Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Задачи:

  • Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма; кто составляет его социальную базу; ответить на вопрос, почему радикальные экстремистские идеи получили широкое распространение; раскрыть разновидности терроризма.
  • Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
  • Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

Оборудование: на плакатах зарисовки учащихся к страницам устного журнала; выдержки известных людей:

  • О.Сулейменов «возвысить степь, не принижая горы»;

  • В.Гюго «Быть святым – исключение, быть справедливым – правило.

  • Заблуждайтесь, падайте, грешите, но будьте справедливы».

Форма мероприятия: устный журнал.

Метод: исследовательский.

Для каких классов мероприятие: 11 – е классы

Ход мероприятия

Вступление учителя:

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

Давайте оглянемся назад, окунемся в историю прошлых лет. Еще во времена феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство населения верили в то, что вне церкви нет спасения. Это позволило папам повести борьбу за верховную власть в Европе. Могущество пап и католической церкви в 11-13 века проявилось в организации завоевательных походах на Восток, прежде всего в Святую Землю, (так христиане называли Палестину).

Итак, первая страница нашего журнала: «Проявление экстремизма в Крестовых походах».

К началу XI века люди, населявшие Европу, не слишком много знали об остальном мире. Для них средоточием всей жизни на земле было Средиземноморье. В центре этого мира правил Папа как глава христианства. Древняя Римская империя распалась на две части, западную и восточную. Обе части бывшей большой империи располагались к северу от Средиземного моря. Северное побережье этого вытянутого в длину водного массива населяли христиане, южную - народы, исповедующие ислам, мусульмане, которые даже преодолели Средиземное море и закрепились на северном берегу, в Италии, Франции и Испании. Но теперь христиане вознамерились вытеснить их оттуда. В самом христианстве тоже не было единства. Несколько лет спустя после смерти Мухаммеда (632г.), основателя ислама, арабы с Аравийского полуострова продвинулись на север и завладели обширными территориями Ближнего Востока. Захватили иудейские и христианские святыни не только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине. Этими завоевателями были тюрко-язычные племена сельджуков, принявшие ислам всего лишь несколько лет назад.

В конце XI века в Западной Европе разгорелась борьба за власть между церковью и государством. В это время византийский император Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему.

Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше – к Константинополю. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров через

земли, которых проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался защитить свое добро. С горем пополам, положив многих в стычках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя. Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалеку от города Никкеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25тыс. «воинства Христова - уцелело только около 3 тыс.» А вот так всё начиналось.

Сценка

Автор: В год от воплощения господня 1095-й на пределах Галлии торжествовался великий собор, а именно в Оверни, в городе именуемом Клермонт. На нем присутствовал папа Урбан II, с епископами и кардиналами. Устроив предварительно церковные дела, владыка папа выступил (26 ноября) на широкую площадь. Обращаясь, ко всем он произнес:

Урбан : Народ франков… к вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы. Народ проклятый чужеземный, далекий от бога напал на пределы Иерусалима, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил. Вас побуждают к подвигам предков – величие и слава короля Карла Великого и других ваших властителей. В особенности же вас должна вызывать святая гробница спасителя и господа нашего. Земля та течет «млеком и медом…». Всех участников похода ждет отпущение грехов, а павших в бою райское блаженство... Так хочет бог!

Все: Так хочет бог!

Автор: Не знаю, по воле ли божества или вследствие умственного заблуждения, они восстали с жестокостью против иудейского народа. Страшно было смотреть, как валялись повсюду тела убитых, как вся земля была облита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли ужасное зрелище, но еще больше приводило в трепет то, что сами победители были в крови с головы до ног. Всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания; на перекрёстках рыдания; в храмах жалобные стоны. Знатные родом ходили опозоренные, почтенные старцы плачущими, богатые – нищими.

Учитель: Шли годы, десятилетия, века. Наступил ХХ век. Экстремизм не был уничтожен, он набирал обороты, приобретая новые, более изощренные формы.

2 страница нашего журнала: «Экстремизм. Фашизм. Нацизм.»

