Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Дать учащимся понятие о фольклоре, познакомить с жанрами, видами фольклора.
  2. Обобщить сведения о жанрах, с которыми дети знакомились на практическом уровне, на протяжении всей своей предыдущей жизни. Расширение представлений о народном творчестве.

Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький

Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.

Ход урока.

I. Слово учителя:

Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.

Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.

- Это устное народное творчество.

- В научной литературе его называют фольклор (на доску).

- Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.

- Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.

Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа.

- Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.

II. Оформление опорного конспекта

Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.

III. Малые жанры фольклора:

  1. Детский фольклор - богат самыми различными видами: потешки, прибаутки, присказки, считалки, дразнилки – все они встречаются в вашей речи, и вы воспринимаете их как естественное и не думаете, что это фольклор.
  2. Сказки – сказка показывает, что добро прекрасно, а зло отвратительно.

Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

- Шел он долго ли, коротко ли,

* * *

Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

** *

Ни в сказке сказать, ни пером описать

Есть устойчивые выражения (добра молодца…)

г) Повествование отличается своеобразным ритмом:

  • герой должен пройти три испытания,
  • попадает в три царства, троекратное повторение
  • дается три задания,
  • произносятся три раза одни и те же слова:

“Ложись спать, утро вечера мудренее”.

3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения

а) Веками создавал народ мудрые изречения.

В них передавались главные мысли о жизни

  • как дорога человеку родная земля;
  • о дружбе и взаимопомощи;
  • о труде;
  • о чести;
  • о смелости. – И вообще обо всем, с чем в жизни встречается человек.

б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом

в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.

Они похожи друг на друга, но …

Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.

Поговорка – часть предложения.

(Завел сказку про белого бычка)

4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.

Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.

(Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).

- Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.

Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.

5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булатной на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

По-другому небылицы называют перевертышами.

6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.

Попробуйте:

- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.

- Наш Полкан попал в капкан.

- Сыворотка из-под простокваши.

7. Считалки – непременные участники детских игр.

- Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.

Главное – четкость ритма.

* * *

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Честных и добрых людей!

* * *

Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!

* * *

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!

8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).

а) 

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед 
И поехал в огород.

- дразнилка

б) 

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки 

- потешка (так потешают маленьких)

в) 

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке 
По кривой дорожке.

- прибаутка (всегда с усмешкой)

г) 

Божия коровка,
Улети на небо, 
Принеси нам хлеба

- приговорка

д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:

Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы, 
В лесу ягоды, грибы. 
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!

 - это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь

е) 

Радуга – дуга, 
Не давай дождя, 
Давай солнышко
Под оконышко! 

Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките, 
Дождем землю промочите!

- частушки

Гром, гром, 
Не бей в наш дом. 
А бей в колоду - 
В холодную воду! 

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке, 
На меня по крошке.
А на Бабу – Ягу
Лей по целому ведру!

Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.

- колядки

д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.

II. Закрепление изученного.

1. Играем со словами!

Отгадайте: 

На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет (Эхо)

* * *

Красна девица, каменное сердце

* * *

Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)

* * *

Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел,
Домой в ладошке принес (заноза)

Гори, солнце, ярче!

Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:

Коровка – боговка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так давай!

* * *

Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко – то лети!
Если будет дождь – то сиди!

Улитку просят:

Улита, улита,
Выпусти рога!
Дам тебе я хлеба
И кусок пирога!

Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!

Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.

2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации

а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?

  1. По секрету всему свету.
  2. С болтунами держи язык за зубами.
  3. Не все мели, что знаешь.
  4. Видно, у нее язык без костей.
  5. Мельница мелит – мука будет, язык мелит – беда будет.

II часть.

Творчество родителей.

Посиделки “У самовара”