"Состав Вооруженных сил Российской Федерации. Войска, не входящие в ВС" (урок ОБЖ в 10-м классе)

Разделы: ОБЖ


Цель: Показать учащимся назначение, задачи, структуру и вооружение войск, не входящих в Вооружённые силы.

Задачи:

  1. Показать учащимся назначение, задачи, структуру и решаемые задачи Пограничных и Внутренних войск Российской Федерации.
  2. Развивать навыки работы с наглядным материалом.
  3. Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к своей Родине.
  4. Способствовать развитию у учащихся интереса к службе в рядах Российской армии.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, учебник.

План занятия:

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент Отмечает присутствующих, сообщает тему урока, мотивирует на плодотворную работу. Успокаиваются, настраиваются на работу. 5 мин.
2. Проверка домашнего задания. Проверяет усвоение материала предыдущего урока. Устные ответы на вопросы учителя, работа у доски. 7 мин.
3.  Изучение нового материала. Беседа Изложение материала урока. Отвечают на вопросы учителя, работа с учебником и тетрадью. 27 мин.
4. Обобщение нового материала. Обобщает изложенный материал. Делают выводы, работают с доской. Беседа. 3 мин.
5. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока. Разъясняет содержание домашнего задания. Подводит итоги, выставляет оценки. Записывают домашнее задание. 3 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент

(учитель входит в класс приветствует учеников).

Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы познакомимся с составом Вооружённых сил Российской Федерации. Войсками, не входящими в ВС.

На доске появляется тема урока (Слайд 1). Учитель включает гимн РФ и ученики стоя прослушивают один куплет (Слайды 2-3).

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали тему: «Состав Вооружённых сил Российской Федерации. Рода войск».Мы познакомились воздушно-десантными войсками, космическими и ракетными войсками. Давайте проверим ваши знания по данной теме.

Учитель проводит опрос в форме беседы по вопросам. Ученикам отвечают на вопросы учителя (слайд 4).

Вопросы:

  1. В чём состоят задачи Космических войск?
    (Задачи космических войск состоят в следующем:
    1. Информирование высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении;
    2. Противоракетная оборона г. Москвы;

    3. Создание, развёртывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов, двойного, социально-экономического и научного назначения.)
  2. Когда были образованы Воздушно-десантные войска?
    (Воздушно-десантные войска были образованы 2 августа 1930 г. – День рождения ВДВ, когда на войсковых учениях Московского военного округа впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение для выполнения тактических задач. Март 1941 г. – правительство СССР приняло решение о развёртывании воздушно-десантных корпусов).
  3. Расскажите о задачах армии особого назначения?
    (Основные задачи армии: обеспечение непрерывного контроля районов стартов баллистических ракет, разведка космического пространства и выдача информации предупреждения о ракетном нападении на пункты управления Верховного Главного Командования и Генерального штаба.)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, как вы помните, в Законе Российской Федерации «Об обороне», пункт 5 статьи 1, сказано: «К обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны». Слайд 5

Работа со схемой, учащиеся зарисовывают схему в рабочих тетрадях.

Учитель: В результате реформирования органов государственной власти и управления РФ, количество воинских формирований и войск, не входящих в Вооружённые силы было сокращено. Обратите внимание на схему (Слайд 6). Ученики зарисовывают схему в тетрадях.

Учитель: Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), было передано Министерству обороны. Железнодорожные войска переданы Министерству обороны. На схеме вы видите, что в настоящее время к другим войскам относятся Пограничные войска Федеральной службы безопасности и Внутренние войска Министерства внутренних дел.

На доске изображение эмблемы Внутренних войск Министерства внутренних дел.(Слайд 7)

Учитель: Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ (МВД РФ) - специальные воинские формирования, предназначены для обеспечения внутренней безопасности государства, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Обучающиеся, записывают понятие в тетрадях (Слайд 8)

Учитель: Задачи внутренних войск МВД России определены в федеральном законе «О внутренних войсках»: Участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

  • Охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  • Участие в территориальной обороне РФ;
  • Оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы;
  • Борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции.

Обучающиеся фиксируют задачи внутренних войск МВД в тетрадях (Слайд 9)

Учитель: В настоящее время министром Внутренних дел МВД является Рашид Гумарович Нургалиев.

Учитель демонстрирует фотографии (Слайды 10-12)

На доске изображение эмблемы Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ. (Слайд 13)

Учитель: Пограничные войска(пограничная охрана, пограничная стража и т. д.) — воинское формирование, предназначенное для охраны внешних границ государства и поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.

Обучающиеся, записывают понятие в тетрадях (Слайд 14)

Учитель: пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ является структурным подразделением ФСБ России. Основные задачи пограничной службы, заключаются в следующем:

  • обеспечение правил содержания государственной границы;
  • пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;
  • отражать вооружённое вторжение;
  • контролировать соблюдение гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;
  • осуществлять пропуск через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;
  • оказывать в необходимых случаях поддержку таможенной службе, войскам ПВО, органам государственной безопасности;
  • выявлять и задерживать нарушителей пограничного режима, пресекать попытки незаконного пересечения государственной границы;
  • обеспечивать выполнение международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.

Обучающиеся записывают задачи пограничной службы в тетрадях (Слайд 14). Учитель демонстрирует фотографии (Слайды 16-17).

  • IV. Закрепление материала.

    Беседа по вопросам:
    • Какие задачи решают внутренние войска?
    • Какие задачи решают пограничная служба?
    • К каким войскам относятся былинные герой, изображённые на картине Виктора Васнецова «Богатыри»?
    Слайды 18-19, беседа.

    V. Домашнее задание.

    Страницы учебника 230-234.

    Выбор: Доклад на тему:

    1. «Боевые традиции вооружённых сил – основа воинской морали».
    2. «Патриотизм». (Слайд 20)