Фашизм

  • это форма политической диктатуры, характеризующая насилием над массами;
  • это система массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия;
  • это система массового террора;
  • это идеология воинствующего шовинизма и расизма;
  • это открытая террористическая диктатура;
  • это репрессивный аппарат, направленный на уничтожение демократии;
  • это различные эксперименты, проводимые над узниками концлагерей.

Сообщение ученика: Среди европейских держав фашистский режим установился раньше всего в Италии. В 1919-1920г.г. произошли сильные беспорядки и волнения рабочие захватили фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев, захватывали землю. 30тыс. фашистских молодчиков совершили «Поход на Рим», из Неаполя, намериваясь захватить контроль над муниципалитетом. Используя аппарат государственной власти и военизированные отряды, фашисты начали прямой террор против своих политических противников. Распущены политические партии, ликвидированы гражданские и политические свободы. Появились концентрационные лагеря, которые, впрочем, по размерам и методам расправы не следует сравнивать с нацистскими лагерями смерти в Германии.

Сообщение ученика: Фундамент идеологии германского фашизма был заложен секретными обществами задолго до возникновения нацистского государства, но активной силой это мировоззрение стало после поражения Германии в Первой мировой войне. Став фюрером нацистской партии, Гитлер, склонный к мистике, обладая качествами медиума, мог воздействовать на аудиторию, вызывая в сознании людей демонов войны и крови, слепого обожания и агрессии. Многие теоретические положения расового закона 1934г. словно списаны с документов религиозного Германордена 1912г.

В своей практической части закон призывает к вытеснению неарийцев, особенно евреев, из государственного аппарата, с должностей журналистов, врачей, из сферы культуры, искусства. Нацисты использовали и науку, и религию, изучая механизмы поведения человека. Проводились опыты в концлагерях, а также в институте прикладных военных исследований. Так эксперименты по влиянию на человека низких температур проводились в концлагере Дахау, куда были переброшены специальные барокамеры, моделировались реальные условия отсутствия кислорода и низкого давления, характерные для больших высот. Через эти опыты прошло около 200 заключенных. 80 из них умерли прямо в барокамере, выжившие были ликвидированы позднее, чтобы не смогли рассказать о происходившем. Эти эксперименты должны были доказать и продемонстрировать уникальные духовные, физические и интеллектуальные возможности и особенности «истинных арийцев». Масштабы гитлеровской агрессии нацизма нам хорошо известны.

Сообщение ученика: Фашистами проводились «эксперименты по замораживанию». Узников опускали в резервуар с ледяной водой или оставляли обнаженными на снегу на всю ночь. Самый крепкий подопытный продержался в ледяной воде 100 минут, самый хилый 53. Как только была составлена подобная таблица, вышел приказ Гитлера: «научиться размораживать и возвращать их к жизни». Всего в экспериментах «по заморозке» было использовано 300 узников лагеря. 90 из них умерли в ходе опытов, часть сошла с ума, остальные были уничтожены.

Учитель: эти крайние меры предпринимались нацистами для того, чтобы заполнить сердца людей страхом и ужасом, чтобы ими легко было управлять в своих собственных целях. 30-40г.г. ХХ века – сложное и противоречивое время: террор, убийство, репрессии, Вторая мировая война – все пропитано болью миллионов людей, обагрено кровью невинных. Событиям этого времени Матей Бор посвятил стихотворение – диалог между матерью и сыном «Черные люди».

Диалог читают ученик и ученица под сопровождение гитары

Чего эти черные люди хотят?
Зачем они, мама так злобно глядят?

За сивкой пришли они в час ночной.
Не плачь, сыночек, ты ведь со мной.

Зачем же мы тоже идем? Я боюсь!
Ой, мама! Мне страшно. Я очень боюсь.

За Сивкой должны мы идти, потому
Что Сивке скучно без нас одному.

Нам надо в село, зачем же мы вдруг
Свернули с дороги в соседний луг?

Накосит травы отец для коня,
Чтоб Сивке быть сытым к расцвету дня.

