотворений Пушкин скажет: 

Кому ж из нас последний день Лицея 
Торжествовать придется одному… 

Последним и будет Горчаков. 

Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли. 

Корф Модест Андреевич (1800-1876), Модинька, Дьячок Мордан. 

Лицеисты его не очень любили. На то были причины. Об этом можно будет рассказать в следующих сценариях. 

Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873), Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг. 

Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелка, Плыть хочется. Друг Пушкина. Будущий адмирал. 

Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), Паяс. Друг Пушкина. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него.

Ход праздника

Выходят участники праздника парами под звуки музыки, рассаживаются в зрительном зале, 4 пары выходят на сцену и танцуют.

1 ученик:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2 ученик:

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

3 ученик:

Кто сердцем чист средь пошлости людской, 
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

4 ученик:

И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

5 ученик:

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас до могилы;
В продажный век, век грубой лжи и силы
Зовешь добру и истине служить.

6 ученик:

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

7 ученик: А.С. Пушкин—великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой.

8 ученик: Его называют солнцем русской поэзии—так ярок был его талант, так тепл и ласков, так необходим людям.

Уходят под музыку.

Чтец: Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата—Львом..

Чтец: Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого араба Ибрагима Ганнибала. В ней чувствовалась африканская кровь. Она была смуглая с черными густыми кудрями, с темными глазами, тонким орлиным носом и гордо посаженой головой. Она была очень красива.

Чтец: Отец – Сергей Львович– военный человек, лейб-гвардии поручик Измайловского полка. Александр Пушкин был вторым ребенком в семье (первая – сестра Ольга), родился в мае, рос пухленьким увальнем с широко раскрытыми, не по-детски умными голубыми глазами.

Чтец: У родителей часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты – все острословы, умники (Карамзин Н. М., Дмитриев И. И., Батюшков Н. Н., Жуковский В. А. И дядя, поэт Василий Львович Пушкин). Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры, он никогда не вмешивался в дела больших, на все молниеносно реагировал, все схватывал на лету.

Чтец: Когда родители уезжали на бал, Саша забирался в кабинет отца, где была большая библиотека, усаживался в огромное кресло и читал, читал. Глаза его пылали, лицо покрывалось смуглым румянцем. Он ничего не видел и не слышал вокруг, весь погруженный в чтение.

Чтец: Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта

Чтец:  Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным .Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость”.

Чтец: До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать.

Чтец: Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

Чтец: Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.

Сценка №1

Комната в доме Пушкиных.

Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок. 

МАТЬ (наблюдает все это):  Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом. 

(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком). 

В кого такой? В нем нет никакой любезности. 

(В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке). 

ОТЕЦ: Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится! 

Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется. 

МАТЬ: Что ты смеешься? Что зубы скалишь? 

ОТЕЦ: Сашка, поди вон

Пушкин уходит с достоинством. 

МАТЬ: Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили. 

Пушкин проходит. 

Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает. 

ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу). 

АРИНА (видит это): 

Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф! Батюшка будет недоволен. 

ПУШКИН: В неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве. 

ОТЕЦ: Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека. 

КТО-ТО ИЗ ГОСТЕЙ: А почему вы не отдали его в Университетский пансион? 

ОТЕЦ: Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает… Петербург. 

ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ: Под Петербург… В Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было…

Сценка №2

… Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми. 

– Что-то новое… слыхали? 
– Да! Лицеем обозвали. 
– Что же значит сей Лицей? 
– Надо выяснить скорей! 
– Аристотель так учил. 
– Он тогда в Афинах жил. 
– И, гуляя по аллеям, 
– Размышлял он о Ликее. 
– А на русский лад – Лицей. 
– И хватает здесь аллей. 
– Говорят, не будут бить. 
– Как без этого учить? 
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно! 
– Обучение – 6 лет. 
– Так решил их педсовет. 
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар. 
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

Чтец:

А как все начиналось? 
Вспоминаю: 
С лицейским временем 
Я встретиться желаю. 

Пушкин:

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, 
Исписанный когда-то мною, 
На время улети в лицейский уголок 
Всесильной, сладостной мечтою. 
Ты вспомни быстрые минуты первых дней, 
Неволю мирную, шесть лет соединенья, 
Печали, радости, мечты души твоей, 
Размолвки дружества и радость примиренья, – 
Что было и не будет вновь… 

Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.

Чтец: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения. 
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. 

Чтец: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими. 

Чтец: Нам целый мир чужбина.  Отечество нам Царское Село.

Чтец:

Их 30 человек. Вот класс. 
Бакунин, Броглио, Вольховский, 
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас, 
Тырков, Корнилов, Малиновский. 
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков, 
Комовский, Гурьев. Илличевский, 
Костенский, Стевен, Горчаков, 
Мартынов, Мясоедов, Ржевский. 
Вот Гревенец и Ломоносов, 
Вот Яковлев и Корсаков 
Но где еще кого-то носит? 
Откликнитесь на трубный зав! 
Мы их, конечно, не забудем: 
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин. 

Чтец: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок

Урок математики

Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает. 

КАРПОВ: Пушкин, решайте уравненье. 

ПУШКИН: Я не умею. 

КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте! 

Пушкин мучается у доски. 

КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю… 

ПУШКИН: Но уравнение равно нулю. 

КАРПОВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет. 

ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт. 

Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин. 

Г.Р.ДЕРЖАВИН:

Старик Державин все заметил. 
Восторгов я тогда не скрыл. 
Ведь чудо в Пушкине отметил 
И, в гроб сходя, благословил. 

Хочу еще раз все услышать. 
А ну-ка, милый, встань поближе. 
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат) 
А Саше – рупор посильней. 

Пантомима.

Пушкин убегает в сад. 

Чтец: Весною того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе» напечатаны в журнале «Российский Музеум» с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает. Издатель «Музеум». 

Чтец: Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер,Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Перед выпуском

ЛИЦЕИСТЫ: 

– Летом 1816 года нам сообщили новость. 

– Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца. 

– Что заставило начальство торопиться с выпуском? 

– Не знаю. 

– Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали. 

– 9 июня 1817 года… Завтра мы покинем Лицей навсегда. 

ВСЕ ПОЮТ: 

Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины. 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
О матерь! Вняли мы призванью, 
Кипит в груди младая кровь! 
Одно лишь есть у нас желанье – 
Всегда хранить к тебе любовь! 
Мы дали клятву: все родимой, 
Все без раздела – кровь и труд. 
Готовы в бой неколебимо, 
Неколебимо – правды в суд… 

Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 

ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ: 

Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас! 
Друг на друге остановите 
Вы взор с прощальною слезой! 
Храните, о друзья, храните 
Ту дружбу с тою же душой. 
То ж к правде сильное стремленье, 
Ту ж юную ко славе кровь. 
В несчастье – гордое терпенье 

А в счастье – всем равно любовь! 
Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины, 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
Прощайтесь, братья, руку в руку! 
Обнимемся в последний раз. 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас!