Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории

Разделы: История и обществознание


Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) – комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоциями, интеллектом, самостоятельностью творческого и критического мышления, мировоззрения, воображения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний.

Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху;
  • интегрально представлять исторические факты и явления;
  • соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
  • раскрыть предмет с разных сторон.

Эффективность усвоения учащимися курса истории и обществоведения во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса, как известно, являются следующие:

  1. Научно-обоснованная учебная программа курса, соответствующая Государственному стандарту образования.
  2. Продуманная и оптимальная методика проведения занятий.
  3. Соответствующий современным тенденциям в образовании учебно-материальный комплекс (УМК).
  4. Необходимые передовые средства обучения.

Не умаляя значения первых двух компонентов, можно абсолютно точно сказать, что в изучении курса истории и обществознания учащимися ведущую роль играют УМК и передовые средства обучения. Следует учитывать тот факт, что система средств обучения индивидуальна для каждой предметной области. Кабинеты, оборудованные соответственным учебным имуществом и различными материальными средствами обучения, используются для прививания учащимся навыков и теоретических знаний. На современном этапе развития науки и техники новшества коснулись и учебного процесса.

Один из самых важных и наиболее распространенных средств обучения в школе остается учебник. Учебник играет значительную роль в обучении курса истории, связанный с другими учебно-наглядными пособиями и учебными средствами. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает.

Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.

Учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает иногда впечатление, что учитель и учащиеся говорят на разных языках. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражая точку зрения какой-либо стороны, часто стилистически неграмотно изложены. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень маленький политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстракцией. Именно поэтому конкретно-образное познание в развитии учащихся является как самостоятельным процессом, так и средством формирования абстрактных мыслей.

Интересен другой вопрос – какая часть информации остается в памяти учащихся в виде научных знаний.

Как известно, без ощущений, без живого созерцания невозможно познание — к каким бы уровням абстракции наука ни прибегала. Чувственное, живое созерцание составляет первоначальный (исходный) этап процесса познания. Самые сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что, естественно, придает огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо снабдить школьников «данными наблюдений», образами, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения. Я ежегодно в 11 классе показываю фильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм». Фильм был снят еще в 60-е годы ХХ века. Он является шедевром не только киномотографии, но и документалистики. И я вижу глаза ребят, их эмоциональное состояние после просмотра фильма, читаю их эссе на тему «В чем опасность фашизма?», и делаю вывод – воздействие этого фильма на старшеклассников сегодняшнего поколения так же сильно, как в свое время и на нас.

Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.

Отметим, что никогда еще этот навык не был так важен, как сегодня, поскольку роль наблюдения в производстве, труде и в самых различных областях человеческой деятельности резко возросла. Технологические процессы, авиация, транспорт, связь, медицина и даже педагогика ныне все больше и больше связаны с информацией, получаемой через прибор, экран. Всякое наблюдение есть начало анализа, абстрагирования, отбора фактов для определения их сущности. «При каждом внимательном взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем», – справедливо отмечал Гёте.

Гармоническое развитие личности, сложные задачи умственного развития учащихся требуют от учителя умелой организации всего чувственного познания ученика. «Золотое правило» дидактики – наглядность, выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Наглядные пособия являются одним из средств достижения целей обучения, они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. Этому способствует распространение в обучении видеоматериалов, кинофильмов, телевидения и других технических средств обучения.

Развитие и широкое применение средств кинематографии охватывает период немногим более 90 лет. Кино как средство наглядности возникло не случайно. Его появление в науке и в педагогическом процессе было подготовлено применением статичных – экранных пособий учеными и педагогами, которые с большим вниманием отнеслись к изобретению кинематографии или, как ее тогда называли, «живой» фотографии.

Можно выделить следующие особенности урока с применением кинофильма:

  1. Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
  2. Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
  3. Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.
  4. Учебные фильмы по истории – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.

На уроках истории при изучении нового материала кинофильмы могут служить:

  • основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
  • дополнительным источником знаний – информация;
  • иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.

В первом случае фильм заменяет устное изложение темы учителем или первоначальное ознакомление с ней по учебнику, во втором – учащиеся знакомятся с темой частично по фильму, частично по рассказу учителя или учебнику, в третьем – фильм (чаще фрагмент фильма) призван наглядно подтвердить слова учителя или положения учебника.

Таким образом, влияние наглядности на формирование образного мышления у учащихся очень велико, хотя на основе одного и того же наглядного пособия у учеников может возникнуть разный уровень и характер отражения действительности в чувственных образах. Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, воспроизводя логику изложения материала, к художественному описанию (поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений). И учитель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического или обществоведческого материала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.

Проникновение в нашу жизнь электронных средств массовой коммуникации позволяет решать задачи медиаобразования:

  • подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
  • обучение человека понимать ее и разбираться в её качестве;
  • осознание разрушительности воздействия негативной информации на собственную психику;
  • развитие вкуса и системы защиты (это – низкопробная информация и её надо отключить);
  • овладение способами общения с помощью технических средств.

Видео, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету (диск, сайт), в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Уже сегодня созданы компьютерные пособия с объемным изображением и звуком, рассчитанные на развитие памяти, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные фильмы, энциклопедии, газеты, журналы, интернетные сайты и многое другое. Всё это очень хорошо. Но эти достижения носят индивидуальный характер – они рассчитаны на одного ученика, на одного учителя. В классе этими материалами достаточно сложно воспользоваться.

Владение современными технологиями может помочь творчески мыслящим учителям использовать в полной мере достижения современных технологий. Созданные разными фирмами (НГО, ВВС и др.) документальные фильмы можно продемонстрировать в учебном процессе, но при этом обнаруживаются серьезные проблемы в их использовании. Обозначим некоторые из них на примере фильма «Настоящий неандерталец» (ВВС):

  • большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся;
  • большая доля времени в фильме игрового кино – рассказ о том, как делались открытия, велись исследования (а это несколько иная тема – для другого урока);
  • большое количество различных участников – ученые, ведущие, актеры – калейдоскоп мнений;
  • большая продолжительность – 55 минут времени, а оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;
  • отсутствие методического аппарата – дается только информация, иллюстративный материал;
  • монолитность материала – отсутствие разбивки на логические блоки, перебивание одной темы другой, затем возврат к предыдущей теме;
  • переход от описания жизни неандертальца к рассуждению ученого моментален – учащиеся не успевают «переключиться» с одной темы на другую;
  • пока идет описание закадровый текст читает диктор, дублирующий фильм, а при выступлении ученых – на английскую речь накладывается русский перевод, что усложняет восприятие материала;
  • несоответствие расположения материала логике и структуре урока – необходимость учителя подстраиваться под замысел авторов фильма.

Решить эти проблемы позволяет самостоятельная творческая работа учителя – работа с программами типа Studio: STOIK Imaging, Pinnacle Studio 12; Movie Maker и др. так как, к сожалению, нашему телевидению проще выпустить бессмысленный сериал, чем серьезную работу, так необходимую школе.

Видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся – с ними еще надо поработать:

  1. Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока.
  2. Разбить его на смысловые блоки.
  3. Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.

Такие «усовершенствованные» фильмы: «Настоящий неандерталец», «Каменный век», смонтированные на основе фильмов ВВС, я использую на уроке. Это позволяет в оптимальных условиях (22 и 17 мин. показа), не только дать яркий иллюстративный материал и зрительный ряд, но и использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном варианте.

Но использование медиатехники в обычной школе пока серьезно затруднено не только нехваткой технических средств, но и недостатками имеющегося медиативного материала. Ещё 20 лет назад только по истории существовало более 300 учебных фильмов, которые можно было использовать на уроке, они обладали очень серьезными достоинствами – учетом возрастных особенностей учащихся, глубиной и логикой изложения материала, композицией, оформлением, вкусом и др. Теперь в этом вопросе возникают серьезные проблемы.

Во-первых, в фильмотеках района этих фильмов нет (неужели нельзя восстановить старые кинофильмы, тем более современная техника позволяет оцифровать любой материал).

Во-вторых, документальные фильмы, которые выпускают различные студии, носят явно конъюнктурный, слишком эмоциональный и политизированный характер, что недопустимо при показе в школе.

В третьих, в школьные библиотеки поступило большое количество дисков с материалами, которые учитель может применить на уроке, но в большинстве из них требуются либо медиапроектор, либо компьютерный класс. Кроме того, составители этих программ, судя по всему, слабо представляют, что такое обыкновенная муниципальная школа и какими возможностями она располагает (не во всяком классе есть хотя бы видеодвойка, а иногда учитель приносит свой телевизор и плейер из дома).

С кем, вы деятели документального кино? Такой вопрос хочется задать нам, учителям, страдающим от того, что в очередной раз мы остаемся один на один в учебном процессе с доской, куском мела, и самодельными наглядными пособиями. Неужели нам придется осваивать новые профессии режиссера, сценариста и монтажера учебного фильма?..

Я надеюсь, что на это эссе обратят внимание те, кто может повлиять на организацию производства экранных наглядных пособий для улучшения учебного процесса, для развития образного мышления, способности учащихся думать над тем что они видят, слышат, над тем, что происходит вокруг них с позиции критического отношения к любой информации.