Он вовсе не косит. Он подле межи
Копает яму. Зачем? Скажи!

Посадит он дивное дерево тут,
И алые розы на нем расцветут.

Сынок, ты туда не смотри, зажмурься.
Вздремни у меня на груди.

Ты тоже заснешь?

Мы оба заснем
Средь роз горящих алым огнем.

Не спиться мне, мама. Но что это? Ой!
Что делают черные люди с тобой?
Зачем наставляют ружья на нас?

Не надо смотреть, сыночек, сейчас.
Минутку одну потерпеть – не беда.
Ни кто уж не будет нам страшен тогда.

И черные люди уже не видны
При смутном сиянье кровавой луны.
Сынок не боится теперь ни кого.
Все мирно на тихом лугу и мертво

Учитель: колесо истории непрерывно крутится, поражая нас всё новыми и новыми проблемами. Именно в конце 20в. начале 21в. одной из самых актуальных проблем, ставшей общезначимой для всего человечества, была названа проблема международного терроризма и экстремизма.

Затягивание решения политических проблем; обострение общественных противоречий явились благоприятной почвой для проявления терроризма и экстремизма; взрывы в Буйнакске; в Москве на Манежной площади; в Грозном в день празднования дня победы; события в Беслане, Нальчике.

Кто знает, какие населенные пункты пополнят еще этот кровавый список.

Итак, 3 страница нашего журнала: «Экстремизм и международный терроризм».

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

Сообщение ученика: К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

  1. это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
  2. это нарастание социальной напряженности.
  3. это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
  4. это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.

Учитель: Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

Сообщение ученика: Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.

Создал в 1988г. и возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Осама Бен Ладан

Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Кайда рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладан непосредственно участвует в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов. В последующем мажахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные) так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.

Учитель: стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события. (просмотр фрагмента из видеофильма «Война»)

Учитель: Этот фильм, основанный на реальных событиях, не может оставить нас равнодушными.

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере. Существуют и религиозные секты, которые поддерживают террористические акты.

Сообщение ученика: Религиозная секта, основана Сёко Асахарой в 1987г. Асахара ставил задачу: захватить власть сначала в Японии, затем во всем мире. Привлеченными Асахарой специалистами было создано несколько центров по производству химического и бактериологического оружия. Для проверки эффективности изготовленного зарина была проведена химическая атака в Мацумото. В последующем, для распыления ядовитых веществ, предлагалось использовать беспилотные самолеты. На ноябрь1995г. планировалось проведение широкомасштабной операции по уничтожению людей. Но к началу 1995г. организация привлекла внимание полиции (на неё пало подозрение в совершении убийств). Чтобы отвлечь внимание, проводится химическая атака. 20 марта 1995г. на 6 линиях метро в Токио, Иокогаме погибло 10 человек, 4700 отравлено. Отделения секты находились в Австрии, России, Германии, на Украине, Шри-Ланки, Югославии, США. После разоблачения сфера деятельности и масштабы были сокращены, хотя на свободе остается ещё несколько руководителей, вина которых не была доказана.

Сообщение ученика: террористические организации пользуются информационной поддержкой телекомпаний Аль – Джазира. Прошлое показало, что любое применение силы со стороны чужеземцев приводит к яростному сопротивлению. Так британский политический обозреватель Патрик Силь считает, что США проводит в высшей степени опасную политику, грозящую восстанием арабов и мусульман, что не может привести ни к чему иному, кроме как к учащению терактов и насилию. Арабский и мусульманский мир не потерпит новую колонизацию, а Аль–Каида может вновь ударить в любой день. Аналитики считают, что сочувствие арабов Америке после 11 сентября 2005 уже испарилось, так как США поддерживал «Израиль» ведет крестовый поход на ислам. Международные террористы действуют скоординировано. Наряду с Афганистаном ряд других стран оказывают террористам поддержку, допуская присутствие на своей территории боевиков, представляют возможность для их отдыха, лечения и обучения. Дипломатические миссии ряда стран используются, как убежища для террористов или как склады техники. С территории этих стран, отдохнувшие и довооруженные, бандитские формирования, вновь забрасываются на территорию государств, сея смерть и разрушения. Например: Северный Кавказ в России; организованные погромы во Франции; теракт в Иерусалиме.

Сообщение ученика: Ужесточение правовой базы позволит более эффективно противостоять деятельности таких организаций экстремистского толка, как «Хизб – ут - Тахир» один из первых постулатов, которой – создание единого исламского халифата на территории стран Центральной Азии при установлении существующих государственных институтов в регионе, реальной угрозы эта организация не представляет и не предпринимает действий террористического характера, однако анализ материалов показывает, что организация имеет далеко идущие планы и хочет построить на территории Центральной Азии происламское государство.

Учитель: «Терроризм» один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Попробуем в самых общих чертах определить терроризм и выделить его основные разновидности.

Сообщение ученика: Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.

  1. Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.
  2. Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.
  3. Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.
  4. Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.
  5. Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.

Учитель: Итак, беглое исследование разновидностей терроризма показывает, что данное явление имеет некоторое универсальное основание свойственное всем его разновидностям. Проблемы международного и внутреннего терроризма актуальны для многих стран с развитой ядерной энергетикой. Взрывы в доме правительства в городе Оклахома – Сити (1995г.), в Нью – Йоркском центре торговли в 1994г. в США. Серия терактов в подземном метрополитене в Лондоне. Массовые беспорядки, поджоги школ, детских садов, ресторанов, машин в Париже и других городах Франции (2005г.). Применение отравляющих веществ сектой Аум Синрике в токийском метро указывает на реальность использования массового поражения. Теракт 11 сентября 2001г. в США. Нападение террористов на Нальчик (2005г.) Этот список можно продолжать. Но может пора остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках молодого поколения!

Живой разговор по этой теме:

  1. Почему возникают конфликты? Как разрешаются они в школе? Классе?
  2. Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?
  3. Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.
  4. Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости? Аргументируйте свой ответ.

А закончим наш устный журнал стихотворением Татьяны Федоровой «Странник».

В небе сияло солнце, землю сушило жаром,
Травы поили воздух черным сонным угаром.
Шел по дороге Странник, пыльный и загорелый,
Думал о смысле жизни, несовершенстве тела…
И оказался Странник в темной еловой чаще.
Встретил он на дороге группу людей кричащих.
Палками и камнями, гневно крича проклятья,
Женщину люди били в ярком богатом платье.
Оправдывая перед Странником жестокость и беспощадность,
Люди сказали хором : «Мы убиваем Жадность».
И, покачав головою, Странник покинул поле.
Много он видел грязи, много страданий, боли.
Вечер сменялся ночью, ночь вытесняло утро.
Дни чередой бежали – секунды, часы, минуты.
Снегом земля покрылась, в поле кружился ветер,
Шел по дороге Странник – вечно один на свете.
Группу людей увидел Странник у черной речки.
Люди в воде топили злобного человечка.
Показывая на человечка, держа его крепко за локоть,
Люди сказали хором: «Имя ему – Жестокость!»
И, покачав головою, Странник ушел по снегу
И по дороге встретил странного человека.
Шел он босой и голый, бил себя длинной палкой.
Был он ужасно тощий, синий, в крови и жалкий.
Страннику так объяснил он, видя во взгляде жалость: «Я в себе убиваю Жестокость, я убиваю Жадность».
Справившись с удивленьем, вновь покачав головою,
Странник ему ответил : «Их надо бить любовью!
Много вещей я видел, много людей я встретил:
Каждый десятый жаден, мстителен каждый третий,
Каждый четвертый развратен и каждый себя погубит.
Я не встречал ни разу того, кто вечно любит».
И тихо махнув рукою, Странник ушел по снегу
Искать по белому свету Любящего Человека

Учитель: Я надеюсь, что ваши сердца будут наполнены только любовью. И мы громко скажем:

«Нет экстремизму! Нет терроризму!»